воспитатель
Шосылина Мария Викторовна
воспитатель
МБДОУ 37 «Теремок»
Современное общество так стремительно развивается что для того, чтобы быть иди в ногу со временем недостаточно просто усвоить опыт, накопленный предками, сегодняшний человек должен уметь решать возникающие проблемы и, довольно часто, нестандартным способ, для этого ему необходимо проявлять исследовательскую и поисковую активность.
Ведущую роль в освоении и осознании, формировании и использовании познавательно-исследовательских умений дошкольников играют педагогические средства, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
Если задуматься о влиянии на дошкольника, то детское проектирование — это средство, с помощью которого он овладевает исследовательскими умениями.
Под средствами воспитания следует понимать все, что может использоваться в воспитательном процессе: предметы, технические средства, разнообразные виды детской деятельности (коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная), средства информации, игрушки, наглядные пособия.
В современной педагогике проектная деятельность имеет особую значимость, это та актуальная технология, которая способствует эффективному развитию у ребенка исследовательских умений, которые особенно нужны ребенку дошкольного возраста для развития его личности, что проявляется в процессах социализации, которая рассматривается не только, как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического воздействия, сотрудничества, сотворчества. Через организацию активной проектной деятельности в ДОУ старшие дошкольники смогут создавать положительную эмоциональную атмосферу, которая способствует их оптимальному напряжению физических и умственных сил, формированию потребности к приобретению новых знаний и умений самостоятельно.
Процесс обучения определяется стремлением педагогов активизировать исследовательскую активность старших дошкольников. Проектная деятельность старших дошкольников имеет особую роль в развитии исследовательских умений. Рассмотрим организацию проектной деятельности в старшем дошкольном возрасте и её влияние на развитие исследовательских умений детей.
Проектная деятельности детей старшего дошкольного возраста имеет следующую последовательность:
1. Постановка цели проекта на основе изученных проблем детей.
2. Разработка алгоритма работы для достижения цели.
3. Привлечение специалистов (музыкального руководителя детского сада, психолога и др.) к осуществлению соответствующих разделов проекта.
4. Составление плана-схемы проекта.
5. Накопление материала.
6. Использование в плане-схеме проекта занятия, игры и другие виды детской деятельности.
7. Представить проект.
Учитывая возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста, организовывают этапы работы над проектной деятельностью:
– мотивационный;
– информационный;
– репродуктивный;
– обобщающий;
– творческий;
– рефлексийно-оценочный.
На первом мотивационном этапе у ребенка формируется мотивация, она то и решает педагогическую задачу, а именно стремление и желание каждого ребенка реализовать совместную идею, быть причастным к реализации проекта. Ребенок должен быть замотивирован на всех этапах реализации проекта, в каждом виде детской деятельности.
Обязательным компонентом мотивационного этапа является создание «дерева целей» и «ситуации успеха», на котором фиксируются все идеи по реализации определенного проекта. Подготовка к проектной деятельности в природе - должна быть направлена на выявление знаний детей об определенных объектах и природных явлений и создание атмосферы заинтересованности. Этому будут способствовать уместные поставленные проблемные вопросы, интересный рассказ взрослого и т д.
Овладение детьми новыми знаниями по теме проекта происходит в течение всего информационного этапа. Основной задачей является формирование у детей старшего дошкольного возраста умения добывать знания из различных источников, ведь именно в процессе самостоятельного поиска ответов знания усваиваются в полном объёме и решаются педагогические задачи по развитию исследовательских умений.
Именно на этом этапе максимально сочетаются разные инновационные технологии, методики и авторские программы: например, «Дом свободного ребенка» (М. Монтессори), развитие творческих способностей (Л. Левши), развивающие игры (Б. Никитина), теории решения изобретательских задач, программа художественного воспитания «Цветные ладошки» (А. И. Лыковой) и прочие.
Например, если дети имеют необходимые знания, они могут сами выдвигать предположения в виде определенных высказываний. Если они будут правильные, воспитателю следует подтвердить это опытом (к примеру, если проектная деятельность экспериментальная). Неправильные предположения нужно не просто опровергать своим взрослым авторитетным мнением, а тоже проверять на практике. После этого опыт должен обсуждаться. Все условия в течении обсуждения должны быть одинаковые для того, чтобы обеспечить чистоту эксперимента, а также для того, чтобы дети сами делали выводы и умозаключения.
Во время репродуктивного этапа создаются условия для того, чтобы дети могли применить полученные знания, умения и навыки на практике, побуждают воспитанников старшей группы к активному мышлению и творческой работе, используя творческую деятельность и различные виды детского труда.
Во время обобщающего этапа ставится цель выявить, насколько целостные представления детей старшего дошкольного возраста об окружающем мире, отслеживается развитие базовых качеств, элементарное мировоззрение, моральный рост, наличие предпосылок логического мышления. Обобщающий этап предусматривает организацию контрольного занятия, в котором ребенок сможет применить полученный опыт. Итоговое занятие может быть проведенным в форме итогового события, интегрированного занятия, викторины, клубов находчивых и изобретательных и тому подобное.
