Высшая школа делового администрирования
Публикации
2020 (№ 3-16)

Кривоногова Н.Н., Никитина Р.В. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ НАШЕГО КРАЯ»

Кривоногова Наталья Николаевна, Никитина Римма Васильевна
учителя начальных классов, МБОУ СШ № 81, г. Ульяновск

Библиографическое описание: Кривоногова Н.Н., Никитина Р.В. Экологическая разработка «Зимующие птицы нашего края» // Современная начальная школа. 2020. № 13. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/13.pdf.

Мы вступили в третье тысячелетие, в эпоху новых взаимоотношений с окружающей средой. “Эпоху, когда людям, для того, чтобы выжить, приходится начинать думать по-иному, чем до сих пор.” (Н.Н. Моисеев)

Становится ясно, что спасти окружающую среду от деградации человечество сможет при условии осознания каждым человеком своей гражданской позиции, ответственности за судьбу своего общего дома — Земля. Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности. Это взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни.

Особую роль в этом процессе занимают детские годы – дошкольный и в особенности младший школьный возраст. В наши дни под влиянием новейших психолого-педагогических исследований и передовой педагогической практики идёт переосмысление роли и значимости этого возрастного этапа в системе общешкольного образования. Детство — это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём; формирование многогранных отношений к природе и людям. Начальная школа — важнейший этап в становлении научно-познавательных, эмоционально-нравственных, практически-деятельностных отношений детей к окружающей среде и своему здоровью на основе единства чувственного и рационального познания природного и социального окружения человека.

Предлагаемое в статье мероприятие, развивает интерес и любовь к природе, желание ее охранять, преобразовывать. Она формирует у детей познавательное и эстетическое отношение к окружающей среде. Обучает правильному поведению в природе.

Цель мероприятия: расширение и обогащение знаний о зимующих птицах.

Задачи мероприятия:

· закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц;

· воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время;

· развивать интерес и любовь к окружающей среде родного края.

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

· определять и выражать своё отношение к проблеме зимующих птиц;

· делать выбор, как помочь птицам: принести корм, сделать кормушку, нарисовать листовку.

Регулятивные УУД:

· формулировать проблему «Почему птицам зимой тяжело»;

· составлять план решения проблемы «Как помочь птицам».

Познавательные УУД:

· перерабатывать полученную информацию о птицах;

· отбирать необходимую информацию о птицах при подготовке сообщения;

· добывать новые знания из информации, представленной в форме текста.

Коммуникативные УУД:

· донести свою позицию о проблеме зимующих птиц до других;

· слушать других, задавать вопросы;

· читать и обсуждать текст, отвечать на вопросы по тексту; работать в группе.

Оборудование: выставка книг, иллюстрации зимующих птиц, кормушки, презентации о птицах, образцы кормушек.

Ход классного часа

1.Организационный момент. Мотивация к познавательной деятельности.) - Тема нашего классного часа спрятана в загадке

Снится ночью по утру

Чудо-юдо на суку:

Острый клюв и два крыла,

Прилетит – плохи дела.

А кого паук боится?

Угадали? Это…. (птица)

2.Формулирование темы и цели классного часа.

О чём мы сегодня ведём разговор? А кто из вас задумывался о том, как живут наши зимующие птицы?

- На какие вопросы вы бы хотели получить ответы?

- Для чего нам нужны птицы?

- Наш классный час проводится в рамках Акции «Помоги зимующим птицам», которые живут в нашей местности, как помочь им пережить трудную зимнюю пору.

-. Во время метелей и сильных морозов многие птицы погибают от голода.

-Ребята! Посмотрите в окно. За окном зима. Она заколдовала всю природу: нарядила деревья в красивые платья, землю укрыла снежным покрывалом. Небо превратила в воздушную вату. Воздух свежий, морозный, бодрящий. Да, зима навела порядок везде! Только для птиц наступили суровые, тяжёлые времена.

Ученик.

Улетели птичьи стаи,

Лес в сугробах до небес.

Вот тогда мы и дождались

Наших северных гостей

Зимний лес не спит, а дремлет,

Серебром унизан весь.

Не покинув эту землю

Много птиц осталось здесь.

- Как называют птиц, которые улетают на юг? (перелётные)

- А как называют птиц, которые живут у нас зимой? (зимующие)

- Какие птицы зимуют у нас, мы узнаем, отгадав загадки.

3.Загадки о птицах. (Презентация)

*Серый, маленький, смешной

Скачет рядышком со мной.

Я ему насыплю крошки,

Отгоню подальше кошку.

