Высшая школа делового администрирования
Конференции
Октябрь 2023

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ПРОФЕССИЙ: ОТ А ДО Я»

Александрова Анна Александровна
педагог-психолог
Григорьева Ирина Николаевна
воспитатель
МБДОУ "Детский сад № 136" г. Чебоксары

Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Эти элементарные знания помогают детям расширить свои познания о работе родителей, бабушек и дедушек, поближе познакомиться с рабочим местом мамы и папы, узнать, что именно выполняют они на работе.

Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике. Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия, дети любознательны, при правильном подходе проявляют активный интерес к различным видам труда и творчества. Трехлетний ребенок уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Зная психологические и педагогические особенности ребенка в детском возрасте, можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности.

В Чебоксарах разработан и реализуется проект «Энциклопедия профессий: от А до Я», цель которого – организация ранней профориентации, направленной на развитие у детей дошкольного возраста позитивных установок и уважительного отношения к разным видам рабочих профессий, актуальных для города Чебоксары, формирование общих и допрофессиональных способностей.

Жизнь ребенка протекает в определенной социокультурной среде того региона, в которую он включается самим фактом своего рождения, когда ежедневно имеет возможность наблю дать профессиональную деятельность взрослых, накапливать впечатления, а затем в разнообразных видах культурных прак тик (игре, познавательной, продуктивной деятельности и др.) воспроизводить свои знания. Ведущие отрасли экономики Чувашской Республики обу славливают тематику ознакомления детей с профессиями взрослых. Ребенок узнает, что в Чувашии производят сельхозпродукцию, тракторы, автоприцепы и др. В республике функционирует одно из ведущих приборостроительных предприятий страны «Элара», выпускающее электронные приборы для гражданской и военной отраслей. Детям рекомендуется дать представления о профессиях, распростра ненных в республике: машиностроителей, архитекторов, инженеров-конструкторов, работников агропромышленного комплекса и др.

Все исследования говорят о том, что для прочного усвоения знаний требуется сформировать позитивное отношение, интерес детей о профессии.

Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий необходимо строить с учетом современных образовательных технологий. Наиболее эффективными именно в реализации профориентационного направления являются:

1. Технология проектной деятельности (Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова).

2. Технология исследовательской деятельности (А.И. Савенков, Н.А. Короткова).

3. Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр (Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, А.П. Усова, Н.Я. Михайленко).

4. Технология интегрированного обучения (Л.А. Венгер, Е.Е. Кравцова, О.А. Скоролупова) является для дошкольных учреждений своего рода инновационной.

Сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что многие профессии взрослых не доступны для непосредственного наблюдения, поэтому ребенку их сложно понять.

Целью работы в данном направлении является формирование базовых знаний о профессиях и профессионального самоопределения дошкольников. Для достижения поставленной цели определены задачи: продолжать знакомить дошкольников с трудом взрослых; расширять знания детей о родных людях, их профессиях и профессиях других людей, значимости их труда для семьи и общества; заинтересовать родителей совместными мероприятиями; воспитать уважение к людям разных профессий, бережное отношение к их труду (результатам труда).

Успешность работы в данном направлении обусловлена выбором методов и форм организации детской деятельности. Наиболее оптимальными являются:

- наглядные (живые образы), к которым относятся: экскурсии, наблюдения, дидактические пособия, рассматривание фотографий, рисунков, просмотр презентаций и др.

- словесные, которые включают: художественное слово, рассказ воспитателя, беседы, проблемные ситуации и др.

- практические – это трудовые поручения, обучение отдельным способам выполнения трудовых операций, игровые обучающие ситуации, сюжетно-ролевые игры и др.

- игровые, к которым относятся: дидактические игры, игровые упражнения, игры с правилами, словесные игры, игры-воображения, игры-шутки, сюжетно-ролевые игры, сюрпризные моменты и др.



Наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых – наблюдения и экскурсии, которые обеспечивают наглядность и ясность получаемых представлений, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений.



Одной из эффективных форм взаимодействия с семьей по ранней профориентации дошкольников являются встречи с интересными людьми. Это форма работы с семьей, которая позволяет воспитателю достичь цели своей педагогической деятельности, а родителям быть не пассивными зрителями, а стать активными участниками образовательного пространства. Эти встречи обогащают представления детей об окружающем мире, развивают познавательный интерес, коммуникативные навыки, повышают родительский авторитет, способствуют укреплению детско-родительских отношений, укрепляют позитивное отношение родителей к дошкольному учреждению, а также решают задачи ранней профориентации дошкольников. Темы проводимых встреч могут быть разнообразными. Вместе с тем, благоприятные условия трудового воспитания создаются только в тех семьях, где родители успешно трудятся по своей специальности, любят свою профессию, рассказывают детям о работе. Бодрая трудовая атмосфера, личный пример взрослых – это для ребенка очень важный стимул. Такие встречи с родителями вдохновляют наших детей, помогают им постичь этот многогранный мир будущих профессий, ребята испытывают чувство гордости, радости, удовлетворения. Рассказы родителей об особенностях разных профессий приносят ребенку огромную пользу, вызывая живой интерес. В ходе таких встреч у дошкольников формируется положительное отношение к труду и задатки ранней профориентации.



Таким образом, формирование представлений дошкольников о труде взрослых – необходимое направление деятельности дошкольной образовательной организации. Знакомство детей с миром профессий осуществляется на протяжении всего периода получения воспитанниками дошкольного образования и реализуется в разнообразных формах работы и во взаимодействии педагогов и родителей. Мы планируем продолжать работу в данном направлении, так как ранняя профориентация направлена на развитие личности ребенка, проявление инициативы, самостоятельности, активности, формирование положительного отношения к разным видам труда.

Список использованной литературы

1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим/ Н. В. Алешина — М.: «Педагогическое Общество России», 2014.

2. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В. П. Кондрашов — Балашов: Изд-во «Николаев», 2016.

3. Потапова Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4–7 лет / Т.В. Потапова. - М.: ТЦ Сфера, 2012.

4. Тематический словарь в картинках. Мир человека. Современные профессии. К программе «Я — человек» / К. П. Нефедова. — М.: Школьная пресса, 2011.

5. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации для работы с детьми 2-7 лет / Т.С. Комарова, Л.В. Куцакова, Л.Ю. Павлова. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.