Высшая школа делового администрирования
Публикации
2021 (№ 17-31)

Иванова О.В., Костина Л.Н., Лошакова И.В. КОЛЛЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ

Библиографическое описание:
Иванова О.В., Костина Л.Н., Лошакова И.В. Коллективные формы работы на уроках в начальной школе как условие успешного обучения // Современная начальная школа. 2021. № 20. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/20.pdf.

В последние годы произошли огромные изменения в представлении о целях образования. Главной целью педагогической деятельности стало не признание знаний, умений и навыков, как итогов обучения, а формирование саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться. Учителю начальных классов необходимо сформировать у младшего школьника готовность и способность к саморазвитию, т.е. универсальные учебные действия. Одним из блоков УУД являются коммуникативные учебные действия. Низкий уровень формирования коммуникативных учебных действий не позволяет учащимся легко адаптироваться в современном обществе. Поэтому учителя в своей практике широко используют коллективные способы обучения.

Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путём общения в динамических парах, когда каждый учит каждого.

Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают групповые формы работы.

Групповая форма работы позволяет решить задачу индивидуального подхода в условиях массового обучения. Дети любят данную форму, потому что она позволяет общаться на уроке с одноклассниками, что очень важно, особенно в 4 классе.

Подготовкой к работе в группе, является работа в парах.

Работа в парах –форма организации деятельности учащихся, которая помогает что обучить учебному сотрудничеству.

Работу в парах можно организовывать и в процессе изучения нового материала, и в процессе закрепления, и в процессе контроля, т.е. парная работа может быть организована на различных этапах урока.

Работу в парах можно и нужно вводить уже с первого класса, с работы в паре «учитель-ученик». Наиболее популярными приемами, которые может использовать учитель, являются:

1) задачи, которые не имеют решения;

2) задачи - «ловушки»;

3) задачи с недостающими данными;

4) задачи с лишними данными.

Работа в такой паре помогает ребенку узнать нормы общения, овладеть навыками выдвижения гипотез, их аргументации. Учитель показывает пример взаимодействия в парах, показывает, как сесть, как слушать, как помогать товарищу и как,«не обидев», указать на ошибку.

Особое внимание следует уделить формированию пар. Самый легкий способ- формирование пар из учащихся, сидящих за одной партой или по вариантам. Учащиеся хорошо относятся к формированию пар по жеребьевке или по желанию. При формировании пар следует учитывать, что низкая эффективность у пар, созданных из «слабых» учеников или учеников с низкой активностью

Алгоритм обучения учащихся работе в паре

1. Постановка цели работы перед учащимися.

2. Распределение ролей. (Рассказчик и слушатель)

3.Самостоятельная работа учащихся. Пересказ в парах

4. Самоанализ

-Что получилось?

-Когда было легко?

-Когда было трудно?

5. Выступление перед классом 1-2 пар учащихся по желанию

Вариантов работы в парах великое множество:

1) ученики получают одинаковое задание, самостоятельно выполняют его, затем обмениваются решениями и проверяют их. Если допущена ошибка, ученики помогают друг другу ее исправить;

2) обмен заданиями: каждый из соседей по парте получает лист с заданиями, составленными другими учениками. Они выполняют задания, советуясь друг с другом. Если оба не справляются с заданиями, они могут обратиться к учителю за помощью.

Парное обучение обладает свойством мотивировать учеников к учению. Ведь они становятся «учителями», а для этого нужно хорошо понимать материал.

Парная работа сменяется групповой.

Надо помнить, что не всякий учебный материал подходит для групповой работы. К нему предъявляются, по крайней мере, два требования:

1) задание должно быть таким, чтобы его можно было расчленить на отдельные подзадачи ;

2) содержание материала должно быть достаточно трудным, желательно проблемным, допускать различные точки зрения, не совпадение позиций.

Как объединять детей в группы.

