Высшая школа делового администрирования
Публикации
2020 (№ 3-16)

Дягилев М.В. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМИКС КАК ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗ-ВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ ИСТОРИИ

Дягилев Михаил Васильевич
учитель, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 100, г. Нижний Тагил

Библиографическое описание: Дягилев М.В. Образовательный комикс как проектная технология развития творческого мышления младших подростков на уроках истории // Современная начальная школа. 2020. № 6. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/06.pdf.

Современный урок истории должен быть разработан в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения. Данный нормативно-правовой акт предполагает основной концептуальной моделью образовательного процесса – системно-деятельностный подход. Из данного тезиса следует, что учитель истории должен применять в образовательном процессе различные формы, методы средства и технологии, которые направлены на обучение, воспитание и развитие личности. Системно-деятельностный подход ориентирует педагогический процесс на создание определенного продукта учащимся на уроке истории и больший акцент на самостоятельную деятельность учащихся в ходе урока. В рамках основных принципов системно-деятельностного подхода, триединой цели современного образования в России, большое внимание уделяется нетрадиционным формам, методам и средствам обучения истории. Особое внимание стоит уделить проектной деятельности. Продукт деятельности, который создается в рамках отдельного урока, можно считать проектом. В рамках проблематики данной статьи, акцент сделан на образовательный комикс как проектную технологию педагогической деятельности. Отметим, что образовательный комикс в данном исследовании мы идентифицируем с проектом и проектной технологией в воспитании, обучении и развитии учащегося. Данный тезис может быть подкреплен следующими характеристиками проекта и проектной технологии, выделяемые Е.С.Полат, которые мы можем обнаружить в образовательных комиксах. Во-первых, целеполагание, которое заключается в осознании и постановки цели создания образовательного комикса учащимся. Во-вторых, создание продукта творческой деятельности, т.е. собственно образовательного комикса. В-третьих, изучение и систематизация информации учащимся позволяет создать творческо-исследовательский продукт, т.е. образовательный комикс. В-четвертых, атрибуция комикса как проекта (название, цель, задачи, исследовательское поле). Мы видим, что образовательный комикс включает в себя три функции проектной технологии: исследовательскую, образовательную, творческую.

Образовательный комикс как средство обучения отдельным предметам появился достаточно давно. В 1845 году в США был создан один из первых образовательных комиксов, а впоследствии они стали популярны в 1930-е годы в Европе и Америке. В нашей стране данному средству обучения не придают большого значения, архетипично думая, что комикс – это юмористический жанр типографики. В 2002 году состоялся круглый стол «Комикс в образовании: есть ли польза от дела?», на котором разбирались вопросы внедрения комикса в образовательную сферу Российской Федерации. Отметим, что до настоящего времени, комиксы внедряются в образовательный процесс единично. Причиной данной реакции сообщества на образовательные комиксы можно считать закрытость потенциала данного средства обучения общественности, боязнь формирования «клиповости» мышления и уход от первоисточников.

Потенциал образовательных комиксов достаточно широк, их можно применять для обучения различным предметам школьного курса. Хочется, подробнее рассмотреть взаимосвязь образовательного комикса и урока истории. Следует понимать, что образовательный комикс используется на уроке истории чаще всего в контексте процесса обучения какой-либо теме. Но тематика статьи направлена на несколько другую сторону использования образовательного комикса в учебной деятельности, а именно – на процесс развития творческого мышления младших подростков. В заключении статьи будет представлена методика использования комикса в процессе обучения, а сейчас более конкретно познакомимся с тем, каким образом комикс развивает основные элементы творческого мышления младших подростков и что в психологической науке представляет данный возрастной период.

Подростковый возраст в психологической науке считается одним из самых сложных периодов в развитии ребенка. Некоторые авторы называют данный этап – кризисным, так как во время нахождения ребенка в этом возрасте происходят качественные изменения в психике. Попытаемся определиться с периодизацией, особенностями данного возраста, а также сделаем акцент на интеллектуальной деятельности подростка.

Л.С.Выготский говорил о том, что подростковый возраст хронологически вписывается в промежуток от 11-12 до 15-16 лет жизни ребенка. Также Выготский делил подростковый период на три этапа:

· Младший подростковый возраст (от 11-12 до 13-14 лет);

· Этап, связанный с кризисом 13 лет;

· Старший подростковый возраст (от 13-14 лет до 15-16 лет).

Отметим, что подростковый возраст можно считать промежуточным звеном, между младшим школьным возрастом, во время которого закладываются основные интеллектуальные и моральные качества личности, и периодом, когда ребенок становится старшеклассником. В последнем периоде, достаточно четко проявляется профилизация познавательной и учебной сферы ребенка. Но стоит уточнить, что именно младший подростковый период, во-первых, является сензитивным для развития творческого мышления учащегося, а во-вторых, подготавливает учащегося к дальнейшему выбору определенного блока учебных дисциплин для учебно-интеллектуальной деятельности.

