магистрант факультета ДиКПиП
Андреева Лиана Владимировна
кандидат психологических наук, доцент
ЧГПУ имени И.Я. Яковлева
Развитие личности ребенка обусловлено влиянием различных субъективных и объективных факторов или детерминант. Семья является ведущим фактором развития ребенка, от которого во многом зависит будущая судьба человека. Взаимоотношения родителей составляют атмосферу семьи, которая напрямую оказывает влияние на эмоциональное благополучие всех ее членов, сквозь призму которой воспринимается остальной мир и его место в нем [11].
Семья, как фундаментальный фактор личностного, психического и социального развития ребенка, указана отечественными и зарубежными исследователями, такими как Э. Арутюнянц, Э.А. Личко, М. Мид, В.С. Мухина, Э.Т. Соколова, А.С. Спиваковская, Э.Г. Эйдемиллер[53] и др. Философско-социологический аспект проблемы семьи и ее влияние на личность ребенка описаны в работах Н. В. Адренкова, И.С. Кона, М.С. Мацковский, А.Г. Харчева и других [58].
Но все авторы сходятся во мнении, что семья - это среда, в которой ребенок начинает жить, поэтому он очень чувствителен. В этом смысле в семье важно абсолютно все: социальный статус, занятость, уровень образования родителей и семейная атмосфера. Именно этот эффект накапливается с возрастом и становится частью структуры личности.
Личность ребенка формируется семьей как основной социальной системой. Семья - это социальный институт, в котором индивиды приобретают первый социальный опыт и первые навыки социального поведения. Семья не только формирует и определяет поведение индивида, но и определяет эмоциональный план и структуру поведения. Эти планы и структуры в значительной степени сохраняются на протяжении всей жизни, и они оказывают значительное влияние на поведение в каждый конкретный период.
Определяя семью как сложную социальную форму, с одной стороны представляющую собой специфическую социальную систему, с другой - небольшую социальную группу, мы можем говорить о двойственности функции семьи, ее макро- и микроструктуре, что позволяет нам думать о ней как о системе [22].
Семейные функции обычно делятся на специфические функции и неспецифические функции. Характерные функции семьи, определяемые ее социальным происхождением, включают: воспроизводство (рождение детей); общество (обеспечение воспитания детей); защиту (ответственность за защиту членов семьи).
Неспецифическими функциями семьи являются: накопление и передача собственности и статуса, организация производства и потребления, уборка, организация досуга, связанного с заботой о здоровье и благополучии членов семьи, микроклимат, который помогает снизить стресс, каждый
А.В. Мудрик считает, что семья является объектом исследования социального воспитания. Он отметил, что семья является важнейшим фактором социализации, поскольку она отражает личную среду жизни и развития человека от рождения до смерти, а ее качество определяется несколькими параметрами конкретной семьи. Социализация человека в семье в основном достигается за счет действия механизма, то есть бессознательного и некритического восприятия норм и ценностей, преобладающих в семье, а также внутренних, аспекты и формы определяются их культурным уровнем, социальным статусом и психологической атмосферой [30].
Процессы, происходящие в семье, можно отнести к микросоциальным объективным факторам психологического развития детей, которые определяют специфику взаимоотношений детей с другими людьми.
Давайте обратимся к рассмотрению формирования понятий. В данном исследовании мы понимаем это как процесс развития личности, обусловленный объективным влиянием окружающей среды, генетики, сознательного воспитания и личной деятельности человека (самообразование). Формирование означает реализацию определенного уровня целостности, зрелости и стабильности человеческой личности [17].
Согласно А.Н. Леонтьеву, формирование личности - это процесс, состоящий из постоянно меняющихся этапов, и его качественные характеристики зависят от конкретных условий и обстоятельств. Прежде всего, формирование личности обусловлено ее связью с окружающей действительностью, широтой ее практической деятельности, ее знаниями и усвоением норм поведения; в дальнейшем развитие личности обусловлено тем, что она не только становится объектом воздействия, но и становится инструментом обучения [29].
