должность-воспитатель
ГОУ РК «ФМЛИ»
Город Сыктывкар
В современном мире под влиянием человеческой деятельности происходят негативные изменения окружающей среды. Актуальность данной программы определяется необходимостью формирования осознания воспитанниками лицея-интерната значимости роли экологической культуры в обеспечении личного и общественного здоровья и безопасности.
Всем знакомы засыпанные мусором городские и деревенские улицы, обезображенные подъезды и заборы, сломанные деревца и растоптанные клумбы – свидетельства низкой экологической культуры в быту. Чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций, опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления.
Культура современного поведения подразумевает наличие экологического сознания – совокупности экологических и природоохранных знаний и представлений. Экологическое сознание мотивирует экологическое поведение - конкретные действия и поступки людей, которые направлены на сохранение и развитие экосистемы, поддержание экологических чистоты и порядка, проявление заботы об окружающей природе. Воспитание экологической культуры учащихся - один из способов предотвращения экологических проблем, кризисов и катастроф.
Таким образом, в соответствии с требованиями ФГОС воспитательный процесс лицея -интерната направлен на воспитание экологической культуры, формирование бережного отношения к окружающей среде, развитие умения работать с различными источниками информации, развитие навыков сотрудничества.
Программа экологического воспитания «Жизнь в стиле Эко» (далее - Программа) направлена на развитие мотивации и готовности обучающихся повышать свою экологическую культуру, действовать предусмотрительно, осознанно придерживаться экологически безопасного образа жизни, вести работу по экологическому просвещению, ценить природу как источник духовного развития, информации, красоты, здоровья, материального благополучия.
Данная программа представляет комплекс проектов, акций, творческих дел и мероприятий, ориентированных на экологические ценности. Структура Программы строится с учётом различных возрастных категорий воспитанников и учитывается умения социализироваться в коллективе, самостоятельно принимать решения и действовать.
Основные принципы реализации Программы
- принцип активности предполагает вовлечённость учащихся в специально разработанные различные виды индивидуальной и коллективной деятельности;
- принцип исследовательской творческой позиции. В ходе мероприятия участники осознают, обнаруживают, открывают идеи, свои личные ресурсы и особенности;
- принцип сотрудничества предусматривает объединение целей детей и взрослых, общение, взаимопонимание и взаимопомощь;
- принцип доверия и поддержки предполагает веру в воспитанника, доверие ему, поддержку его стремлений к самореализации;
- принцип деятельностного подхода (позволяет исследовать реальный процесс взаимодействия личности с окружающей средой и обеспечить решение жизненно важных задач);
- принцип духовности проявляется у учащихся смысложизненных духовных ориентаций, соблюдении общечеловеческих норм гуманистической морали, интеллектуальности и менталитета российского гражданина.
Программа по формированию экологической культуры реализуется через:
- тематические экскурсии,
- прогулки по паркам,
- просмотр художественных и документальных фильмов,
- беседы,
- конкурсы,
- тематические выставки,
- познавательные игры и викторины,
- коллективно - творческая деятельность,
- акции,
- трудовые десанты,
- проектно-исследовательская деятельность,
- практическая деятельность,
- выпуск брошюр, буклетов.
Программа экологического воспитания «Жизнь в стиле Эко» состоит из несколько блоков:
Блок «Экология на каждый день!» Обучение ежедневным экологическим шагам, касается ли это выбора продуктов, бытовой химии, грамотного использования ресурсов – все заставляет не только задуматься о своих привычках, но и том экологическом следе, который мы оставляем каждый день.
Блок «Мы – вместе!» Создание экологических сообществ. Формировать объединения экологической направленности, заявляющие о готовности сплотиться для решения экологических проблем, о желании самоорганизовываться в сообщества эколого заинтересованных граждан.
Блок «Я – гражданин Земли!» Развитие гражданской активности учащихся через медиа –среду.
Блок «Дорогу творчеству молодых: Дать возможность учащимся проявить свое «Я» Блок предполагает создание информационно-конкурсной площадки для выплеска творческой энергии учащихся.
Блок «Встречи с интересными людьми» Возможность увидеть глаза собеседника, его эмоциональную реакцию, задать вопрос, подискутировать, выразить свою точку зрения на открытой реальной площадке гораздо привлекательнее для учащихся, а в целях просвещения намного эффективнее по многим параметрам, чем виртуальное пространство.
Цель программы: формирование экологической культуры у учащихся лицея-интерната через различные формы социально значимой деятельности.
Задачи:
1. Вовлекать учащихся в различные мероприятия, направленные на формирование экологической культуры;
2. Инициировать и поддерживать самоуправление учащихся лицея- интерната в организации социально-значимой деятельности;
3. Способствовать формированию навыков медиа и информационной грамотности у учащихся через информационные проекты;
4. Развивать предметно-эстетическую среду лицея-интерната и способствовать развитию творческих способностей учащихся средствами экологического воспитания;
5. Обеспечить теоретическое и наглядное профпросвещение учащихся, расширять знания об отраслях хозяйства экологической направленности, о профессиях, их требованиях к личности.
1.3. Планируемые результаты освоения программы
1. Активное участие учащихся в различных мероприятиях, направленных на формирование экологической культуры;
2. Формирование у учащихся отношений взаимодействия, взаимопонимания и организаторских качеств;
3. Свободное владение медиа-средствами, личный опыт с медиа-средой;
4. Развитие творческих способностей учащихся и активное участие в развитие предметно-эстетической среды лицея-интерната;
5. Расширение знаний у учащихся о мире профессий экологической направленности, умение разбираться в содержании профессиональной деятельности.
