педагог дополнительного образования
Фролова Светлана Петровна
концертмейстер
Водяная Екатерина Владимировна
педагог-организатор
Водяной Алексей Юрьевич
методист
ГБУДО "Белгородский областной Дворец детского творчества", г. Белгород
Приоритетной задачей педагогики в настоящее время является проблема построения инновационной модели современного музыкально-образовательного пространства России. Безусловно, большое значение в жизни любого человека занимает музыка и музыкальная деятельность. В дошкольном и младшем школьном возрасте именно музыка наиболее интенсивно воздействует на развитие творческих способностей. Музыка познается ребенком как источник положительных эмоций, который расширяет его жизненный опыт, стимулирует к активной деятельности.
Неоспоримо значение игр в развитии ребенка. Русский педагог К. Д. Ушинский отмечал, что в игре формируются все стороны души человеческой: его ум, его сердце и воля. Если говорят, что игры предсказывают будущий характер ребенка, то это верно в двояком смысле: не только в игре отражаются наклонности ребенка и относительная сила его души, но и сама игра имеет большое влияние на развитие детских способностей и предпочтений. Необходимо отметить, что в игре ребенок может в полной мере проявить свою инициативу, именно в игре быстрее устанавливаются коммуникативные отношения, развиваются умения и навыки ребенка.
В педагогике музыкальное обучение и воспитание трактуются как процесс организованного усвоения основных элементов социального опыта, превращенных в различные формы музыкальной культуры. В исследовании Г.В. Шостак под музыкальной культурой понимается сложное интегративное образование, включающее в себя умение ориентироваться в различных музыкальных жанрах, стилях и направлениях, знания музыкально-теоретического и эстетического характера, высокий музыкальный вкус, способность эмоционально откликаться на содержание тех или иных музыкальных произведений, а также творческо-исполнительские навыки – пение, игра на музыкальных инструментах и т.п.
Б. М. Теплов писал: «Чтобы понять музыкальное произведение, важно его эмоционально пережить и уже на этом основании поразмыслить над ним». Развитые эстетические эмоции являются показателем развития индивидуальной музыкальной культуры. Музыкальный вкус – способность наслаждаться ценной в художественном отношении музыкой, не является врожденным, формируется в музыкальной деятельности; оценка музыки – сознательное отношение к своим музыкальным запросам, переживаниям, установкам, вкусу, рассуждениям.
О. П. Радынова выделяет основной элемент музыкально-эстетического сознания – потребность в музыке, являющийся отправной точкой формирования эстетического отношения ребёнка к миру. Наряду с потребностью общения со взрослыми, в насыщенной положительными эмоциями музыкальной среде уже к 6 годам у ребенка может сформироваться устойчивый интерес к музыке.
В настоящее время система дополнительного образования является фундаментальной культурно-эстетической базой, имеющей необходимые условия, как для формирования духовно-нравственной культуры, так и для творческого развития детей. Учебно-воспитательный процесс ориентирован на целостную концептуальную основу, координированное взаимодействие образовательного и воспитательного аспектов, направленных на интеграцию предметно-цикловой взаимосвязи и самореализацию детского творчества. Для детей дошкольного возраста характерен сильно развитый инстинкт общения, исследовательское отношение к окружающему миру, выраженное в развитии фантазии и воображения.
Рассматривая понятие «творчество», можно заметить, что в него включены и процессуально-деятельный, и результативный компоненты. Это позволяет утверждать, что термины «творчество» и «творческая деятельность» по сути, являются синонимами. Следовательно, в контексте художественной педагогики, музыкально-творческая деятельность трактуется как система индивидуально-личностных свойств, состоящая из общих и специальных способностей, а именно: ритмического, темброво-гармонического, мелодико-линеарного слуха, творческого воображения, музыкального мышления, композиционного представления, эмоциональности, чувства гармонии, способности восприятия искусства, склонности к музыкальным и художественным обобщениям.
