Высшая школа делового администрирования
Публикации
2020 (№ 3-16)

Ушакова Р.Н. ПРИОБРЕТЕНИЕ ОБУЧАЮЩИМИСЯ С МЕНТАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ СОЦИАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ, ЖИЗНЕННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ушакова Радмила Николаевна
учитель, Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат № 9», Хабаровский край, п. Переяславка

Библиографическое описание: Ушакова Р.Н. Приобретение обучающимися с ментальными нарушениями социальных знаний, жизненных компетенций в процессе учебной деятельности // Современная начальная школа. 2020. № 15. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/15.pdf.

Весь процесс обучения и воспитания ребенка с интеллектуальной недостаточностью направлен на развитие механизмов, обеспечивающих его адаптацию к различным условиям жизни. Социально - бытовая адаптация и ориентация умственно отсталых детей существенно затруднена в силу ограничений, наложенных дефектом - нарушением познавательной деятельности. В отличие от детей в норме, у которых социальное развитие происходит непроизвольно и спонтанно, дети с ограниченными возможностями здоровья не в состоянии самостоятельно освоить образцы решения социальных и бытовых задач. Личность ребенка с ментальными нарушениями формируется только при условии целенаправленного обучения и воспитания.

Освоение АООП, созданной на основе ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обеспечивает достижение обучающимися двух видов результатов: личностных и предметных.

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с ментальными нарушениями в культуру, овладение ими социокультурного опыта.

Личностные результаты освоения АООП включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.

Социальные (жизненные) компетенции обучающихся, социально значимые ценностные установки должны отражать:

1) адекватные представления о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

2) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

3) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

4) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

5) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

6) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

7) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

9) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида готовит учеников к самостоятельному труду и дает им определенный объем знаний и умений по ряду предметов школьного курса, а также необходимые нравственные понятия, социальные знания, понимание социальной культуры, навыки культурного поведения в обществе. Процесс обучения и воспитания, направленный на формирование личности аномального ребенка, коррекцию недостатков развития, в конечном счете формирует социальные (жизненные) компетенции у умственно отсталых школьников.

В условиях рыночной экономики, жесткой конкуренции на рынке труда, при повсеместном использовании новых технологических средств, в том числе и компьютеризации, приобретение обучающимися социальных знаний, социальной культуры, формирование у них жизненных компетенций становится более сложным, но вместе с тем более значимым процессом.

Практика показывает, что многие выпускники коррекционных школ оказываются беспомощны в самостоятельном жизнеустройстве. Наблюдается тенденция к частой смене работы, не всегда объективно – обоснованная неудовлетворённость заработком; имеют место трудности в установлении контакта с членами коллектива, отстранённость от участия в общественной жизни предприятия. Возникают проблемы в связи с неумением распределить бюджет, спланировать накопления, рационально вести хозяйство. У выпускников, живущих с родителями, наблюдаются иждивенческие настроения. Предприятия, на которые направляются окончившие школу дети, предъявляют к ним серьёзные претензии. Утверждают, что воспитанники коррекционной школы не подготовлены в достаточной мере к самостоятельному труду. Это обусловлено тем, что наши дети:

- не могут взаимодействовать с окружающими на равных, не умеют продуктивно общаться с людьми;

- у них не хватает самостоятельности;

- низкий уровень знаний об окружающей среде;

- не умеют самостоятельно продумывать и анализировать ситуацию, из-за их эмоционально- поведенческих особенностей;

- им сложно с первого раза понять и правильно оценить необходимость тех или иных действий, поступков;

-неспособность учащихся применять полученные знания в различных жизненных ситуациях;

- несформированность мотивов и интересов к хозяйственно- бытовой деятельности;

- завышенная самооценка.

Социальную адаптацию обучающихся обеспечивает изучение всех предметов, входящих в учебный план специальной (коррекционной) школы VIII вида, направленное формирование социально-бытовой компетенции осуществляется в ходе занятий СБО. Но время, отведённое на изучение СБО, позволяет лишь ознакомить обучающихся с базовыми сведениями социально-бытового характера.

Предполагается, что практические навыки ученики смогут приобрести в семье. Но, семьи у детей с интеллектуальной недостаточностью чаще всего бывают неблагополучные и не могут дать ребенку необходимый запас знаний для самостоятельной жизни, а порой показывают только отрицательный пример.

По ФГОС все виды учебной деятельности должны быть ориентированы на личностные результаты. Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности (например, школьник приобрел некое знание, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт действия).

Эффект – это последствие результата; то, к чему привело достижение результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.

