учитель-логопед
ОГБУ «БРЦ ПМСС» СП МЦ «Психолого-педагогической помощи детям Ракитянского и Краснояружского районов»
На логопедических занятиях специалистами используются различные технологии. Задачи на коррекционно-развивающих занятиях при использовании информационно-компьютерных технологий:
- повысить эффективность коррекционного обучения;
- ускорить процесс подготовки детей к обучению грамоте, предупредить появление у них вторичных расстройств письменной речи;
- снизить риск социальной дезадаптации младших школьников.
Логопеду, применяющему в работе компьютерную технику, необходимо решить задачи специального обучения.
Задачи ознакомительно-адаптационного цикла:
Ознакомление детей с компьютером и правилами поведения при работе с ним;
Формирование у детей начальных навыков работы на компьютере с использованием манипулятора «мышь».
Коррекционно-образовательные задачи:
Формирование и развитие у детей речевых и языковых средств: звукопроизношения, просодических компонентов речи, фонематического анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи, связной речи;
Формирование интереса и развитие навыков учебной деятельности;
Формирование психологической готовности к обучению в школе;
Формирование способности принимать решения;
Формирование мотивационной готовности к деятельности;
Развитие произвольной моторики пальцев рук;
Развитие волевых качеств.
Правила при использовании компьютерных технологий:
- игра может быть включена как часть занятия (на основном или на заключительном этапе);
- продолжительность занятия на компьютере не более 10 минут;
- периодичность – 2 раза в неделю;
- индивидуальное дозирование нагрузки при зрительных нарушениях.
Для логопедического занятия с использованием информационно-компьютерных технологий характерна следующая структура:
1. Подготовительный этап, где используется пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз.
2. Основной этап, в ходе которого решаются коррекционно-образовательные задачи, отвечающие целям занятия – игры и упражнения с применением компьютера, электронные физминутки.
3. Заключительный этап, где используются игры для осуществления результатов деятельности, снятия эмоционального и мышечного напряжения.
Возможностями информационно-компьютерных технологий логопед может пользоваться на всех этапах коррекционного процесса: от обследования ребенка – логопата до формирования связной речи.
Формирование зрительно-пространственных координаций: умение следить взглядом за перемещением объектов.
Работа над звукопроизношением: артикуляционная гимнастика, автоматизация звуков, дифференциация звуков.
Развитие фонематической стороны речи: формирование навыков фонематического анализа и синтеза.
Развития словаря: наращивание словарного запаса, работа над слоговой структурой слова.
Развитие лексико-грамматической стороны речи: словоизменение, словообразование, согласование, развитие словаря признаков, антонимии, синонимии.
Развитие связной речи: работа по сюжетным картинкам, пересказ, составление текста с опорой на наглядность.
Логопедическое обследование для постановки специалистом правильного диагноза процедура для ребенка не очень интересная. Некоторые задания можно разнообразить с помощью информационно-компьютерных технологий. Это вызывает большой интерес у детей за счет реалистичности, динамичности изображения.
Этап формирования артикуляционной моторики, укрепления мышц речевого аппарата и выработки целенаправленной воздушной струи может продолжаться достаточно долго, так как необходимо прочно закрепить нужный двигательный навык. В период работы над звуком использование слайдовых презентаций с различными комплексами артикуляционных гимнастик со стихотворным сопровождением поможет поддержать интерес и работоспособность ребенка.
На этапе постановки звука ведущую роль играют подражание и объяснение. Без наглядности усвоение артикуляции звука для ребенка представляет определенную трудность. Схематическое изображение артикуляционного уклада звука не всегда может быть понятно ребенку, а динамические профили артикуляции, где можно управлять подъемом язычка и самому исправлять неправильный артикуляционный уклад, создают устойчивый зрительный образ артикуляции корректируемого звука.
На этапе автоматизации и дифференциации поставленных звуков для отработки правильного произношения необходимо многократное повторение одного и того же материала. Детям быстро надоедает однотипная работа: ежедневное проговаривание слогов, слов и предложений, называние картинок с целью автоматизации звука. На помощь приходят компьютерные технологии в виде интересных игр, что разнообразит занятия и удержит интерес детей к ним.
Пример компьютерных игр:
«Собери картинки» - надо собрать соответствующие половинки картинок.
«Мир вокруг нас» - дети учатся классифицировать предметы, живые объекты по различным признакам или классифицировать предмет по звукам.
В игре «Рыбак» дети должны «уловить» картинки, в названии которых звук (Р) стоит в разных позициях: в начале слова – рак, рыба, …; в середине слова – краб, карась…; в конце слова – сыр, омар, ….
Содержание ролевых способов – воспроизведение социальной сферы деятельности (отношение и общение людей).
В игре «Веселый клоун» раскрывается взаимодействие артиста и зрителей цирка.
В игре «Цирк» дети наблюдают взаимодействие дрессировщика и животных. Учатся проговаривать слова разной слоговой структуры, знакомятся с лексическим значением слов. Могут получить задание выпустить на арену цирка животных с определенным звуком. Например, (Р) – мартышка, тигр, (С) – слон, собачки…
В игре «В огороде у козы Лизы» - дети собирают овощи с определенным звуком: (С) – капуста, салат, свекла; (Л) – лук; (Р) – картофель, помидор, морковь.
В игре «Магазин» можно наблюдать взаимоотношения между покупателем и продавцом. Выполнять задания: в продуктовом магазине купить продукты со звуком (С): масло, мясо, сыр, колбаса…; в магазине «Одежда» купить одежду со звуком (Ш): шапка, шуба, рубашка…; в магазине «Игрушки» купить игрушки со звуком (Л, ЛЬ), проговаривая предложения: «Я куплю куклу Лену» … (лопата, слон, клюшка…).
Компьютерные игры имеют преимущество по сравнению с другими формами игр: в них ролевые характеристики персонажей, результаты и действия представлены более полно, а иногда и несколько утрировано, что позволяет детям увидеть то, что в жизни едва уловимо. Дети в динамике наблюдают, как малейшее изменение совместных усилий изменяет результат. Сказка «Репка» в компьютерном варианте могла бы наглядно показать, как важна роль каждого героя. Дети видят более развернуто эмоциональные реакции людей, способы общения, учатся соотносить их с возникающими ситуациями. Используя, это можно развивать речь ребенка, дикцию, интонацию, четкое произношение звуков.
Литература
1. Беспалько, В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия): учебно-методическое пособие / В.П. Беспалько. – Москва: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: МОДЭК, 2002. – С. 352.
2. Использование элементов ИКТ - технологий в работе учителя - логопеда"http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2014/04 /01/ ispolzovanie-elementov-ikt-tekhnologiy-v-rabote.
3. "Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе" http://www.logoped.ru/pomalv01. htm