Ты чирикай веселей,

Мой хороший… (Воробей)

* Всё время стучит, Деревья долбит. Но их не калечит, А только лечит. (Дятел)

* Непоседа пёстрая, Птица длиннохвостая. Птица говорливая, Самая болтливая. (Сорока)

* Спинкою зеленовата, Животиком желтовата, Чёрненькая шапочка И полоска шарфика. (Синичка)

*Чернокрылый, красногрудый, И зимой найдёт приют. Не боится он простуды, С первым снегом тут как тут. (Снегирь)

* У этой птицы крупное, продолговатое туловище, большие, крупные ноги. Ходит она большими шагами. Клюв крепкий, большой. Голова, горло и крылья чёрные, а остальное тело – серое (Ворона).

- Что объединяет всех этих птиц? (они не улетают, а живут у нас)

Птицы радуют нас в любое время года своим пением, внешним видом, повадками. Но им очень трудно в зимнее время у нас.

- Итак, многие зимующие птицы едят разную пищу - это помогает им пережить холода. Пища зимующих птиц - почки, семена, ягоды, не стоит давать свежий хлеб. В сильные холода птицы жмутся к человеческому жилью, где легче найти пищу. Лапы, клюв и окраска птиц хорошо приспособлены к добыванию пищи.

4. Игра «Не ошибись»

- Сейчас мы немножко отдохнём и проведём игру "Не ошибись". Встаньте. Если я буду называть какую-то птицу, то вы должны присесть, если эта птица зимует у нас, и замахать руками, как крыльями, если птица улетает на юг

(Соловей, дятел, клёст ласточка, утка, синица, свиристель, кукушка, скворец, воробей, аист, жаворонок, снегирь, ворона, сорока, журавль, тетерев, галка, грач,)

5. Кормушки и их виды.

– Как вы считает, ребята, что для зимующих птиц страшнее – холод или голод? Почему?

– Действительно, для птиц зимой страшнее голод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. Во время гололедицы ледяные корки на ветвях деревьев и на снегу затрудняют птицам добывание корма. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. В суровую зиму из десяти синичек выживает только одна. Поэтому необходимо помочь птицам в это трудное для них время.

Ученик. Вейтесь, русые стружки, поджидая зиму.

Мы готовим кормушки – угадайте, кому?

Кто летает, как мячик, мячик серенький мой?

Наше дело ребячье – уберечь их зимой.

Пуховые подушки на осинах белы.

Сыпьте зерна в кормушки, сыпьте корм на столы.

И они нам за это, зорко сад сторожа,

От вредителей летом сберегут урожай.

Вейтесь, русые стружки, поджидая зиму!

Мы готовим кормушки – угадайте, кому?

– Многие из ребят изготовили кормушки. Давайте их рассмотрим. Какая из кормушек наиболее удачная, удобная для птиц?

Учитель вместе с учащимися рассматривает и обсуждает различные виды кормушек.

– А где надо развешивать кормушки? (Кормушки надо развешивать в местах, спокойных для птиц и доступных для того, чтобы своевременно подсыпать в кормушку корм. Кормушку хорошо установить на балконе квартиры. Через стекло окна очень интересно наблюдать за птичьей столовой.)

Ученик. Висит кормушка на окне на радость нам и птицам.

И каждый день по сто друзей в окно мое стучится.

Синицы, галки, воробьи – тихони и задиры –

Стучатся дружно по утрам в окно моей квартиры.

Какая радость видеть птиц и слышать трель синичек!

Я каждый раз встречаю их, как дорогих сестричек.

6. Корм для зимующих птиц.

-Для различных видов птиц нужны различные корма. Клесты питаются только сосновыми или еловыми семенами. Дятел любит полакомиться семенами шишек и личинками насекомых в коре деревьев и веток.

Для птиц, которые прилетают к вам на кормушку, вы должны заранее заготовить корм. Делают это летом и осенью.

Семена подсолнечника едят почти все птицы и, в первую очередь, синицы и воробьи. Семена дыни и тыквы охотно едят все птицы, кроме синиц. Овес едят воробьи, если нет ничего лучше, синицы. Пшено и просо – любимая еда воробьев. Семена крапивы охотно едят все зимующие птицы.

Семена крапивы, репейника, конского щавеля, лебеды собирают в августе–сентябре, пока они еще не осыпались. Для заготовки семян срезают всё растение и хранят в виде веничков. Зимой венички вешают возле кормушек. Ягоды рябины и калины – любимая пища снегирей и свиристелей. Заготавливать лучше после первых заморозков. Хлебные крошки, остатки мучных и мясных продуктов тоже можно давать птицам. Сырое сало – превосходный корм для синиц и дятлов. Кусочки несоленого сала подвешивают на ниточках.

– Вы запомнили, какой корм едят зимующие птицы? Давайте проверим.

7.Игра «Определи корм»

С завязанными глазами ученик должен определить корм и вспомнить, кто им питается. В игре участвуют 4–6 человек.

– Молодцы ребята! Вы научились определять корм и знаете, кто из зимующих птиц какой корм любит.

-Чтобы наши пернатые друзья могли выжить, нужно им помочь: развесить кормушки. А где их взять? Купить? Можно купить, но лучше и интереснее сделать их своими руками, можно попросить о помощи родителей. И повесить их поскорее – пусть птицы будут под вашей защитой!

