Высшая школа делового администрирования
Конференции
Октябрь 2023

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ ТРЕВОЖНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Пяткова Елена Викторовна
музыкальный руководитель
МБДОУ «Детский сад № 17 «Звездочка», г. Лесосибирск

Старший дошкольный возраст является сензитивным периодом для коррекции тревожности, так как на этом этапе развития ребенка она еще не приобрела устойчивые характеристики, дети еще не имеют устойчивость психических процессов, и поэтому своевременная работа специалистов по преодолению тревожности, на наш взгляд на этом этапе может иметь эффективность.

Достаточно часто ученые предлагают в качестве эффективных методов преодоления тревожности детей дошкольного возраста применять следующие: психогимнастика, музыкотерапия, изотерапия, куклотерапия, проективное рисование, метод реципрокного торможения, метод активной нервно-мышечной релаксации, сказкотерапия.

К. Швабе, Р.О. Бенезон, У. Грюс, З. Миллер, В.Ю. Завьялова использовали музыкотерапию в качестве основного метода коррекции тревожности, страхов, эмоциональных отклонений. Разработанные ими различные методики предусматривают как целостное и изолированное использование музыки в качестве основного и ведущего фактора воздействия (прослушивание музыкальных произведений, индивидуальное и групповое музыцирование), так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных приемов для усиления их воздействия и повышения эффективности. В.Ю. Завьялова выделяет следующие направления коррекционного действия музыкотерапии: эмоциональное активирование в ходе вербальной психотерапии, развитие у старших дошкольников навыков межличностного общения, регулирующее влияние на психовегетативные процессы. В качестве психологических приемов коррекционного воздействия музыкотерапии авторы указывают: катарсис – эмоциональную разрядку; облегчение осознания тревожных переживаний детьми; конфронтацию с жизненными проблемами; приобретение новых средств эмоциональной экспрессии; облегчение формирования новых отношений и установок. При прослушивании музыки у младших школьников формируются положительные эмоции, а мучительные и неприятные аффекты при этом подвергаются некоторой разрядке, уничтожению.

Г. Юнова использовала психогимнастику как самостоятельный метод коррекции тревожности. По методике Г. Юновой каждое занятие, включая в себя ритмику, пантомимику, коллективные игры и танцы, состоит из трех фаз: снятие напряжения (достигается с помощью различных вариантов бега, ходьбы, имеющих социометрическое значение: кого выбрать в напарники, с кем быть в одной команде); пантомимическая часть (члены группы изображают невербально свое поведение в случае, если в окно влезает вор, при боязни наступить в лужу и т.д.); заключительная фаза закрепляет чувство принадлежности к группе, в ней используются различного рода коллективные игры и танцы. М.И.Чистякова предложила методику, названную ею также психогимнастикой, ориентированную на детей дошкольного возраста. Методика содержит систематизированный набор этюдов и игр, направленных на обучение элементам саморасслабления и умения выражать различные эмоциональные состояния. Очень полезны упражнения на релаксацию. Они основываются на понимании релаксационного состояния как антипода стресса с точки его проявления, особенностей формирования и механизмов запуска.

Н. В. Литвиненко называет одним из эффективных способов коррекции тревожности изотерапию как способ создания комфортного пространства для ребенка, направленного на развитие его личностных качеств [2].

Также А. В. Микляева высказывается в пользу применения метода изотерапии при коррекции тревожности обучающихся младших классов [3].

Исследователь Д.Ю. Соколов считает, что для коррекции тревожности дошкольников наиболее целесообразно применять сказкотерапию, так как, по мнению ученого, ее использование оказывает воздействие на ребенка именно в плане нарушения поведенческих реакций. В своем исследовании он говорит о том, что сказкотерапию можно применять как ресурс, позволяющий одновременно решать несколько задач в области коррекции нарушений в поведении младших школьников. Сказки – не имеют ограничений по возрасту, дети дошкольного возраста эмоционально реагируют на события, происходящие в сказках, с помощью работы со сказкой они могут наблюдать собственное поведение, ассоциируя себя со сказочными персонажами. И одним из эффектов сказкотерапии Д.Ю. Соколов называет возможность осознанного принятия ребенком своего душевного состояния, а также одновременно осуществления контроля над собственными эмоциями [5].