То есть развитие личности ребенка – это эффект, который стал возможен благодаря тому, что ряд субъектов воспитания (школа, семья, ближайшее окружение), в том числе сам ребенок, достигли своих результатов.

Личностные результаты учебной деятельности школьников могут быть трех уровней.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями, воспитателями как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.

1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему среде.

2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь.

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.

Успех подготовки воспитанников к самостоятельной жизни зависит от ряда условий:

1. Полноценная социально-бытовая подготовка детей осуществима лишь путём целенаправленной педагогической работы.

2.Формирование социально-бытовых знаний и умений должно представлять собой систему работы. Вначале полноценное восприятие ребёнком необходимых сведений, правильное формирование действий, приёмов, операций, затем – разнообразное их закрепление и регулярное применение на практике. Ребёнок должен получить конкретные результаты в освоении необходимых ему в жизни социально – бытовых знаний и умений.

3.Цель педагогической работы – достижение каждым умственно отсталым ребёнком максимально возможного для него уровня социально – бытовой умелости.

4.Необходимо чётко планировать свою работу, ориентируясь на достижение конкретных результатов в подготовке воспитанников. При выборе методов и приёмов необходимо учитывать социально-бытовой опыт каждого ребёнка, уровень его развития, индивидуальные особенности и возможности, т.е. осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к обучающимся.

5.Чёткости планирования педагогической работы способствует контроль над динамикой усвоения детьми социально-бытовых знаний и умений, т.е. педагогическая диагностика.

6.Важно сделать максимально наглядным весь учебный материал. Использовать натуральные предметы, изображения, фотографии, схемы. Формировать представления в ходе экскурсий, наблюдений за реальными объектами, жизненными ситуациями, оценивать действия людей в этих ситуациях, моделировать подобные ситуации на занятиях.

7.Одним из условий успешности обучения детей является их активная деятельность в процессе восприятия и усвоения материала. Это обследование изучаемых предметов, осуществляемое на сенсорной основе; оперирование предметами, картинками; составление схем, планов; выполнение практических работ: рисование, лепка, конструирование; многократное применение новых слов, фраз.

8. Обеспечение понимания детьми учебного материала, его осмысление – важное условие успешности обучения. Понятое содержание усваивается быстрее, точнее, прочнее.

9. Средством повышения уровня развития ребёнка с ментальными нарушениями служат коррекция и компенсация недостатков его развития. Развитие умений выделять главное в получаемой информации, анализировать, сравнивать, обобщать, связывать новый материал с ранее усвоенным – это коррекция познавательной деятельности. Формирование общетрудовых интеллектуальных умений: умения ориентироваться в условиях предстоящей деятельности, анализировать её, планировать необходимые действия, осуществлять самоконтроль – главная коррекционная задача в трудовой и бытовой деятельности.

10. От выполняемой деятельности ребёнок должен получать чувство удовлетворения, т.е. деятельность должна быть положительно мотивирована. Отношение к деятельности во многом зависит оттого, достигает ли ребёнок успеха в этой деятельности, находится ли при её выполнении в ситуации успеха, чувствует ли себя «умелым». Поэтому формируемые у ребёнка знания и умения должны быть ему доступны. Заслужить одобрение взрослых – один из основных мотивов деятельности учеников. Положительная оценка педагогом их деятельности утверждает у детей веру в себя. Важно поощрять каждую маленькую «победу» отдельного ребёнка, его усилия и старание.

11. Игровые методы и приёмы позволяют педагогу осуществить обучение детей в доступной и привлекательной для них игровой форме.

12. Успешность педагогической работы по социально-бытовой подготовке обучающихся зависит от взаимодействия учителя и воспитателя: согласованности их действий, информированности о работе друг друга и её результатах, скоординированности планов работы.

Основные методы формирования социальной и жизненной компетенции

Игра – важное средство самовыражения детей, проба сил, социально- педагогическая форма детской жизни. Сюжетно- ролевая игра – это путь к познанию самого себя, своих возможностей, своих пределов.

В игре обучающиеся с ментальными нарушениями учатся управлять собой: происходят качественные изменения в психике детей, формирование основных психических процессов и свойств личности. В сюжетно-ролевых играх обучающиеся усваивают правила поведения в обществе, знакомятся с профессиями, учатся вести себя в общественных местах, пользоваться услугами различных предприятий и учреждений.