Творческий этап проектной деятельности особый и наиболее насыщенный, ведь реализуются все детские проекты для детей и вместе с родителями. Этот этап подталкивает дошкольника к творческому решению, способствует проявлению творческих способностей. Например, на этом этапе происходит сам опыт и дальнейший обмен мнениями.
На последнем – рефлексивно-оценочном этапе – воспитатель с детьми будто совершает путешествие в прошлое, что помогает осознать приобретенный опыт, порадоваться своим и чужим успехам, учит оценивать себя и свою деятельность.
Таким образом, реализация всех этапов проектной деятельности способствует гармоничному сбалансированному развитию детских фондов «хочу», «могу» и «буду», а, самое главное, создает благоприятные условия для развития познавательно-исследовательских умений детей. При этом, старшие дошкольники могут выступать активными участниками процесса создания проекта, вырабатывать свой собственный взгляд на информацию, намечать цели и искать пути ее решения, искать ответы на тот вопрос, который интересует именно ребенка.
А. И. Иванова в проектной детской деятельности советует использовать такие приемы:
а) проблемная ситуация;
б) сюрпризный момент;
в) рассматривание иллюстраций,
г) создание воображаемой ситуации и т. д.
Свирская Л.В. предлагает следующие технологии и методы для развития исследовательских умений детей в проектной деятельности:
«План-дело-анализ»
«Модель трех вопросов»
«Я! Портфолио дошкольника»
«Детский совет».
Наибольшего развития познавательно-исследовательская деятельность дошкольников достигает при реализации детско-взрослых проектов. «Проектная работа является для детей интересной и богатой переживаниями в том случае, если они сами могут влиять на ход проекта. Поэтому хорошо, если проекты планируются не педагогом для детей, а совместно с детьми. Развитие в проектах — это исследовательское и открывающее учение. При этом результат не известен заранее, ответы заранее не ясны. Напротив, дети и взрослые занимаются совместным процессом исследования, изучения и изыскания. Проекты — несмотря на необходимое планирование и подготовку —являются учебными структурами, открытыми для спонтанных идей детей, новых размышлений воспитательниц или импульсов родителей и других лиц».
Для развития исследовательских умений детей очень важно поддержать инициативу и активность каждого воспитанника и пополнить его жизнь яркими впечатлениями и открытиями.
В ходе проектной деятельности воспитатели, взаимодействуя с детьми, всегда опираются на их непосредственный опыт, обогащают его, побуждают детей к активному познанию мира. Педагоги не сообщают детям готовые знания и не предоставляют способы действия, а создают проблемные ситуации, решая которые, дети активизируют свой предыдущий опыт и обогащают его новыми знаниями и умениями, так ребенок ощущает себя настоящим исследователем, который совершает настоящие открытия.
Полученные знания во время проектной деятельности дети закрепляют в течение года в различных видах детской деятельности (игровой, театральной, изобразительной деятельности и т.д.). Комплексное использование проектирования в различных сферах жизнедеятельности дошкольников старшего дошкольного возраста позволяет максимально реализовать потребность воспитанников в новых впечатлениях, знаниях, самоутверждении. Организуя познавательную проектную деятельность детей старшего дошкольного возраста, целесообразно выбирать для первых исследований окружающей среды те объекты, вещества или явления, с которыми чаще всего встречаются дети.
Во всё время реализации проекта в группе детского сада необходимо межличностное общение. Применяя разнообразные приемы, ребенок старшего дошкольного возраста усваивает информацию, узнает новые факты, совершает собственные открытия, которые имеют личностное значение. У дошкольника развиваются основные мыслительные операции, например, анализ, синтез, конкретизация, сравнение, систематизация, обобщение и тому подобное. Так, в процессе реализации проекта, у ребенка формируются умения, и эти умения функциональны, то есть сформировались и используются детьми не как теоретические, а как востребованные в жизни прикладные знания и умения.
Таким образом, выделим положительные моменты обеспечения развития исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста средствами проектно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста:
– изменение позиции воспитателя — с носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательно-исследовательской деятельности своих воспитанников;
–знания, приобретенные в ходе реализации проекта, становятся достоянием личного детского опыта, то есть, знания нужны детям и поэтому интересны;
– дети приобретают умение рассуждать: учатся ставить цель, подбирать средства для ее достижения, оценивать последствия;
– развитие коммуникативных навыков: анализировать информацию, принимать чужую точку зрения;
– умение откликаться на идеи, выдвигаемые другими, сотрудничать, способствовать - иначе цель, в которой дети стремятся, не будет достигнута;
– самостоятельность и инициативность.
В процессе проектной деятельности, дети реализуют познавательно-исследовательскую активность, которая является для них естественным состоянием, а также развивают исследовательские умения, которые необходимы успешному современному человеку. Развитие исследовательских умений происходит в субъектном процессе познания, в котором реализуется самостоятельность и инициативность дошкольника. Именно поэтому проектно-исследовательская деятельность на данный момент всё чаще применяется в дошкольных учреждениях.