Высшая школа делового администрирования
Публикации
2019 (№ 1-2)

Ефимова С.Н. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Библиографическое описание: Ефимова С.Н. Использование методов и приёмов технологии развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности обучающихся в процессе изучения предмета окружающий мир // Современная начальная школа. 2019. № 2. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/02.pdf.

Развивая способность к критическому мышлению можно добиться улучшения мыслительной деятельности. Поэтому за основу мы взяли технологию развития критического мышления. Принципиально важно в этой технологии выделение трёх обязательных стадий. Такое построение этапов позволяет сделать развитие мышления школьников управляемым процессом. Приёмы учебной деятельности, которые существуют в технологии, являются важным средством развития критического мышления. А ученик, мыслящий критически, вступает в активную деятельность, выполняя различные мыслительные операции – анализ, синтез, обобщение [1]. Методы и приёмы технологии развития критического мышления формируют самостоятельность мышления.

Уроки окружающего мира в технологии критического мышления строим по схеме: «вызов – осмысление содержания – рефлексия».

Мотивационная функция стадии вызова - это побуждение и стимулирование интереса к теме урока. Информационная функция – выявить имеющиеся знания по теме [4]. С этой целью используются приёмы: рассказ - предположение по ключевым словам, верные и неверные утверждения, перепутанные логические цепочки.

Так, например, на уроке в 3 классе по теме «Свойства воздуха» обсуждались следующие утверждения, без оценочного комментирования со стороны учителя: воздух имеет определённую форму; воздух невозможно сжать; в воздухе возможно услышать какие – либо звуки; воздух не имеет массу; воздух не может сохранять тепло.

Учащиеся вспоминают всё, что им известно по изучаемому вопросу, делают предположения, задают вопросы, на которые хотят получить ответы.

На этом этапе начинается работа над кластером. Составление кластера важно для развития мышления и помогает систематизировать материал до знакомства с текстом. Мысли возникающие при обсуждении темы располагаются в определённом порядке, эти заголовки находятся вокруг основной темы. От каждого заголовка могут идти ответвления, формирующие «гроздь» [5]. На этом же этапе используется приём «мозговая атака», который способствует созданию большего количества «гроздьев». Чем больше идей выскажут ученики, тем выше будет интерес к изучаемой теме. С целью краткого сообщения уже имеющихся знаний учащиеся составляют «синквейн» (стихотворение из пяти строк). Данный приём обогащает словарный запас детей, его составление полезно в качестве инструмента для синтеза и обобщения сложной информации и в качестве средства творческого самовыражения. Можно предложить написать «синквейн» до изучения новой темы, после получения новых знаний. В результате качественно меняется восприятие изучаемой темы. Информационная функция стадии осмысления содержания – это получение новой информации по теме [3]. На этом этапе происходит классификация полученной информации по категориям знаний. Здесь применяется такой приём, как чтение с пометками. Учащиеся читают текст и ставят на полях соответствующие знаки. Такая работа позволяет лучше проработать и осмыслить материал, расширить знания, разрешить противоречия, которые возникли на предыдущем этапе. На этом этапе организуется работа по формулированию вопросов на установление причинно-следственных связей, оценочных вопросов. Учащиеся учатся распознавать типы вопросов и их корректировать. Каждый тип вопроса актуализирует, вовлекает в работу определённую сторону мышления.

Чтобы научить детей формулировать различные типы вопросов используется приём «ромашка вопросов». Для этого нужно заранее познакомить с различными видами вопросов. Учащиеся формулируют вопросы по какой-либо теме и записывают их на соответствующие лепестки ромашки. Следующий приём - заполнение таблицы «Знаю – хочу узнать – узнал». Такой приём развивает умение собирать воедино знания и строить новые. Заполняя таблицу, школьники отбирают ту информацию, которая соответствует их познавательным запросам, и приобретают новые знания осознанно. Приём работы с таблицей «Плюс, минус, интересно» формирует навыки анализа и классификации изучаемой информации. Заполняя такую таблицу, учащиеся учатся точно работать с информацией, не искажая её смысла.

На стадии рефлексии - осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация полученных сведений. Здесь дети учатся устанавливать причинно-следственные связи, отвечают на поставленные вопросы, пишут творческие работы и проводят мини - исследования, строят предположения [2].

На уроках, построенных по технологии критического мышления, рефлексия работает на всех стадиях урока. Процесс рефлексии заключается в осознании своих мыслей и действий, в осознании мыслей и действий другого человека. Такая работа ума развивает следующие качества: готовность к планированию, наблюдение за собственными действиями, поиск компромиссных решений, готовность исправлять свои ошибки, настойчивость в достижении цели. Данные качества необходимы не только в учебной деятельности, но и в различных жизненных ситуациях.

Некоторые приёмы стадии «Рефлексия»: Окружающий мир. 4 класс, «Полезные ископаемые». Используется метод «Шесть шляп». Каждая группа получает цветные шляпы с надписями. После обсуждения в группах выслушиваются ответы детей.

Белая шляпа. Факты. Полезные ископаемые бывают твердые, жидкие и газообразные.

Жёлтая. Позитивное мышление. Для жизни человека и производства необходима добыча полезных ископаемых.

Черная. Проблема. При добычи полезных ископаемых нарушается экологическое равновесие и происходит загрязнение окружающей среды.

Красная. Эмоции. Больше всего на уроке нам понравилось рассматривать полезные ископаемые и выделять их свойства.

Зеленая. Творчество. Местонахождение залежей многих ископаемых человеку еще не известно.

Синяя. Философия. Обобщают высказывания каждой группы.

Использование технологии развития критического мышления: развивает мыслительную деятельность, формирует умение аргументировано высказываться, задавать разумные вопросы, делать логические умозаключения. Методы и приёмы технологии способствуют: лучшему запоминанию изученного материала, активизируют познавательную деятельность учащихся на уроке, помогают лучше понять причины явлений.

Библиографический список

1. Загашев И.О. Критическое мышление: технология развития / И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек. – СПб.: Альянс «Дельта», 2003.284с.

2. ЗагашевИ.О. Учим детей мыслить критически / И.О. Загашев, И.С. Заир – Бек, И.В.Муштавинская. – СПб.: Альянс «Дельта», 2003. 176 с.

3. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке / С. И. Заир-Бек, И.В.Муштавинская. – М.: Просвещение, 2004.175 с.

4. Матвеева Т.М. Формирование критического мышления у современного школьника // Ученик в обновляющейся школе. М., 2002. C. 83-89.

5. Муштавинская И.В., Иваньшина Е.В. Критическое мышление на уроках естествознания // Естествознание в школе. М., 2004. № 3. C. 34-39.

Сведения об авторе

Ефимова Светлана Николаевна, учитель начальных классов, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 40", Россия, Белгородская область, г. Старый Оскол.