Высшая школа делового администрирования
Конференции

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО ОПЫТА ДОШКОЛЬНИКОВ

Роденко Лилия Николаевна
музыкальный руководитель
МБДОУ д/с № 45

Аннотация: в статье раскрыта актуальность проблемы развития социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста. Автор описывает опыт работы по использованию игровой деятельности как средства развития социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: игровая деятельность, игра, развитие, навыки, социально-коммуникативные навыки, дети дошкольного возраста.

PLAY ACTIVITY AS A MEANS OF DEVELOPMENT OF SOCIAL AND COMMUNICATIVE SKILLS IN PRESCHOOL CHILDREN

Tribushnaya Olga Victorovna

Abstract: the article reveals the relevance of the problem of development of social and communication skills in preschool children. The author describes the experience of using game activities as a means of developing social and communication skills in preschool children.

Key words: play activity, play, development, skills, social and communication skills, preschool children.

Актуальность проблемы развития социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста отражается в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, где социально-коммуникативное развитие рассматривается одной из образовательных областей, направленных на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе [2].

Прежде всего, отметим, что навык представляет собой много раз повторяющиеся действие, которое доведено до автоматизма [1].

Поэтому, исходя из трактовки феномена «социально-коммуникативное развитие», представленное в ФГОС ДО, и термина «навык», под социально-коммуникативными навыками понимаем навыки, которые необходимы человека (дошкольнику) в обществе для взаимодействия друг с другом.

Для удовлетворения детской любознательности, вовлечения ребенка в активное освоение окружающего мира, в том числе развития социально-коммуникативных навыков у дошкольников, целесообразно использовать ведущую деятельность, которой является игровая.

С точки зрения Е.О. Смирновой, игра является свободной активностью, которая лишена принуждения и контроля взрослого, приносящей эмоциональный подъем, где источник удовольствия – это процесс деятельности, а не ее результат или оценка. Игра представляет собой пробу, а также спонтанное, активное опробование себя и предмета игры. Она не подчиняется программе, обязательным правилам или строгому плану [3].

Как отмечает Д.Б. Эльконин, игровая деятельность является основой социальных взаимоотношений, которая способствует разрешению противоречий и готовит ребенка реализовывать другие виды деятельности. По мнению исследователя, игровая деятельность содействует формированию значимых личностных сторон участников социума. Так, у детей дошкольного возраста осуществляется формирование новых мотивов, установление соподчиненности этих мотивов, механизмов управления собственным поведением, понимания норм этики и моральных устоев окружающей действительности [4].

Ребенок, проживая различные ситуации в игровой деятельности, приобретает опыт анализа ситуации, навыки к ориентированию в моделируемых жизненных ситуациях схожих с реальными, вырабатывает активное отношение к жизни. В собственной педагогической деятельности мы активно используем ролевые игры, в которых общение представлено важной составляющей, где осуществляется социальное, коммуникативное, эмоциональное, психическое становление ребенка. С помощью игры дошкольники воспроизводят взрослый мир и участвуют в воображаемой социальной жизни. В процессе разыгрывания фрагментов реальной жизни, дети открывают множество новых граней окружающей действительности. Они приобретают навыки разрешения конфликтных ситуаций, выражения эмоций и взаимодействия с окружающими. То есть создаются такие условия, чтобы дети были способны в активном речевом общении освоить положительный опыт и ценностные ориентации. Мы рекомендуем разыгрывать ряд ситуативных ролей, представленных в виде фиксированных стандартов поведения и деятельности.

Организуя ролевые игры, рекомендуем следовать определенной последовательности.

Первый этап – подготовительный, включающий работы воспитателя и детей. Подготовка педагога заключается в выборе темы и формулировании проблемы, отборе и повторении необходимых языковых средств, уточнении параметров ситуации (время, место, количество участников, статусно-ролевые характеристики партнеров, личностные характеристики персонажей; речевые намерения), подготовке атрибутов игры (наглядные пособия, карточки), уточнении цели игры и планируемого конечного результата. Подготовка детей состоит в поиске дополнительных данных по проблеме, повторении речевых формул.

Второй этап – проведение игры, который подразумевает распределение ролей.

Третий этап – заключительный, имеет цель обсуждения и анализа проведенной ролевой игры.

Старшие дошкольники с удовольствием участвуют в организации и проведении ролевых игр, приобретая при этом ряд социально-коммуникативных навыков. Например, в ролевой игре «Семья» дошкольники учатся воспроизведению в игре быта семьи, а также раскрывают нравственную сущность деятельности взрослых, что выражается в развитии ответственного отношения к своим обязанностям, взаимопомощи и коллективного характера труда.

Игра «Школа» направлена на усвоение моральных норм детьми, воспитание справедливого отношения, упрочнение формы вежливого общения, дружеских взаимоотношений и умения взаимодействия в коллективе.

В ролевых играх «Поликлиника», «Скорая помощь», «Аптека», «Ветеринарная лечебница» большее внимание отводится воспитанию чуткого, внимательного отношения к другому, доброты, отзывчивости и культуры общения. Игра «Зоопарк» способствует воспитанию доброты, отзывчивости, чуткости, внимательности к животным, культуры поведения в общественных местах.

В ролевых играх «Швейная мастерская», «Фотоателье», «Салон красоты» закрепляются навыки общественного поведения, благодарности за оказанную помощь и заботу, развиваются и укрепляются дружеские взаимоотношения между детьми.

Ролевая игра «Библиотека» содействует отображению в игре знаний об окружающей действительности, формированию представлений у детей социальное значимости библиотек; расширению представлений о правилах поведения в общественном месте, ознакомлению с правилами пользования книгой; развитию интереса и любви к книгам, воспитанию бережного к ним отношения. Задачами игры «Почта» являются воспитание уважения к труду работников почты, умения внимательно выслушать клиента, в вежливой форме обращаться друг с другом.

Ролевые игры «Рыцари и принцессы», «Путешествие в сказочный город», «Вступаем в общество рыцарей», «Вступаем в общество принцесс», «На балу у Золушки», «Рыцарские турниры» направлены, прежде всего, на формирование у детей норм и правил общения и поведения дома и в общественных местах, понимания результатов конфликтов, доброжелательного отношения к собеседнику, уважения его мнения, стремления позитивного выражения своей позиции, оказания посильной помощи друг другу, взрослым, пожилым людям и маленьким детям.

Таким образом, развитие социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста является не просто важной составляющей воспитания, но и необходимым элементом, без которого невозможно формирование полноценной личности ребенка в будущем. Основная цель развития социально-коммуникативных навыков у детей состоит в том, чтобы социализировать ребенка-дошкольника, приобщить его к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Список литературы

1. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. –М.: Академия, 2000. – 176 с.

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

3. Смирнова Е.О. Психология и педагогика игры учебник и практикум для академического бакалавриата / Е.О. Смирнова, И.А. Рябкова. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 223 с.

4. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Книга по Требованию, 2013. – 228 с.
Октябрь 2023