Высшая школа делового администрирования
Конференции
Октябрь 2023

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ВТОРИЧНОГО СЫРЬЯ

Желовникова Оксана Викторовна
педагог дополнительного образования
СП ДОД ЦДТ ГБОУ СОШ, пос. Кинельский

Экологическое воспитание детей имеет важное значение для общества. Взаимодействие природы и человека может носить как положительный, так и отрицательный характер. Человек использует ресурсы, без которых он существовать не может. В формировании мировоззрения личности важную роль играет окружение ребенка, социальная и культурная среда, а также его особенный взгляд на все с самого раннего возраста. Формирование личности, ее социализация связаны с социальным воспитанием. Эта забота общества о своем подрастающем поколении. Воспитание должно обеспечить такое поведение человека, которое будет соответствовать нормам и правилам поведения, принятым в данном обществе. Социальное воспитание связано с образованием, просвещением, обучением и самообразованием ребенка. Педагогу следует помнить, что на ребенка в процессе формировании личности влияют:

- природа и родной язык;

- общение в семье, в школе, окружающая среда;

- его деятельность;

- средства массовой информации, искусство, литература;

- образ жизни самого ребенка, его стремления, планы, роль, которые он выполняет в микросреде.

Цель экологического образования – формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе нового мышления, это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природоиспользования и пропаганду идей оптимизации, активная деятельность по изучению и охране своей местности, защите и возобновлению природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за сохранность природы, вырабатывать активную жизненную позицию по восприятию проблемы сохранения окружающей природной среды. Отношение ребенка к окружающей природной среде в существенной степени определяет три фактора:

1. Непосредственное познание природы;

2. Школьное экологическое воспитание;

3. Средства массовой информации.

Как педагог дополнительного образования я активно работаю в направлении экологического воспитания, обучая ребят беречь природные ресурсы, а также не загрязнять окружающую среду, с любовью относится ко всему живому: растениям, животным. Организуя познавательно-творческую деятельность с детьми, я учитываю их возрастные и индивидуальные особенности. На своих занятиях я обучаю ребят делать творческие работы, поделки из природного и любого другого материала. Создаю условия для развития творческих способностей, которые обеспечивают развитие экологических представлений у детей.

Бытовые отходы, которые появляются в каждой семье после похода в магазин в виде упаковочного материала, загрязняют окружающую среду. Большая их часть не разлагается в природных условиях или имеет очень длительный срок разложения. Чтобы сделать окружающую среду более чистой, нужно уменьшить количество выбрасываемых упаковок, а для этого им надо дать новую жизнь. Можно использовать бытовые отходы вторично в виде полезных вещей. Материалом для творчества может послужить то, что обычно после использования отправляется в мусорный контейнер:

· пластиковые бутылки и разнообразные лотки из этого материала,

· пробки от бутылок,

· картонные коробки,

· одноразовая посуда,

· втулки от туалетной бумаги и полотенец,

· стеклянная тара,

· пластиковые канистры,

· пакеты,

· жестяные банки,

· газеты.

Все эти вещи могут получить вторую жизнь в руках мастера.

Изготовление поделок из вторсырья является важной частью экологического воспитания подрастающего поколения. Кроме развития творческого подхода к разным предметам в повседневной жизни этот вид деятельности помогает воспитывать в детях правильное отношение к утилизации различных бытовых отходов с целью сохранения природы.

Работая с различным бросовым материалом, у детей развивается воображение, фантазия. А также закрепляются знания о том, что мы помогаем природе, очищаем ее от мусора, делаем общее полезное дело. Из вторичного материала можно сделать подарок близким и родным людям, вещи, необходимые в быту. Ребенок создаёт полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта.

На таких занятиях у ребят расширяется кругозор, приобретаются новые знания, воспитываются нравственные и волевые качества. Правильно спланированная системная работа ведет к тому, что дети становятся добрее, умеют сопереживать, радоваться, волноваться. Так шаг за шагом нужно стремиться прививать детям бережное, любовное отношение к окружающему миру.