Высшая школа делового администрирования
Публикации
2020 (№ 3-16)

Незборецкая О.В. ЭССЕ НА ТЕМУ «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»

Незборецкая Ольга Васильевна
учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Новосёловская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Д.А. Кудрявицкого", Республика Крым, Раздольненский район, пгт Новоселовское

Библиографическое описание: Незборецкая О.В. Эссе на тему «Проектная деятельность младших школьников в условиях реализации ФГОС» // Современная начальная школа. 2020. № 14. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/14.pdf.

В своём эссе хочу поделиться своими мыслями, взглядами о применении современной педагогической технологии – проектной деятельности в начальной школе.

В современном обществе возрастает потребность к людям неординарно мыслящим, творческим, активным, способным нестандартно решать поставленные задачи и формировать новые цели.

Я считаю, что огромное значение для развития способностей учащегося имеет хорошо организованная и систематизированная работа, готовность к поиску новой информации, наблюдений, знаний, новых способов мышления и поведения – то, что, пожалуй, больше всего может помочь не просто выжить в современном мире, а реализовать себя, свой творческий потенциал.

Современная школа должна готовить своих учеников к жизни в новом мире, где будут востребованы люди адаптированные, творческие, активные, мобильные, инициативные. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения.

Задача образования - помочь ученикам освоить такие способы действия, которые окажутся необходимыми в их жизни, помочь учащимся этот выбор сделать осознанно, то есть объективно оценить свои силы и возможности, способности, интересы и склонности.

К сожалению, за годы работы в школе, учителя сталкиваются со стремлением детей мыслить по готовым стереотипам и потерей интереса к урокам. Одной из причин, по которой дети испытывают затруднения, является неумение мыслить творчески. Можно сколько угодно оперировать знаниями, полученными в учебном процессе, но ничего нового не создавать. Ребенок должен научиться удивляться миру, видеть его тайны и проблемы и тогда он будет с удовольствием учиться.

Сегодня возрастает значимость подготовки ребёнка к самостоятельной деятельности. Особенно актуальна эта проблема для учащихся начальной школы. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления.

Современные младшие школьники обладают большими информационными и технологическими возможностями. От нас, взрослых, зависит то направление, в котором будет идти развитие ребёнка: можно просто дать ему право блуждать по Интернету и играть в «стрелялки». А можно показать, как информация и в целом технический прогресс могут работать на него, с помощью включения в различные виды творческой деятельности развивать художественные, литературные, технические и исследовательские способности ребёнка.

Своеобразие проектной деятельности младшего школьника состоит в том, что у него ещё недостаточно развиты универсальные способности и умения, необходимые для самостоятельной работы. Поэтому успех ребёнка возможен лишь тогда, когда его желание заниматься подобной деятельностью совпадает с желанием и умением взрослого организовать эту деятельность – сотрудничество, сделать её по-настоящему интересной и грамотной.

Я считаю, что воспитание у детей исследовательской установки по отношению к жизни является важнейшей задачей современной школы. Это прописано и в требованиях федерального государственного образовательного стандарта.

Как же разработать проект? Идея проекта, как правило, рождается у учителя. Он, таким образом, создает проблемную ситуацию, что ученику кажется, что эта проблема занимала его ничуть не меньше, и он давно пытается ее разрешить, правда, не знал, как это сделать.

Успех любой деятельности (в том числе и проектной) зависит от правильной ее организации. Здесь важно правило «триединства» – сотрудничество учителя, ученика и родителя. Учитель несет на себе функцию направляющего, корректирующего, консультирующего члена команды. Ученик и родитель действуют тандемом, где ребенок является идейным исполнителем, а родитель помогает найти нужную информацию, а порой и материализовать идеи.

При работе над проектом наиболее правильным направлением я считаю образование различных комбинаторных групп: учитель + дети, учитель + родители, учитель + дети + родители.

Самое ценное при работе над проектом, что каждый ученик получает свой результат, свое продвижение при работе над той или иной темой. При завершении проекта учитель подмечает маленькие победы своих учеников, учитывая индивидуальные особенности. Ведь для кого-то найти нужный материал, это уже успех, а для кого-то правильно оформленный материал, это большая победа.

Одним из важных этапов осуществления учебного проекта является его презентация. В самой презентации заложен большой учебно-воспитательный эффект: дети учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта. Очень важно, чтобы дети рассказали, как именно они работали над проектом. При этом демонстрируется и наглядный материал, изготовлению которого была посвящена значительная часть времени, показывается результат практической реализации и воплощения приобретенных знаний и умений.

Правильно организованная проектная деятельность обеспечивает развитие творческих способностей, формирование познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.

У учителя появляется возможность наблюдать, сравнивать, диагностировать. Причем учащиеся, увлеченные выполнением проекта, не подозревают, что именно диагностирует учитель. В результате работы работают не на учителя и тем самым демонстрируют свои истинные предметные навыки.

Наблюдая за учащимися, я убедилась, что такое обучение даёт хорошие результаты, является условием развития индивидуальных способностей учащихся, формирует у них навыки «всегда быть успешными», развивает ключевые компетентности учащихся, подготовку их к реальным условиям жизнедеятельности. Проектная деятельность позволяет расширить цели и задачи уроков, изменить их форму.

Можно сделать вывод о том, что проектная деятельность, став неотъемлемым элементом содержания образования, является устойчивой частью образовательного процесса. Она помогает детям быть успешными в жизни, ведь если у ребенка невысокая успеваемость, то у него развиваются комплексы. А проектная деятельность позволяет ощутить свою значимость, независящую от успеваемости. Позволяет ребятам верить в себя. Ведь в процессе такой работы дети могут добывать знания самостоятельно.

Возможно, дети и не станут учеными, но знания, которые они приобрели, пригодятся им в жизни. Их ждет множество других открытий, ведь любое открытие зажигает маленькие искорки желания искать и творить, которые обязательно приведут к успешности ребенка в школьной жизни.