- самому слабому нужен не столько сильный, сколько терпеливый и доброжелательный;

- самых развитых детей не следует надолго объединять со слабыми, им нужны равные;

- не следует создавать группы с детьми со слабой самоорганизацией.

Для срабатывания групп необходимо минимум 3-5 занятий. Поэтому не стоит часто пересаживать учащихся, но и закреплять состав надолго тоже не стоит. Смена состава групп поможет учащимся найти способы взаимодействия с разными детьми.

При работе в группе важно распределить роли. На начальном этапе знакомства с данной формы работы, роли определяет учитель, а в дальнейшем эти роли определяют сами учащиеся. Важно, чтобы каждый учащийся внес свой вклад в работу группы, поэтому роли могут быть самые разные («Докладчик», «Иллюстратор», «Режиссер» и многие другие). При таком распределении ролей, каждый ребенок несет личную ответственность за свое «дело» и старается не подвести группу.

Затем формулируются общие правила работы в группах:

• не говорить всем одновременно;

• выслушать мнение каждого;

• если не согласен с мнением - аргументируй;

• обращаться к говорящему лично по имени;

• если не понял - переспроси.

Правила могут быть различными, они могут меняться. Для формулирования правил необходим анализ работы в группе («Что помогло в работе?», «Что помешало работе?»)

Работа в группе складывается из нескольких элементов:

1. Подготовка к выполнению группового задания:

-постановка познавательной задачи (проблемной ситуации). Может быть реализована учителем или самими учащимися;

-инструктаж о последовательности работы (дает учитель в устной форме или в виде инструкции);

-раздача дидактического материала по группам.

2. Групповая работа:

-знакомство с материалом, планирование работы в группе;

-распределение заданий внутри группы;

-индивидуальное выполнение задания;

-обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;

-обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения);

-подведение итогов группового задания.

3. Заключительная часть.

-сообщение о результатах работы в группах;

-общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи. Дополнительная информация учителя на группу.

Основная цель групповой работы –развитие мышления учащихся, а развивать мышление – значит, развивать умение думать. При этом решается ряд учебных и воспитательных задач:

– возрастает объём усваиваемого материала и глубина его понимания;

– на формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении;

– ученики получают удовольствие от занятий, комфортнее чувствуют себя в школе;

– возрастают познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;

– меняется характер взаимоотношений между детьми (исчезают безразличие, агрессия, прибавляются теплота и человечность);

– возрастает сплочённость класса;

– растёт самокритичность (ребёнок, имевший опыт работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует);

– учитель получает возможность реально осуществлять индивидуальный подход к учащимся (учитывать их взаимные склонности, способности, темп работы при делении класса на группы, давать группам задания, дифференцированные по трудности).

Применение в практике парной и групповой работы задает направление развитию способностей учащихся к самостоятельности, креативности, рефлексивности, самообразованию, формированию личностных, метапредметных и предметных результатов.

Библиографический список

1. Бухалко, Н.И. Групповая работа на уроках русского языка во 2м классе / Н.И. Бухалко // Начальная школа плюс До и После. –2008. – № 4.

2. Кудряшова, Т.Г. Групповая форма обучения как условие реализации деятельностного

подхода / Т.Г. Кудряшова, О.В. Чиханова //Начальная школа плюс До и После. – 2007. –№ 3.

3. Кузнецова, И.В. Почему нужно работать в группах? / И.В. Кузнецова // Начальная школа плюс До и После. – 2002.– № 11.

4. Савушкина, Т.П. Аспекты группового обучения младших школьников / Т.П. Савушкина // Завуч начальной школы. – 2008. –№ 4.

5. Танцоров, С. Групповая работа в развивающем обучении / С. Танцоров. – Рига, 1997.

6. Цукерман, Г.А. Зачем детям учиться вместе? / Г.А. Цукерман. – М.: Просвещение,1985.

7."Современные технологии оценки деятельности учащихся в ОУ" (ноябрь 2005г.)