Играя, дети учатся следовать правилам, постигать социальные отношения, учатся переносить поражения, переживать успех. Игра предоставляет свободу в принятии самостоятельных решений, она способствует концентрации ребёнка в течение продолжительного времени, это развлечение и расслабление, она вносит разнообразие в школьные будни, наконец, игра – это удовольствие для детей.

Участвуя в совместных сюжетно-ролевых играх, ребёнок постепенно учится ориентироваться во взаимоотношениях людей, таким образом, игра имеет решающее значение в его социальном развитии.

Чаще всего можно наблюдать этот метод работы в начальных классах, на уроках СБО.

Практические упражнения

Большое значение имеет овладение детьми не теоретическими сведениями, а практическими умениями и навыками, т.к. сведения не подкрепленные действиями, не будут способствовать подготовке к самостоятельной жизни.

Практические виды деятельности являются основным методом отработки теоретических знаний, и чаще других их используют педагоги трудового обучения, СБО, биологии, воспитатели. Они дают возможность перевести знания в умения.

Многие наши дети затрудняются не только последовательно рассказать, как будут выполнять какую-либо работу, но практически выполнить ее. Поэтому недостаточно одного объяснения учителя, нужно составить карту или схему действия. Такую работу можно увидеть, как правило, на уроках трудового обучения, когда учителя предлагают поработать с технологической картой.

Использование таких карт или схем поможет выработать у ребенка алгоритм выполнения того или иного действия и в последствии закрепить его. Практическая отработка социально- бытовых навыков как никогда пригодится ребенку с интеллектуальной недостаточностью в самостоятельной жизни.

Экскурсии

Учебная деятельность предусматривает активное включение учеников в окружающую их жизнь. В связи с этим обязательным является наличие экскурсий, с помощью которых дети расширяют свои знания и представления об окружающем, развивают наблюдательность, внимание, учатся действовать в новых условиях. Результативность экскурсии зависит не только от ее проведения, но и подготовки к ней, а также заключительной беседы. Еще в классе, во время вступительной беседы, учитель расширяет знания и представления детей, вызывая познавательный интерес. Правильно спланированная и проведенная экскурсия – необходимый и мощный толчок развития и подготовки ребенка с недостатками интеллектуального развития к самостоятельной жизни.

Во время экскурсий создаются наиболее комфортные условия для восприятия изучаемых объектов и явлений, учитываются познавательные возможности каждого ребёнка. В процессе экскурсии дети знакомятся с деятельностью людей и отношениями между ними в естественных условиях (в магазине, на почте и т. п.). Во время «путешествия» к месту экскурсии происходит естественное общение детей со взрослым, которое носит индивидуальный характер и способствует умению использовать речевые и неречевые средства (жест, мимика, пантомимика) общения. На экскурсиях дети учатся взаимопомощи, организованности, вниманию друг к другу, развивается наблюдательность, внимание и память.

Во время экскурсии дети учатся поведению и общению в условиях улицы, развивают умения пользоваться дорогами у дома и школы; во время закрепительных экскурсий и практических заданий для лучшей ориентировки обращаю внимание на особые приметы (реклама, магазин, почтовый ящик); акцентирую внимание об опасности на дороге; учу различать тротуар и проезжую часть; перед переходом дороги останавливаться, смотреть налево, затем направо; знать назначение «зебры», светофора; узнавать основные дорожные знаки, виды транспорта, уметь ими пользоваться и правильно вести себя в автобусе и другом транспорте. Поведение на улице закрепляем в сюжетно-ролевых играх, а также в реальных жизненных ситуациях.

Экскурсии носят не только познавательный характер. Они строятся таким образом, чтобы обучающиеся выполняли разного рода практические задания, которые требуют контакта с незнакомыми людьми.

Результатом проведения экскурсий является то, что обучающиеся

Ø овладевают коммуникативными навыками,

Ø получают знания о профессиях взрослых, значении труда в жизни;

Ø правильно формулируют вопросы к работникам торговли, связи, транспорта;

Ø хорошо ориентируются в тех услугах, которые им предоставляют;

Ø правильно выбирают ту или иную организацию, в которую нужно обратиться по какому-либо вопросу;

Ø накапливают представления и знания о нормах культуры поведения.

Беседа

Беседа на уроках является одним из основных методов обучения и применяется в сочетании с сюжетно-ролевыми играми, различными практическими работами: запись в тетрадь определенных правил, зарисовки, упражнения и другие виды работ. Продолжительность бесед регулируется в зависимости от темы, задач занятия. Сопровождается беседа наглядным материалом. Используют в работе этот метод все педагоги школы-интерната.

