воспитатель
Самсонова Юлия Андреевна
воспитатель
МБДОУ "Детский сад "Изумрудный город", п. Отрадное, Новоусманский район, Воронежская область
Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения. Согласно вступившему в силу ФГОС – воспитание нового поколения детей, должно обладать высоким творческим потенциалом. Дошкольный возраст уникален, поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Ум ребенка не ограничен «глубоким образом жизни» и традиционными представлениями о том, как должно быть, поэтому ТРИЗ технология очень актуальна в настоящее время.
ТРИЗ – теория решения изобретательских задач, как технология, подкрепляемая научными исследованиями, появилась в 50-х годах 20 века. Автор – отечественный изобретатель Г.С. Альтшуллер. Целью использования данной технологии в детском саду является с одной стороны – развитие таких качеств мышление, как гибкость, подвижность, системность; с другой стороны – поисковой активности, стремлению к новизне, речи и творческого воображения. Основная задача использования ТРИЗ в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий. ТРИЗ – это игра. Вся деятельность по данной программе заключена в играх и игровых упражнениях. Педагог предлагает детям определенные ситуации, игровые задачи, а также игры: «Да-нет», «Угадай, что загадал», «Верно-неверно», «Складушки-вычиталки» (белка + осень = запасы; холод + лист = листопад и т.д.); игровое упражнение «Теремок», игра «Черное-белое», загадки, головоломки, анаграммы, рассказ с ошибкой, творческие задачи.
Какие темы мозгового штурма могут быть для детей дошкольного возраста:
(изобретательские задачи должны быть доступны по возрасту)
- как уберечь продукты от мышей;
- как не намокнуть под дождем;
- как мышам достать сыр из-под носа кота;
- как выгнать лису из зайкиной избушки;
- как потушить пожар, если в доме нет воды;
- как не дать медведю залезть на теремок и развалить его;
- как оставить кусочек лета в зиму.
Здесь нужно напомнить правила мозгового штурма: исключение всякой критики; поощрение самых невероятных идей.
Основные этапы методики ТРИЗ:
- «Поиск сути». Перед детьми становится проблема (вопрос), который надо решить и все ищут разные варианты решения, то, что является истиной.
- «Тайна двойного» выявление противоречии.
- «Хорошо-плохо». Например: солнце – это хорошо и плохо. Хорошо - греет, плохо – может сжечь.
- Разрешение противоречий (при помощи игр и сказок). Например: зонт нужен большой, чтобы скрыться под ним от дождя, но он нужен и маленький, чтобы носить его в сумочке. Решение этого противоречия – складной зонтик.
Занятие с использованием приемов ТРИЗ помогают детям увидеть неожиданное рядом и вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни становятся изобретателями, генераторами новых идей.