педагог дополнительного образования
СП ДОД ЦДТ ГБОУ СОШ, пос. Кинельский
Экологическое воспитание детей имеет важное значение для общества. Взаимодействие природы и человека может носить как положительный, так и отрицательный характер. Человек использует ресурсы, без которых он существовать не может. В формировании мировоззрения личности важную роль играет окружение ребенка, социальная и культурная среда, а также его особенный взгляд на все с самого раннего возраста. Формирование личности, ее социализация связаны с социальным воспитанием. Эта забота общества о своем подрастающем поколении. Воспитание должно обеспечить такое поведение человека, которое будет соответствовать нормам и правилам поведения, принятым в данном обществе. Социальное воспитание связано с образованием, просвещением, обучением и самообразованием ребенка. Педагогу следует помнить, что на ребенка в процессе формировании личности влияют:
- природа и родной язык;
- общение в семье, в школе, окружающая среда;
- его деятельность;
- средства массовой информации, искусство, литература;
- образ жизни самого ребенка, его стремления, планы, роль, которые он выполняет в микросреде.
Цель экологического образования – формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе нового мышления, это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природоиспользования и пропаганду идей оптимизации, активная деятельность по изучению и охране своей местности, защите и возобновлению природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за сохранность природы, вырабатывать активную жизненную позицию по восприятию проблемы сохранения окружающей природной среды. Отношение ребенка к окружающей природной среде в существенной степени определяет три фактора:
1. Непосредственное познание природы;
2. Школьное экологическое воспитание;
3. Средства массовой информации.
Как педагог дополнительного образования я активно работаю в направлении экологического воспитания, обучая ребят беречь природные ресурсы, а также не загрязнять окружающую среду, с любовью относится ко всему живому: растениям, животным. Организуя познавательно-творческую деятельность с детьми, я учитываю их возрастные и индивидуальные особенности. На своих занятиях я обучаю ребят делать творческие работы, поделки из природного и любого другого материала. Создаю условия для развития творческих способностей, которые обеспечивают развитие экологических представлений у детей.
Бытовые отходы, которые появляются в каждой семье после похода в магазин в виде упаковочного материала, загрязняют окружающую среду. Большая их часть не разлагается в природных условиях или имеет очень длительный срок разложения. Чтобы сделать окружающую среду более чистой, нужно уменьшить количество выбрасываемых упаковок, а для этого им надо дать новую жизнь. Можно использовать бытовые отходы вторично в виде полезных вещей. Материалом для творчества может послужить то, что обычно после использования отправляется в мусорный контейнер:
· пластиковые бутылки и разнообразные лотки из этого материала,
· пробки от бутылок,
· картонные коробки,
· одноразовая посуда,
· втулки от туалетной бумаги и полотенец,
· стеклянная тара,
· пластиковые канистры,
· пакеты,
· жестяные банки,
· газеты.
Все эти вещи могут получить вторую жизнь в руках мастера.
Изготовление поделок из вторсырья является важной частью экологического воспитания подрастающего поколения. Кроме развития творческого подхода к разным предметам в повседневной жизни этот вид деятельности помогает воспитывать в детях правильное отношение к утилизации различных бытовых отходов с целью сохранения природы.
Работая с различным бросовым материалом, у детей развивается воображение, фантазия. А также закрепляются знания о том, что мы помогаем природе, очищаем ее от мусора, делаем общее полезное дело. Из вторичного материала можно сделать подарок близким и родным людям, вещи, необходимые в быту. Ребенок создаёт полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта.
На таких занятиях у ребят расширяется кругозор, приобретаются новые знания, воспитываются нравственные и волевые качества. Правильно спланированная системная работа ведет к тому, что дети становятся добрее, умеют сопереживать, радоваться, волноваться. Так шаг за шагом нужно стремиться прививать детям бережное, любовное отношение к окружающему миру.