Внеклассная работа

Формирование социальной и жизненной компетенции обучающихся должно иметь продолжение в системе внеклассной работы. Только совместная деятельность учителя и воспитателя позволит сформировать социально- бытовую компетентность детей с интеллектуальной недостаточностью.

С этой целью у нас проводятся массовые мероприятия, праздники, тематические занятия, игровые программы по культуре поведения, правилам дорожного движения, беседы по ЗОЖ, по привитию навыков личной гигиены. Поэтому можно сказать, что во многом жизнь обучающихся в школе-интернате подчинена формированию социальных и жизненных компетенций. Ребенок испытывает на себе влияние целой системы мероприятий.

Системный подход к формированию жизненных компетенций у учеников специальной (коррекционной) школы VIII вида требует начинать работу в этом направлении с первых шагов пребывания детей в школе.

Например, в начальной школе на уроках развития речи и ознакомления с окружающей действительности наряду с другими сообщаются сведения о семье, охране здоровья, транспорте, учреждениях, одежде и обуви, некоторых вопросах питания. Тем самым уже в младших классах у детей начинают формироваться социальные знания, социальная культура.

Трудовое обучение имеет целью подготовку обучающихся к самостоятельной трудовой деятельности и, следовательно, к самостоятельной жизни в окружающем социуме.

В данном случае можно усилить внимание к вопросам, связанным с организацией обучающимися своего быта. Быт человека, любой семьи тесно связан с выполнением повседневных домашних дел. Виды труда в домашнем хозяйстве разнообразны: покупки в магазинах, приготовление пищи, уход за жильем и т.д. Серьезной обязанностью является уход за детьми.

Учитель ставит перед собой задачу, чтобы каждый ученик, независимо от его интеллектуальных и физических возможностей, овладел основными способами ухода за одеждой, приготовления пищи, содержания в чистоте жилища, научился пользоваться различными электробытовыми приборами. Нужно школьников учить пользоваться инструкциями, например, по эксплуатации того или иного прибора, по применению разнообразных современных средств ухода за мебелью, одеждой, помещением. Желательно больше уделять внимание ремонтным работам, экономическим расчетам, связанным с проведением этих и других видов работ.

Накопление социальных знаний и умений должно идти постепенно, последовательно и систематично. Примером комплексности в работе может служить система педагогических мероприятий по подготовке обучающихся к хозяйственной деятельности в семье. Она включает в себя:

Ø занятия по социально-бытовой ориентировке и уроки математики, на которых осуществляется формирование знаний по экономике ведения домашнего хозяйства;

Ø внеклассную воспитательную работу, где идет закрепление экономико-бытовых знаний и умений;

Ø педагогический всеобуч для родителей о рациональной организации домашнего хозяйства и путях вовлечения школьников в хозяйственную жизнь семьи;

Ø использование средств наглядности: тематических стендов, выставок кружковой работы, информационных листов.

Как формируются жизненные компетенции на уроках в начальной школе?

Именно в начальной школе на уроках математики дети знакомятся с признаками предметов (сравнивают их по цвету, размеру, форме), пространственными представлениями, взаимным расположением предметов, сравнивают группы предметов по их количеству, учатся считать, вычислять, измерять и т.д. Большинство испытывают серьезные затруднения при решении практических задач и применении математических знаний в жизненных ситуациях. Поэтому в своей работе ставлю цель: наполнить математическое образование социальными знаниями, умениями и навыками, связанными с личным опытом и потребностями ученика с тем, чтобы он мог осуществлять продуктивную и осознанную деятельность по отношению к объектам реальной действительности. Так, например:

Ø во время устного счета формирую и закрепляю у детей сознательные и прочные вычислительные навыки. (Дети должны считать устно!). Проводя такую работу в системе можно добиться, что у некоторых учеников не будет проблем при подсчете сдачи при покупке товара.

Ø при составлении и решении задач стараюсь создать такую ситуацию, чтобы проблема опиралась на личный опыт ребенка («Мама дала Пете 20 рублей, чтобы он купил булочку, которая стоит 18 рублей. Сколько сдачи получит Петя?»; «Уроки начались в 8 часов утра, закончились через 5 часов. Когда закончились уроки?»; «На подготовку домашнего задания даётся 1 час. Приготовить нужно чтение, русский язык и математику. Сколько времени уйдёт на подготовку одного предмета?»)

Решая такие задачи, обучающиеся учатся распределять своё время в течение дня, выполнять домашнее задание за определенное время.

«Покажите руками 1см, 1мм, 1дм, 1км (Почему не можем?) »

Такие задания помогают учащимся приобрести навыки самостоятельной познавательной деятельности. Ребята учатся делать выводы.