В ходе педагогической практики, были выявлены следующие педагогические условия, адаптированные для младшего подросткового возраста и необходимые для развития творческого мышления рассматриваемой возрастной группы:

· Использование активных методов для развития продуктивности и оригинальности мышления младших подростков;

· Создание учителем ситуации успеха и поощрение активности учащегося;

· Смена видов деятельности в период организации учебного пространства;

· Использование нетрадиционных средств урочной деятельности (в том числе образовательных комиксов);

· Предоставление младшим подросткам возможности создавать творческие проекты, работы, высказывать свои идеи и мнения;

Возвращаясь к образовательному комиксу, отметим, что данная проектная технология достаточно четко отражает один из основных принципов педагогики – принцип наглядности. Образовательный комикс обязательно разрабатывается учащимся по определенной теме урока или по определенной части темы урока. Комикс состоит из вербальной и невербальной частей, которые должны гармонично сочетаться между собой, так как одна должна дополнять другую. Вербальная часть комикса показывает текстовый элемент, то есть она является некой аннотацией к изображению. Невербальная часть – это схема или изображение, которое визуально показывает вербальную часть. Очень важно, чтобы на уроке, учащийся 5 класса сам создал комикс по отдельной теме урока истории.

Учитель, при выборе образовательного комикса как средства обучения и развития должен четко следовать рабочей программе по истории. Осуществляя свою профессиональную деятельность в контексте рабочей программы по всеобщей истории по предметной линии учебников А.А.Вигасина – О.С.Сороко-Цюпы, мною была выбрана тема урока «Греки и критяне», по которой учащиеся 5 класса создавали комиксы по трем направлениям: «Миф о Дедале и Икаре», «Легенда о Кносском дворце», «Миф о Минотавре». Основой задачей учителя при данном построении урока считается объяснение значимости работы по созданию комиксов учащимся. Очень важным моментом является жесткость заданных критериев для выполнения работы: содержательных, временных и оценочных. При создании образовательного комикса у учащихся формируются следующие элементы творческого мышления:

· Гибкость мышления. Образовательный комикс формирует различные версии трактовки и систематизации информации в творческий продукт;

· Продуктивность (беглость) мышления младших подростков. Образовательный комикс формирует быстроту реакции к выполнению задания и качественности его выполнения;

· Оригинальность мышления младших подростков. Образовательный комикс формирует навык эстетики, художественного развития учащегося, креативности;

· Способность к детальной разработке придуманных идей. Образовательный комикс формирует навык продолжения работы по изучению и рассмотрению темы, представленной в творческой работе на уроке, а также навык защиты творческого продукта.

После создания образовательного комикса, можно приступать к процессу изучения темы, запечатленной учащимися в комиксе. Основными принципами методики обучения истории с помощью образовательного комикса являются:

· Постепенное перемещение внимания учащихся с одной части комикса на другую;

· Перемещение должно сопровождаться вопросами учителя.

· Движение по строго заданной цепочке событий.

Данные принципы могут развить причинно-следственные связи в рамках изучения отдельных тем по истории.

В заключение хочется обозначить выбор образовательного комикса как средства обучения истории и развития творческих способностей младших подростков. История по своей предметно-содержательной составляющей достаточно информативный предмет. Комиксы позволяют сжать информативную часть истории и очень лаконично представить ее в виде визуального ряда, который сопровождается текстовыми вставками. Неправильно думать, что сжатие информации является негативным проявлением в процессе обучения истории. Отметим, что учащиеся перед тем, как создать комикс, изучают и знакомятся с первоисточниками и параграфом учебника. Образовательный комикс можно считать продуктом обобщения и систематизации полученных знаний в ходе изучения отдельных тем по истории. Образовательный комикс сочетает в себе два очень важных результата: предметный и личностный.

В современном обществе большое значение играет креативная, творческая личность, которая достаточно гибко и адаптивно реагирует на различные социальные и политические изменения. Общественный и государственный заказ в сфере образования заключается в создании личности данного вида, которая бы обладала высокой профессиональной компетентностью. Все вышеназванные компоненты, которые теоретически относятся к творческому мышлению, формирует школа в процессе обучения и воспитания детей. Данный факт в иной раз показывает актуальность проведенного исследования. Интеграция знаниевого и личностно-творческого компонентов направлена на синтез предметной области и личностного потенциала, а также учета интересов учащегося. Вышеназванные элементы творческого мышления будут базисом для дальнейшего становления личности подростка в профессиональной и социальной сферах.



Ю. А. «Миф о Дедале и Икаре». 5 класс.

П. В. «Легенда о Кносском дворце». 5 класс.

Ю. Т. «Легенда о Кносском дворце». 5 класс.

И. Н. «Миф о Дедале и Икаре». 5 класс.