Высшая школа делового администрирования
Публикации
2020 (№ 3-16)

Ромашенькина Н.А. ФОРМЫ И МЕТОДЫ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Ромашенькина Надежда Анатольевна
учитель начальных классов, МАОУ "СОШ № 40" г. Чебоксары

Библиографическое описание: Ромашенькина Н.А. Формы и методы музейной педагогики в начальной школе // Современная начальная школа. 2020. № 10. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/10.pdf.

Формирование личности каждого ребёнка, воспитание достойного гражданина своей страны – одна из главнейших задач современного общества. Человек, имеющий активную жизненную позицию, способный нести ответственность за свои дела и поступки, умеющий принимать решения в различных жизненных ситуациях, ведущий активный, здоровый образ жизни – вот портрет современного лидера, востребованного обществом. [1]

Заботясь о мотивации обучения, я ориентируюсь не только на содержание урока, т.е. на то, что нужно усвоить детям, но и на то, как это сделать с наибольшей пользой для их развития. Как сохранить их эмоциональное благополучие, оптимизм, веру в свои силы, дать толчок к саморазвитию?

Одним из путей познания, на мой взгляд, является получение знаний с использованием музейной педагогики. Каждое занятие обязательно должно включать этап мотивации, актуализации знаний. Если ребёнок не поймёт, зачем он находится в музее, необходимо ли ему это, то его дальнейшая деятельность будет малоэффективна. [3]

Для создания мотивации использую следующие приёмы:

· «удивление». С первых минут вводится какое-либо сообщение, факт, который удивляет и заинтересовывает ребёнка, заставляя его таким образом продолжить активную работу в ходе занятия;

· постановка цели в форме игровой задачи;

· формулировка эпиграфа занятия. Эпиграф занятия задевает эмоциональную сферу (создание определённой атмосферы при помощи музыки, стихотворений, определённого рода информации) и способствует более успешному решению поставленных целей;

· постановка проблемной ситуации, для решения которой необходимо приложить определённые учебные усилия.

Через внедрение инновационных форм, сочетающих в себе музейную педагогику и образовательный процесс, для реализации единой системы «урок - внеурочная деятельность», мною были выбраны следующие формы использования музейной педагогики: массовые, групповые, индивидуальные.

К массовым формам относятся экскурсии, встречи с участниками и свидетелями исторических событий, краеведческие игры.

Специально организованные музейные уроки (знакомство с предметами, формирование навыков музейных коммуникаций)

Групповыми формами работы являются кружок, создание различных проектов, презентации, исследовательская работа. Учебное занятие стараюсь планировать так, чтобы значительное место в нём занимала самостоятельная работа детей по предварительному заданию педагога.

Работа в музее как часть урока (создание образов, «погружение в атмосферу старины», эвристические беседы); Используя метод «погружения в прошлое» на уроке по литературному чтению по теме «Устное народное творчество», дети познакомились со старинными вещами и словами, которые сейчас мы не употребляем. [2]

Индивидуальная работа предполагает работу с документальными материалами, подготовку докладов, рефератов, запись воспоминаний, выполнение познавательных заданий, переписку с ветеранами, персональные выставки учащихся, разработку индивидуально-образовательных маршрутов с экспонатами школьных музеев по экспозициям, городу, области. Наблюдение за жизнью и бытом изучаемого народа. C учащимися была проведена исследовательская работа «А у нас в квартире газ, а у Вас буржуйка». Дети побывали в чуме, познакомились с жизнью и бытом коренных малочисленных народов севера.

Также использую интерактивные формы работы: «перевоплощение» в экскурсовода. Ученику даётся задание провести экскурсию для иностранных граждан по нашему городу. Или рассказать о русском народном костюме. Использую различные световые и звуковые эффекты, музыкальные оформления.

Театрализация, которой завершаю итоговый урок по литературному чтению. На основе изученного материала, учащиеся работают над подготовкой костюмов, над декорациями, соответствующих данной теме, а сценарием может стать литературное произведение из изученного раздела.

Игровая ситуация. При проведении экскурсий по теме «Великая Отечественная война» младшим школьникам предлагаю стать партизанским отрядом и по заданному маршруту найти знамя полка.

К нетрадиционным формам (технологиям) проведения урока, которые могут применятся в музейной педагогике относятся:

- интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях. Эффективно использовать интегрированные уроки. Они позволяют экономить время, т.к. дают возможность не дублировать материал на разных предметах; повышают качество знаний учащихся; развивают творческую фантазию школьников; обогащают их речь; повышают эрудицию и познание; воспитывают музейную культуру и эстетический вкус.

- уроки в форме соревнований и игр, конкурсов, турниров, эстафет, викторин;

- уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, репортаж;

- уроки на основе нетрадиционной организации и представления учебного материала: урок мудрости, урок мужества, урок любви, урок-презентация;

- уроки с использованием фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз;

- уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: урок-суд, следствие, дебаты в парламенте. [4]

Таким образом, из вышеизложенного можно сделать следующее заключение: одним из факторов повышения мотивации обучения младших школьников можно назвать использование элементов музейной педагогики на уроках и во внеурочной деятельности.

Предлагаемые формы работы увлекают учащихся своей необычностью проведения, побуждают их думать, переживать, анализировать факты культуры, повышают интерес к учёбе, закрепляют знания, приобретённые на уроке, вызывают интерес к изучаемому материалу, дают стабильно положительны результаты, следовательно, идёт формирование свободной, творческой, инициативной личности.

Библиографический список

1. Амонашвили Ш.А.Личностно-гуманная основа педагогического процесса. / Ш.А.Амонашвили / Минск,1990.-С. 112-132.

2. Ванслова Е.Г. Музей и школа. – М: Просвещение, 1985. С.96-99.

3. Кудрина Т.А. Музей и школа. – М., 1985. С.177.

4. МорозоваА.Н. Мельникова О.В. Музейная педагогика. – М., 2006. С.414.

5. Медведев Е.Б. Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина / Культурно-образовательная деятельность музеев. – М., 1997. С.23.