1.4.План реализации Программы «Жизнь в стиле Эко»
Мероприятия
Сроки проведения
Ответственные
Блок «Экология на каждый день!»
1.
Выставка поделок из природного материала «Дары осени»
сентябрь
воспитатели
2.
Беседа на тему «Экологическая культура»
октябрь
воспитатели
3.
Составление экологических ситуаций и проведение деловых игр для их разбора
В течение года
воспитатели
4.
Беседа «Экология и энергосбережение»
ноябрь
воспитатели
5.
Конкурс рисунков «Красота родного края»
ноябрь
воспитатели
6.
Экологическая игра «крестики - нолики».
декабрь
воспитатели
7.
Конкурс «Составление кроссвордов о природе»
Январь - февраль
воспитатели
8.
Экологическая викторина «В гости к пернатым друзьям»
март
воспитатели
Блок «Мы – вместе!»
1.
Поход «Люблю тебя, мой край родной!»
Сентябрь-октябрь
воспитатели
2.
Просмотр и обсуждение художественных, документальных фильмов и спектаклей, представляющих образцы экологической культуры
и примеры анти экологического поведения, в том числе
противоречивые ситуации
В течение года
воспитатели
3.
Выставка «Природные ресурсы Республики Коми». Национальный музей РК
ноябрь
воспитатели
4.
Экскурсия и фоторепортаж по зимнему парку
декабрь
воспитатели
5.
Экскурсия в Филиал ФБУ «Рослесозащита» «Центр защиты леса Республики Коми»
Январь – февраль
воспитатели
6.
Экскурсия по зоологическому парку Республиканского центра экологического образования
Март - апрель
воспитатели
7.
Весенние экскурсии по экологической тропе города
май
воспитатели
8.
Трудовой десант «Чистый двор – наша забота»
В течение года
воспитатели
9.
Творческая мастерская «Здесь мы живем» (фотоколлаж)
Октябрь-ноябрь
воспитатели
10.
Проект «Экологическая тропа города»
Декабрь -январь
воспитатели
11.
Проект “Витамины на подоконнике». Итог - Выпуск буклетов
Февраль -март
воспитатели
12.
КТД «День Земли» (22 апреля)
Апрель
воспитатели
13.
Участие в лицейском экологическом проекте «Дадим вторую жизнь бумаге и пластику»
В течении года
воспитатели
14.
Участие в городских экологических акциях и субботниках.
В течении года
воспитатели
Блок «Я – гражданин Земли!»
1.
Альбом-проект «Экологические проблемы века». Размещение альбома в группе «Увлекательная жизнь интерната»
Сентябрь-октябрь
воспитатели
2.
«Экологический интерактивный календарь».
- Месяц
- Информация
- События
- «Я увидел. Я узнал»
Размещение в группе ВК «Увлекательная жизнь интерната»
Октябрь -ноябрь
воспитатели
3.
Выпуск статей «Новости экологии», «Живая газета» Пропаганда и разъяснения идей охраны природы. Оформление информационных стендов.
ежемесячно
воспитатели
4.
Видеолекторий «День Земли».
апрель
воспитатели
5.
Фоторепортаж «Экологический вестник». Размещение в группе ВК «Увлекательная жизнь интерната»
ноябрь
воспитатели
6.
Создание мультфильма «Сказка о мусоре». Размещение в группе ВК «Увлекательная жизнь интерната»
декабрь
воспитатели
7.
Медиа-проект «Могут ли медиа спасти экологию?»
январь
воспитатели
8.
Создание презентаций и оформление информационных стендов по теме «Экологические проблемы»
в течение года
воспитатели
Блок «Дорогу творчеству молодых: Дать возможность учащимся проявить свое «Я»
1.
Фотоконкурс «Природа нашего края»
сентябрь
воспитатели
2.
Фотовыставка «Я - часть природы»
октябрь
воспитатели
3.
"Экологический серпантин" (по станциям). Изготовление настольных игр для каждой станции.
Октябрь-ноябрь
воспитатели
4.
Акция «Фото обвиняет…»
ноябрь
воспитатели
5.
Фотовыставка «Я - часть природы»
Мастер-класс "Вторая жизнь"
декабрь
воспитатели
6.
Оформление информационных стендов «Красная книга Коми края» "
январь
воспитатели
7.
Оформление брошюры «Писатели и поэты о природе»
Февраль -март
воспитатели
8.
Выставка «Музей природы на столе»
апрель
воспитатели
-
Блок «Встречи с интересными людьми»
1.
Тест-опросник «Мотивы выбора профессии» (С.С.Гриншпун)
Сентябрь-октябрь
Воспитатели,
психолог
2.
Посещение (экскурсия) ООО «Эколайн»
ноябрь
воспитатели
3.
Дискуссия «Экология и право»
декабрь
воспитатели
4.
Психологические странички. Индивидуальное
диалоговое общение
Воспитатели,
психолог
5.
Оформление информационных стендов «История нашей профессии» (экологической направленности)
В течение года
воспитатели
6.
Тематические и комплексные экскурсии воспитанников на предприятия «Формула успеха - труд по призванию».
В течение года
воспитатели
7.
Методика определения основных мотивов выбора профессии (Е.М.Павлютенков)
Воспитатели,
психолог