8. Советы орнитолога. (подготовленный ученик дает советы)

- Давайте послушаем советы орнитолога. Орнитология – раздел по зоологии, изучающий птиц. Это слово произошло от двух греческих слов: орнитос (птица), логос (учение).

1 учащийся: Подойдут для кормушки и пакеты из-под молока или сока. Нужно только прорезать 2-3 отверстия, насыпать корм и подвесить пакет к дереву.

2 учащийся: Можно использовать пластмассовые бутылки. Закрепляют кормовой столик с бортиками, а бутылку наполняют кормом и подвешивают почти вплотную к нему. Бутылку можно облепить корой, сухими листьями, мхом.

3 учащийся: Воробьев можно угостить крошками хлеба, крупой, различными семенами. Щеглы любят семена репейника, подсолнечника. Снегири и свиристели не прочь полакомиться плодами рябины, калины, бузины, шиповника, клена, ясеня, липы.

4 учащийся: А вот синичек можно угостить кусочком не соленого сала, которое подвешивают на веревочку. Еще можно повесить кусочки мяса. Любят синички сливочное масло, творог. Однообразный зерновой корм им не по вкусу. Нужна и животная пища.

-Я думаю, что теперь у каждого из вас, ребята, около дома, у окна будет висеть своя кормушка. Птицы быстро привыкают к такой столовой и станут частыми гостями в ней. А вы сможете наблюдать за ними, делать рисунки и записывать, что удалось заметить. Конечно, птицы не умеют разговаривать. Но они обязательно отблагодарят вас красивой весенней песней (включается фонограмма записи голосов птиц) и богатым урожаем, спасённым птицами, от вредителей вашего огорода (достаётся корзина с овощами и фруктами). Но самое главное, как я считаю, вы станете добрее, и бережнее относиться ко всему живому.

9. Занимательная страничка. Народные приметы.

-Ребята, а какие народные приметы вы знаете?

-А теперь, ребята, я назову вам несколько народных примет о птицах: Воробьи дружно чирикают – значит, будет оттепель. (Почирикайте)

В какую сторону ворона села носом – оттуда и будет ветер. (Покажите)

Вороны прячут клюв под крыло – к холодам. (Покажите)

Птицы садятся на верхушки деревьев – будет тепло.

Синички с утра пищат – будет мороз. (Попищите)

Зимой галки собираются к вечеру стаей и кричат – к ясной погоде, к потеплению. (Покричите)

Если зимой воробьи сидят на деревьях или строениях втихомолку – будет снег без ветра. (Помолчите)

Когда зимой вороны собираются целой стаей, летают, кружатся и каркают – жди снега или мороза. (Покаркайте)

10.Видеофильм «Зимующие птицы»

11.Итог классного часа.

- Какую цель мы ставили перед собой вначале нашего классного часа?

- Ответили ли мы на поставленные вопросы?

- Чему мы научились на занятии?

- Согласитесь, ребята, что птицы – очень интересные существа. Я думаю, что после классного часа вы будете по – другому относиться к маленьким, беззащитным пернатым друзьям. В заключении, послушайте стихотворение М Глазкова «Поделитесь с птицами едой!».

Поделитесь с птицами едой,

Накрошите хлеба им на блюдце.

Пусть они под вьюжною бедой

Не опустят крылья, не согнуться.

Поделитесь с птицами едой,

Чтоб они, как только снег растает,

Пронеслись над полою водой

До своих гнездовий шумной стаей.

Поделитесь с птицами едой,

И они отплатят доброй песней.

Ну а с песней жить – то интересней,

До ста лет всё будешь молодой…

Поделитесь с птицами едой.

- А теперь посмотрите за окно - видите, сколько птичек ждут обеда?! Я заранее приготовила корм, который разложила в мешочки. Вы сегодня многое узнали, и ни одно полученное знание не должно оставаться без применения его на практике! Давайте собираться на прогулку, и первое, что мы с вами сделаем: …. правильно, покормим птиц!

12.Рефлексия.

Ребята. Закройте глаза. На правую ладонь мысленно положите знания, которые были у вас о жизни зимующих птиц до классного часа, а на левую – те, которые получили сегодня. Соедините ладошки в «хлопке» и скажите друг другу «Спасибо».

Библиографический список

1. Энциклопедия для детей «Я познаю мир: Птицы» – М.: Издательство «АСТ», 2001.

2. Кульневич С.В. Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в начальной школе: Практическое пособие для учителей начальной школы. – Ростов н/Д: Творческий центр «Учитель», 2000.- 136 с.

3. Сухаревская Е.Ю.Занимательное естествознание. Природа Земли: Учебно-методическое пособие для учителей начальной школы. – Ростов н/Д: Издательство «Учитель», 2003.- 160 с.