Высшая школа делового администрирования
Публикации
2023

Кузнецова П.В. СПЕЦИФИКА ТРЕВОЖНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Библиографическое описание:
Кузнецова П.В. СПЕЦИФИКА ТРЕВОЖНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Современная начальная школа. 2023. № 10 (53). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2023/53.pdf.

Аннотация. В статье рассматривается проблема тревожности детей младшего школьного возраста. Изучены и описаны общие и половозрастные особенности второклассников по различным аспектам школьной тревожности. Приведены данные диагностики исследования уровня тревожности у младших школьников по ряду параметров (страх самовыражения, страх не соответствовать ожиданиям окружающих и др.). Намечены пути дальнейшего исследования в связи с выявленными различиями обучающихся разных образовательных организаций.

Ключевые слова: школьная тревожность; младшие школьники; начальная школа; эмоциональные состояния; тревожные состояния

Актуальность изучения специфики тревожности в младшем школьном возрасте обусловлена возрастающим количеством и усложнением форм проявлений нарушений психоэмоциональных расстройств у обучающихся. В период начального общего образования, который является благоприятным для освоения социальной роли ученика, адаптации в новых общественных отношениях, современные школьники испытывают трудности разного характера, влияющие на формирование личностной тревожности [2].

На основе рассмотренных определений тревожности К. Хорни [5], Ю. В. Щербатых и Е. И. Ивлевой, Н. Д. Левитова и др., необходимо отметить, что тревожность – сложное и многогранное явление, суть которого заключается в том, что, по причине индивидуальных психологических особенностей организма, человек переживает негативную реакцию перед обстоятельствами, которые объективно не представляют для него опасности.

Особенностям тревожности и ее характеристикам посвящены множество крупных исследовательских работ, в частности, С. А. Амбаловой [1], О. А. Андриенко, М. А. Воронкиной, В. В. Долганиной, Е. А. Сорокумовой, Т. П. Усыниной и др.

Характеризуя младший школьный возраст, Н. А. Мишанкина отмечает, что у обучающихся окончательно осваивается учебная деятельность, формируется произвольность психических функций, возникают рефлексия, самоконтроль, ученик, в целом, учится действовать в соотношении со своим внутренним планом. При этом, к 6-7 годам у школьников уже имеется ряд эмоциональных, психологических и психических характеристик, которые важны для развития в данном возрастном периоде. У учащихся накапливается определенный практический, психологический и эмоциональный опыт, позволяющий им быстрее справляться с нагрузками в школе и быстрее адаптироваться к новой для них образовательной среде.

В. С. Мухина определяет три аспекта школьной зрелости – интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Первый подразумевает определенный багаж знаний, умений и навыков, которые необходимы учащемуся для успешного обучения в школе; второй – эмоциональные, психологические и психические характеристики, позволяющие уменьшить импульсивные реакции и возможность в течение длительного времени быть усидчивым, т. е. выполнять не самые привлекательные, с точки зрения развлечения, задания; третий – потребность и возможность ребёнка контактировать и коммуницировать с другими детьми, понимать свою роль в социальной группе среди детей, а также исполнять роль ученика в процессе обучения в школе [3].

А. М. Прихожан отмечает, что после поступления в школу у ребенка назревает внутренний конфликт, который вызван несогласованностью тех или иных действий и стремлений друг с другом, когда определенные «детские» потребности мешают ему самореализовываться. Чувство тревожности влияет не только на самочувствие детей, но и на их мышление. Обучающиеся воспринимают страх или опасность, о которых они беспокоятся, намного сильнее, чем они есть на самом деле. Обдумывание ситуации заставляет их волноваться и напрягаться [4].

Целью нашего исследования являлось изучение особенностей тревожности детей младшего школьного возраста. Всего в исследовании приняли участие 40 школьников вторых классов в возрасте от 7 до 8 лет (20 мальчиков и 20 девочек), классные руководители и учителя средних школ. Нами были использованы следующие методы: методика диагностики уровня школьной тревожности К. Филлипс, педагогическое наблюдение, экспертная оценка.

Более половины детей из первой школы по результатам проведения методики характеризуются высоким уровнем тревожности, при этом, 25% школьников имеют крайне высокий уровень тревожности. Сравнивая мальчиков и девочек, можно отметить, что к повышенному уровню тревожности больше склонны девочки.

Далее необходимо обратиться к 8 ключевым параметрам, по которым имелась возможность оценить детей при помощи методики диагностики уровня школьной тревожности. Наиболее высокий показатель наблюдается в 2 параметрах – страх самовыражения (52,5%) и страх не соответствовать ожиданиям окружающих (49%). Эти параметры могут влиять на качество межличностных отношений, успешности в учебной деятельности детей младшего школьного возраста. Достаточно высокий процент заметен также в параметрах общая тревожность (44,5%) и переживания социального стресса (45,9%). По другим параметрам результаты, следующие: фрустрация потребности в достижении успеха и страх ситуации проверки знаний проявляется у 40% обучающихся, проблемы и страхи в отношениях с учителями проявляются у 24,3% школьников. Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод о том, что уровень тревожности у детей младшего школьного возраста первой школы, в целом, достаточно высокий, поскольку более половины, как мальчиков, так и девочек, испытывают ту или иную степень тревожности.

Далее мы рассматривали уровень школьной тревожности у детей второй школы. 64% второклассников из этой школы характеризуются достаточно низким уровнем тревожности у учащихся младшего школьного возраста данной группы. При этом 20% школьников, тем не менее, показали повышенный уровень, а 5% обучающихся – высокий. Сравнивая мальчиков и девочек, не выявлено различий по уровню тревожности.

Анализируя результаты по 8 ключевым параметрам уровня школьной тревожности, можно отметить, что высоким можно назвать только один показатель – страх самовыражения, которым характеризуется 40% школьников. В то же время, все остальные показатели проявляются значительно ниже. Уровень тревожности у детей младшего школьного возраста Константиновской школы, в целом, достаточно низкий, поскольку более половины, как мальчиков, так и девочек, как показало исследование, не испытывают ту или иную степень тревожности.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что уровень тревожности в первой и во второй школах был выявлен неодинаковый, в связи с чем, необходимо изучить причины данного явления. Мы предполагаем в дальнейшем установить взаимосвязь между уровнем тревожности с другим параметром, в частности, с особенностями межличностных отношений внутри классных коллективов, что позволит определить, оказывают ли эти два фактора влияние друг на друга.

Литература

1. Амбалова, С. А. Психологические проблемы учеников младших классов средней общеобразовательной школы / С. А. Амбалова // АНИ: педагогика и психология. – 2018. – № 4 (25). – С. 280-283.

2. Камакина, О. Ю. Психология здоровья младших школьников: монография / О. Ю. Камакина. – Ярославль: РИО ЯГПУ, 2021. – 183 с.

3. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учеб. для вузов / В. С. Мухина. – Москва: Академия, 1999. – 456 с.

4. Прихожан, А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А. М. Прихожан. – Москва: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2000. – 304 с.

5. Хорни, К. Собрание сочинений: в 3 т. Т. 2 / К. Хорни. – Москва: Смысл, 1997. – С. 174-180