Сформировать музыкальность у детей, используя в качестве элементов непосредственной музыкальной деятельности только формы пения, игры на инструментах и слушания музыки невозможно. Основными психолого-педагогическими условиями формирования музыкальности является одновременность развития ее структурных компонентов, комплексность всех составляющих, вовлечение в творческую деятельность, мобилизация творческой активности и ее индивидуализация.
Сознание дошкольников формируется в различных видах музыкально-творческой и игровой деятельности. Игра с использованием народных инструментов – особая форма деятельности. Она стимулирует не только развитие узкоспециальных музыкальных способностей, но и помогает в формировании творческих и психических качеств, физических данных ребенка. Всем известно, что в руках ребенка даже обычная палочка приобретает особую игровую ценность, а музыкальный инструмент помогает провести игру интересней, увлекательней. Проведение занятий с использованием шумовых народных инструментов (бубен, свирель, ложки, трещотки) сначала на уровне рефлекторной реакции развивают у детей координацию движений, чувство ритма, а в дальнейшем – интерес к музыке, что является необходимой и обязательной частью работы педагога. «Играть на музыкальном инструменте играя» – именно такая формула наиболее приемлема для начального музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Игра на музыкальном инструменте всегда связана у детей с чувством радости и удовольствия, тем самым стимулирует их познавательную активность.
Безусловно, музыкально-игровая деятельность детей, способствует развитию творческой активности, и связано это, прежде всего, с психолого-физиологическим аспектом дошкольного и младшего школьного возраста, который характеризуется эмоциональной открытостью, преобладанием образного восприятия окружающего мира.
Во время совместного музицирования, игра выполняет активную информационно-коммуникативную роль и может нести в себе различную функциональную нагрузку: познавательную, физическую, импровизационно-творческую, организационно-деятельную. Игра – это деятельность, предполагающая соучастие и сотворчество, с ярко выраженной обратной связью между участниками. Присущий игре момент развлекательности усиливает мотивационную сторону игры, включает в ее процесс настроение праздника и радости.
Совместная музыкальная деятельность детей имеет большое значение для создания благоприятного психологического климата в коллективе. Ребенок, приходя в незнакомый коллектив, часто замыкается, не полностью реализует свои потребности и возможности. Уровень подготовки к восприятию информации и степень развития личных качеств у детей разные даже в группе одного возраста, в результате чего возникают проблемы личностного и межличностного характера. Поэтому первостепенная задача педагога – помочь развить детям те задатки, которые в силу каких-либо причин не проявляются. Именно игра становится союзником педагога, ведь она строится по общим правилам, объединяет детей, усиливает их мотивацию к совместной деятельности, снимает внутреннюю напряженность, закомплексованность, создает условия для самореализации. Соревновательный характер игр, желание стать лидером, не ущемляет интересов участников игрового действия, так как все они находятся в равных условиях. Воспитательный потенциал игр не утратил своего значения и в настоящее время.
Таким образом, учебно-воспитательный процесс способствует решению множества назревших проблем в области духовно-нравственного воспитания детей. Появление авторских программ и учебно-методических пособий, стремление многих учреждений дополнительного образования работать в режиме инновационных идей, проектирование новых форм художественно-эстетического воспитания, – все это свидетельствует об осознании огромной роли музыкального образования, как ценностного педагогического концепта современного музыкально-образовательного пространства России.
Литература
1. Коган, Л.Н. Художественный вкус. - М.: Просвещение, 1981. С. 22
2. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учебное пособие для студентов музыкальных факультетов педвузов. - М., 2002. С. 29.
3. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей. Избранные труды В2т. – М., 1985. – Т. 1. 328 с.
4. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения. В 2 т. Т. 1: Вопросы воспитания / под ред. В.Я. Струминского. – М., 1953. – С. 589.
5. Шацкий, С.Т. избранные педагогические сочинения. В2т. / под ред. Н.И.Кузина и др.-М., 1980. -Т.1.-123с.
6. Шостак, Г.В. Музыка массовых жанров как фактор формирования музыкальной культуры подростков. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Киев: Национальный педагогический университет им. М.П. Драгоманова, 1996.