Высшая школа делового администрирования
Публикации
2020 (№ 3-16)

Косицина М.А., Ефимова Т.В. АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ РЕЛАКСАЦИИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Библиографическое описание:
Косицина М.А., Ефимова Т.В. Активные методы релаксации на уроках в начальных классах // Современная начальная школа. 2021. № 16. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/16.pdf.

Здоровье человека-проблема достаточно актуальная для всех времён и народов, а в настоящее время она стала первостепенной. Внедрение в учебно-воспитательный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья школьников. Одной из эффективных форм, по сохранению здоровья обучающихся является релаксация.

Релаксация-метод воздействия на мышечный тонус с целью снятия повышенного нервно-психического напряжения, выравнивание эмоционального состояния.

Цель релаксации: снять напряжение, дать обучающимся небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведёт к улучшению усвоения материала.

Виды релаксации:

-различные движения;

-игры;

-ролевые игры;

-танцы;

-игры-соревнования;

-игры с предметами;

-диалоги с героями сказок;

-просмотр мультфильмов;

-пение;

-заинтересованность чем–либо новым, необычным.

Техника релаксации содержит 4 основных компонента:

*спокойная окружающая обстановка;

*психический механизм-звук, слово, фраза, повторяемая тихо, либо сосредоточение взгляда на каком-то предмете;

*состояние пассивности-не надо беспокоиться о том, насколько правильно вы выполняете упражнение, и просто отгоняете посторонние мысли, мешающие сосредоточению;

*удобная поза.

Следует помнить, что при проведении релаксации не нужно ставить перед учениками цель запомнить языковой материал. Главное в проведении оздоровительных минуток –заинтересованность обучающихся в сохранении собственного здоровья.

Способы релаксации:

*активные методы- «Земля», «Вода», «Огонь»;

*дыхательные упражнения- «Задуй свечу», «Ленивая кошечка»;

*мышечное расслабление- «Стряхиваем воду с пальцев», «Пианист», «Лимон»;

*зрительные представления-визуализация (расслабление через образ) - «Дирижёр», «Снежинки», «Порхание бабочки», «Маятник» и др.

Таким образом, релаксация даёт возможность школьникам отдохнуть на уроке, способствует снятию повышенного напряжения и сохраняет здоровье школьников, повышают работоспособность.

Практическая часть.

Упражнение «Помощники».

Инструкция учителя: «А сейчас мы поиграем в помощников. Поработаем немного на даче. Поможем маме и папе по хозяйству. Приготовились.

Мама постирала бельё, а отжать его не может. Поможем ей. Крепко, крепко держим в кулачках, отжимаем сильнее, ещё сильнее. А теперь стряхиваем и вешаем на веревку. Если подняться на носки, то, как раз достанем. Ещё немного. Но вот с бельём управились.

Поможем и папе: он посыпает дорожки песком. Берем песок в руки и равномерно посыпаем землю вокруг себя. Стараемся. Хорошо. А чтобы песок лежал плотно, потопаем ножками. Сильней. Ещё сильнее.

Осталось дрова порубить. Поднимаем топор высоко, высоко. Замахиваемся и резко опускаем его прямо на бревно. Ух, получилось. Ещё раз поднимаем. Ух, здорово! Помогаем голосом.

Размахиваемся сильнее. Ух, ещё раз! Ух, готово!

Поработали, устали. Ну что ж, пора отдыхать. Найдите себе удобное место. Почувствуйте, как устали руки, пусть они отдыхают. Ноги потрудились, вместе отдыхают. Тело отдыхает. Плечи отдыхают. Шея и лицо тоже отдыхает. Веки отдыхают, глазки закрывают.

Упражнение «Задуй свечу»

• Сделайте глубокий спокойный вдох, набирая в легкие как можно больше воздуха.

• Вытянув губы трубочкой, медленно выдохните, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносите звук «у-у-у».

Повторите упражнение 5-6 раз.

Упражнение «Ленивая кошечка»

• Поднимите руки вверх, затем вытяните вперед, потянитесь, как кошечка. Почувствуйте, как тянется тело.

• Затем резко опустите руки вниз, одновременно на выдохе произнося звук «а!».

Также повторите упражнение несколько раз.

Упражнение «Стряхиваем воду с пальцев»

• Примите исходное положение: руки согнуты в локтях ладонью вниз, кисти пассивно свисают.

• Быстрым и непрерывным движением предплечья трясти кистями, как тряпочками (5-10 секунд).

Перед упражнениями полезно детям полезно крепко сжать кисти в кулак, чтобы яснее чувствовалась разница в напряженном и расслабленном состоянии мышц.

Регулярное выполнение упражнений на расслабление помогает возбужденным, беспокойным детям постепенно стать более уравновешенными, внимательными и терпеливыми; заторможенные и скованные дети могут приобрести уверенность и бодрость.