Г.М. Кожаспирова выделила двойной аспект в содержании образования: преподавание и общество в целом. Как личность или некоторые аспекты его учения, намеренно развивайте качества под влиянием образования и тренинга. Как общество в целом, обучение относится к процессу человеческого развития и обучения под влиянием внешнего воздействия, образования, профессиональной подготовки и социальной среды, а также к процессу становления. Люди являются субъектом и объектом социальных отношений [26].
Одним из ключевых понятий нашего исследования выступает понятие «представления о семье», которое по мнению М.М. Ивановой, Ю.М. Мерзляковой, А.М. Прихожан является основной моделью для ребенка, способствующей формированию у детей определенных закономерностей, образцов мужских и женских качеств, поведенческих реакций, стиля взаимоотношений друг с другом, дает возможность непосредственного познания семейных отношений, прав и обязанности супругов, родителей [37].
Формирование семейных представлений у старших дошкольников можно рассматривать с разных точек зрения:
1. Во-первых, мотивационный аспект, а точнее, степень важности семьи для ребенка;
2. Во-вторых, когнитивный аспект является частью знаний ребенка о семье, семейных отношениях и ролях.
3. В-третьих, эмоции - это переживания, связанные с семейными событиями;
4. В-четвертых, личные соображения о вашей роли в семье, а также о нынешних и будущих семейных ролях.
Формирование семейных представлений в настоящее время считается одним из важнейших компонентов дошкольного образования. Это сложная образовательная задача, которая может быть успешно решена только через доступ к ресурсам семьи (общим и личностным).
«Семейные ресурсы включают навыки, образ наркомании, образовательный потенциал, социальные и коммуникативные отношения и материальные возможности», - отмечаю Я.A.Хоменко [63, с.28].
Исследования многих известных психологов и педагогов (Г.Н. Гришиной, Т.А. Куликовой, Т.А. Марковой, Т.А. Репиной и др.) посвящены выявлению условий комплекса и способов формирования наиболее важных интересов и аффектов, значимых ориентаций прежде всего, к своей родине, к семье и к родине.
Мы принимаем взгляды этих авторов за руководство и считаем, что взгляды дошкольников их родителей являются имитацией деятельности и основой для формирования семейных концепций - это главная особенность этой эпохи. Для старших дошкольников характерны следующие психологические характеристики: подражание, внушение, эмоциональность, спонтанность. Поэтому дети доступны в этом возрасте и «открыты» для влияния взрослых, особенно родителей. Он действительно большую часть времени нуждается в эмоциональной поддержке близких ему людей, а дошкольники отличаются особой доверчивостью и чувствительностью к различного рода оценкам.
В О.В. Дыбина и С.А. Козлова раскрываются характеристики эталонной модели, помогающей формировать позитивные мысли о семье у дошкольников:
1. Эффективность, которая обеспечивается ребенку за счет удовлетворения требований результата и стимулирования желания ребенка повторить действие в поведении;
2. Базовая целостность, которая означает соответствие возрастным и личностным особенностям детей, их субъективному опыту восприятия семьи и позитивной ориентации на мир семейных отношений (приобщение детей к культурным, нравственным и оккультным традициям и устоям) общества, комплекса конкретных детских семей (основные познавательные методы и модели деятельности);
3. За личной значимостью его деятельности стоят важные личностные качественные основы для детей: забота, доброта, дружелюбие, самоотверженность, ответственность, справедливость и так далее. Создаются личные, важные смыслы, а мотивирующая сила приобретается детьми только в жизненной практике.
В исследовании Н.И. Демидовой содержательный аспект «образа семьи» был определен в сознании старшего дошкольника, который описал личное пространство ребенка в семье. «Пространство ребенка зависит от образа жизни его семьи. Семейный образ жизни включает в себя порядок жизни, установленный в семье, внутренние законы семьи, время работы по дому, выполнение всех возложенных обязанностей, потребности и ценности членов семьи, признанные традиции, организацию неформального досуга и поддержание семейных отношений. Семейный образ жизни неразрывно связан с домом, в котором живет семья. Поэтому в «семейном образе» дошкольников «дом» занимает особое место» [11].