При использовании сказкотерапии взаимодействие детей с окружающим миром происходит в сказочной форме, интересной и близкой для детей младшего школьного возраста. Дети, в процессе работы со сказкой, становятся психологически готовы к напряженным эмоциональным ситуациям, а также к адекватному реагированию на стрессы.

Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания, что дает особые возможности при коммуникации. Особенно это важно для коррекции тревожности у младших школьников, когда необходимо в сложной эмоциональной обстановке создавать эффективную ситуацию общения.

Также высказывается о положительном результате использования сказкотерапии при коррекции тревожности дошкольников Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, в частности она отметила значимость этого метода в его влиянии на эмоции детей на ценностном уровне. Ученый выделяет такие ресурсы сказкотерапии в работе с дошкольниками: сказку можно использовать в виде метафоры, после чтения сказки, детям предлагается нарисовать рисунки по сюжету сказки, очень важным этапом в сказкотерапии исследователь отмечает анализ поступков и действий героев, а также инсценирование фрагментов из произведения.

Детям предлагаются такие виды деятельности при работе над сказкой: их пересказывают, анализируют для осознания и собственной интерпретации ситуаций, происходящих в сказке, рассказывание сказок помогает проработать такие моменты, как способности к децентрированию, развитие фантазии; переписывание сказок помогает, освободится от внутреннего напряжения; постановка сказок с помощью кукол позволяет совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которые ребенок обычно по каким-то причинам не может себе позволить проявить; сочинение сказок помогают, так как описывают глубинный человеческий опыт прохождения эмоциональных кризисов и преодоления страха и тревоги. А во время прослушивания сказок «со страшными» эпизодами ребенок учится разряжать свои страхи, его эмоциональный мир становится гибким и насыщенным уровне [1].

Такие ученые как З. Фрейд, К. Юнг, К. Роджерс, А. Маслоу в своих исследованиях высказывались о серьезном потенциале арт-терапии в работе по коррекции тревожности детей дошкольного возраста. Они считают, что именно арт-терапия дает возможность ребенку раскрыть свои творческие способности, и в этой деятельности убедиться в своих силах, и не сомневаться в себе.

Важнейшей техникой арт-терапевтического воздействия является техника активного воображения, направленная на то, чтобы столкнуть лицом к лицу сознательное и бессознательное и примирить их между собой посредством аффективного взаимодействия. Создаваемые дошкольниками продукты, объективируют их аффективное отношение к миру, облегчают процесс коммуникации и установления отношений со значимыми другими (родственниками, сверстниками и т.д.). Интерес к результатам творчества со стороны окружающих, принятие ими продуктов творчества повышают самооценку дошкольника и степень его самопринятия и самоценности. К тому же арт-терапия (рисование, лепка и т.д.) способствует расслаблению, снятию напряженности у детей.

Мы описали некоторые методы коррекции тревожности в старшем дошкольном возрасте: психогимнастика, музыкотерапия, арт-терапия, сказкотерапия. Каждый метод представляет собой набор техник, направленных на: повышение самооценки ребенка, внушение веры в свои способности, обучение ребенка снимать мышечное напряжение, расслабляться, создавать для себя комфортную обстановку; умению управлять собой в ситуациях, вызывающих наибольшее беспокойство.

Список литературы:

1. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по сказкотерапии. – Санкт-Петербург: ООО «Речь», 2016. - 310с. ISBN 5-9268-0022-6

2. Литвиненко, Н. В. Школьная тревожность как показатель нарушения адаптации школьников к образовательной среде / Н. В. Литвиненко // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 5. – С. 62-67.

3. Микляева, А. В. Детская тревожность: диагностика, профилактика, коррекция / А.В. Микляева, П. В. Румянцева – Санкт-Петербург: Речь, 2014. – 248 с, ISBN 5-9268-0300-4

4. Прихожан, А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А. М. Прихожан. – Москва, 2000. – 198 с.

5. Соколов, Д.Ю. Сказки и сказкотерапия / Д.Ю. Соколов. – Москва, 2005. – 304 с.