Высшая школа делового администрирования
Публикации
2020 (№ 3-16)

Цветкова В.Л. НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ

Цветкова Виктория Леонидовна
студент 2 курса, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего образования Шуйский филиал "Ивановский государственный университет", Ивановская область, г. Шуя

Библиографическое описание: Цветкова В.Л. Народная культура как средство духовно-нравственного воспитания в условиях современной школы // Современная начальная школа. 2020. № 11. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/11.pdf.

Сегодня в современном мире происходит череда грандиозных преобразований, а именно процесс глобализации и информатизации. Наше государство активно стремится выйти в мировое пространство. Как известно, у любого явления есть положительные стороны и негативные. С большой долей вероятности мы не сможем предугадать и предсказать, каким будет этот выход. Усложняется ситуация и тем, что сегодня наблюдается навязывание запада чуждой культуры, неправдоподобной истории развития государств, навязывание своего мышления и поведения, зачастую выходящего за рамки морали и приличия.

К сожалению, в нашей стране на протяжении многих лет формирование основ духовной и эстетической культуры детей было сферой исключительно идеологической. В настоящее время можно наблюдать оторванность молодежи от подлинной национальной культуры, от общественно-исторического опыта ушедших поколений, потерю духовно-нравственных ориентиров, что является одной из самых болезненных проблем современности. Национальное возрождение России невозможно без обращения к своим истокам, без глубинного осмысления ценностей отечественной культуры.

Воздействие на человека, с целью формирования у него духовно-нравственных качеств - тема довольно-таки сложная, которую изучают ученые уже несколько тысяч лет.

Философский аспект нравственности человека всецело отражен в трудах О.Г.Дробницкого [3], М.С.Кагана [4] и других. Важной кульминационной точкой сформированных нравственных качеств является способность человека делать добро помимо всяких корыстных соображений, ради самой идеи добра.

В психологическом подходе формирование нравственных качеств личности отражено как самоактуализация человека. На это указывают труды таких авторов как Л.И.Божович [1], И.С.Кон [7] и других.

Педагогический аспект нравственности раскрыт в работах Л.С.Выготского [2] и других. При таком подходе воспитание призвано обеспечить ценностное самоопределение личности, возможность социально значимого выбора ценностей, способов регуляции поведения. Это особенно важно в современных условиях ценностного вакуума, порождающего духовный цинизм, лишающего нравственной основы взаимоотношения между людьми.

За это время также было сформировано понятие о морали и моральном поведении человека. Но вопрос оставался в том, как сформировать нравственное поведение человека [5].

Важным средством для духовно-нравственного воспитания является народная культура, в которой заложен богатый художественный потенциал для эмоционального, эстетического, духовно-нравственного восприятия мира ребёнком. Это определяется тем, что народ вложил в содержание народного творчества богатую глубину чувств, в произведениях оцениваются жизненные позиции, проявляется уважительное отношение к труду, любовь и забота друг к другу, вера в будущее.

Основы нравственного поведения, систему ценностных отношений личности необходимо целенаправленно формировать на ступени начального образования [6]. Именно начальная школа составляет особую ценность в становлении и развитии личности в целом, а также основу для формирования нравственных ценностных ориентаций младших школьников. Процесс приобщения школьников к культурным народным традициям довольно широко представлен в учебных программах и концепциях. Но сведения о культурных народных традициях, получаемые детьми в ходе иных дисциплин (литература, история, география), в большинстве случаев, фрагментарны. В этих условиях нельзя говорить о целостности восприятия культурных особенностей, ценностей народа.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определяет духовно - нравственное развитие и воспитание личности гражданина России как ключевую задачу современной государственной политики РФ. Духовно-нравственное развитие составляют базовые национальные ценности, которые хранятся в традициях культуры и семьи, передаются из поколения в новое поколение. Опираясь на эти ценности, человек может противостоять любым негативным влияниям. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности в младшем школьном возрасте, является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость.

Помимо педагогического воздействия на формирование духовно-нравственных качеств человека, имеют влияние многие другие факторы, это: социальная среда, разнообразные виды деятельности, общение, в то же время каждый возрастной период вносит свой вклад в формирование нравственного сознания личности. Перемены стимулируют подыскивать не только новейшие пути в воспитании будущего поколения, но и оборачиваться к началу народной мудрости, основываясь на изучении народной культуры и творчества. Однако, несмотря на многоплановость исследований, проведённых по данной проблеме, решение её не может быть признано окончательным и полным. Анализ трудов показывает недостаточную теоретико-практическую изученность использования народной культуры в духовно-нравственном воспитании современных обучающихся как на теоретическом, так и на методическом уровнях.

Поэтому сегодня возникает необходимость в поиске новых, более эффективных методов образования и воспитания подрастающего поколения, которое не может и не должно развиваться без такой необходимой составляющей, как русская народная традиционная культура.

Библиографический список

1. Божович Л.И. Психическое развитие школьника и его воспитание/Л.И. Божович, Л.С. Славина. – М.: Знание, 2012. – 96 с.

2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1991.

3. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности / О.Г. Дробницкий. - М.: Политиздат. - 2013. - 351 с.

4. Каган М.С. Философская теория ценностей [Текст] / М.С. Каган. – СПб.; ТОО ТК «Петрополис», 2007. – 205 с.

5. Калинина Л.В., Скоморохова М.И. Формирование нравственных ценностных ориентаций младших школьников: монография. изд. 2-е, испр. и доп. Иркутск: Изд-во ФГБОУ ВПО «ВСГАО», 2014. 217 с.

6. Калинина Л.В. Ситуации нравственного выбора как средство развития субьективной позиции младшего школьника // Детство, открытое миру: актуальные вопросы образования: сборник материалов VIII Всероссийской научно-практической конференции «Детство, открытое миру: актуальные вопросы образования» / Урал. гос. пед. ун-т, Ин-т педагогики и психологии детства. Екатеринбург: УрГПУ, 2016. С. 133–136.

7. Кон, И. С. В поисках себя. Личность и ее самосознание / И. С. Кон. - М.: Политиздат. - 390 с.