Данный вид заданий помогает овладеть ученикам теми знаниями, умениями и навыками, которые они будут использовать в своей дальнейшей жизнедеятельности, т.е. жизненной компетенцией.

На своих уроках я стараюсь создать атмосферу сотрудничества, сотворчества ученика и учителя, формирую у детей качества, необходимые каждому современному человеку: умение думать, творить, осмысливать и оценивать происходящее. Использую работу в группах, индивидуальную работу, учитывая образовательные потребности каждого ученика.

На уроках чтения в 1 классе мы обыгрывали с ребятами сказку «Репка»:

-Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку тянуть. Не может вытянуть. Позвал дед бабку.

-А как он её позвал?

-Иди сюда, бабка.

-А как правильно позвать, чтобы бабушка не обиделась?

-Бабушка, иди сюда пожалуйста, помоги репку тянуть, а то я сам не справлюсь.

-Тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвали внучку.

-А как они её позвали?

И тут уже дети сразу позвали вежливо:

-Иди к нам, внучка. Пожалуйста, помоги репку тянуть. А то мы без тебя не справимся. И так далее…

Таким образом, здесь формировались навыки сотрудничества, взаимопомощи, умение обратиться за помощью к другому, используя вежливые слова, развивалась речь. Т.е. дети приобретали социальные знания, социальную культуру отношений между людьми, а следовательно, жизненные компетенции.

Такие приёмы на уроках чтения, развития речи, а также возникающие в быту реальные ситуации, участниками которых становятся дети, оставляют у них разнообразные впечатления, которые обогащают их жизненный опыт, позволяют понять смысл действий, совершаемых людьми в разных сферах жизни и деятельности.

В ходе уроков создаю нужные для обучения детей ситуации, организую сюжетно-ролевые игры, в процессе которых учащиеся воспроизводят деятельность взрослых, их взаимоотношения. Например, работая над темой «Разговор по телефону», участвуя в несложной сюжетно-ролевой игре, путём многократных упражнений дети запоминают номер домашнего телефона, учатся диалогу.

В процессе организации сюжетно-ролевых игр слежу за тем, какие отношения складываются между воспитанниками, предупреждаю возникновение конфликтов (из-за игрушек, желаемой роли и т.п.). Очень важно в процессе игровой деятельности формировать у детей дружеские взаимоотношения, желание и умение помочь, уступить друг другу. В результате систематически предъявляемых требований и повторного выполнения заданий вырабатываются положительные умения, привычки, позволяющие адаптироваться в обществе.

Тематика игр также должна способствовать социализации в обществе. Так, например, перед проведением игры «Магазин» провела ознакомительную экскурсию, где вместе с детьми наблюдали за действиями продавца, кассира, покупателя и т.д. Ознакомительные экскурсии позволяют детям получить представление о назначении учреждения, о действиях работающих там людей. В дальнейшем эти действия дети применили в самой сюжетно-ролевой игре, я лишь целенаправленно старалась подвести их к этим действиям.

Прогулки по посёлку, покупки в магазине под присмотром педагога, экскурсии в общественные места позволяют закреплять полученные знания в сюжетно-ролевых играх, способствуют развитию самостоятельности, адекватного поведения.

Воспитание и обучение детей с умственной отсталостью в коллективе, в игре, в посильной трудовой деятельности даёт положительные результаты. У детей вырабатываются навыки правильного элементарного социального поведения и такие качества, как трудолюбие, доброжелательность, самостоятельность, ответственность за выполнение пусть маленького, порученного ему дела, аккуратность, бережное отношение к вещам. Всё это достигается огромным трудом, терпением и требует продолжения коррекционной работы на протяжении всего периода обучения в школе.

Вся система коррекционно - педагогической работы призвана реабилитировать и социально адаптировать школьника с ментальными нарушениями к реалиям окружающего мира, сделать его полноправным и активным тружеником, который наравне со всеми людьми может включиться в трудовую и общественную жизнь и приносить пользу обществу.



Библиографический список

1. Воронкова В.В., Казакова С.А. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5–9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида (пособие для учителя). – ВЛАДОС, 2011. - 224 с.

2. Трофимова С.Н. Теоретические и методические основы обучения. Проблемы социально-бытовой адаптации среди учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы.//Открытый урок «Первое сентября»: электронный журнал. – 2019. - [Электронный ресурс]. URL: https://urok.1sept.ru/articles/678112 (дата обращения: 06.12.2020).