В свете всего этого сформулируем следующие принципы формирования представлений «образа семьи» у детей старшего дошкольного возраста:
- принцип позитивизма реализуется в формировании у детей привлекательных представлений о семье на положительных примерах;
- принцип гуманности подразумевает детали, касающиеся выбора приемлемой модели общения и взаимодействия с ребенком, когда родители и дети участвуют в формулировании взглядов на семью, и им предоставляется свобода событий и независимость в выражении ребенком своих чувств и мыслей. Применение этого правила означает формирование семейных ценностей ребенка и объяснение образа его будущей семьи;
- принцип деятельности заключается в том, что родители переводят свое понимание семьи на деятельностной основе. В ходе совместной деятельности улучшается понимание представлений о семье у старшего дошкольника.
- принцип целостности предполагает общее восприятие ребенком окружающего его мира и такого явления, как семья. Помимо семьи, это помогает продемонстрировать степень единства ребенка с миром семьи.
При изучении проблемы детско-родительских отношений в зарубежной психологической литературе выделяют несколько основных направлений:
1) сторонники психоаналитического подхода считают, что индивидуальные психологические особенности родителей не оказывают особого влияния на развитие ребенка, они выступают носителями исторических и культурно установленных норм, объектами потребностей ребенка (А. Адлер, Х. Салливан, 3. Фрейд, С. Хорни) [53];
2) в теории гуманистической личности особое внимание уделяется ребенку как устоявшейся и самодостаточной личности с неисчерпаемым внутренним потенциалом. Задача родителей – помочь ребенку реализовать свой опыт и реализовать этот потенциал, не навязывая свое влияние и не нарушая личности ребенка (А. Маслоу, К. Роджерс и др.) [32];
3) представления о неоаналитиках, понимающих семью как единую социально-психологическую систему, в рамках которой осуществляется этнокультурная передача, размножение этноса (Н. Песешкян Э. Фромм, Э. Эриксон и др.) [56].
Роль носителя человеческой культуры, являющейся необходимым источником развития для детей, в отечественной психологии отводится именно взрослым. В процессе общения и взаимодействия родителя и ребенка ему передается культурный опыт. Наиболее важной особенностью развития является система, в которой ребенок входит в каждую возрастную группу; период, то есть, как его называют, «социальная ситуация развития» (Ю.И. Выготский, Д.Б. Эльконин) [66].
JI.C. Выготский заметил, что окружающая среда, определяя и устанавливая поведение человека, еще не является единственным фактором развития ребенка. Он приписывал важную роль деятельности самого человека. Он отметил, что не педагоги и наставники обучают, а социальное окружение, которые создаются для каждого отдельного случая [12].
А.В. Петровский акцентировал внимание на личностных характеристиках участников в образовательном процессе взаимодействия: он предполагал, что педагогическое взаимодействие может быть успешным, если его участники значимы друг другу. Особенно в отношениях родитель-ребенок, он подчеркнул важность важности ребенка. А.В. Петровский выделил три способа представления личности значимого другого: первый – это авторитет власти; второй – это эмоциональный статус (способность привлекать или отталкивать других); третий – его авторитет (право принимать ответственные решения) [40].
С.Ю. Мещерякова и Н.Н. Авдеева изучавшие взаимоотношения родителей и детей, исходили из идеи руководящей роли субъективно ориентированного общения в психическом развитии ребенка. Они указывали, что такое общение осуществимо только в том случае, если взрослый рассматривает ребенка как субъекта, личность, в отличие от «объектного» отношения, когда ребенок выступает в первую очередь для него как объект педагогических или медицинских воздействий
Они отмечали, что такое общение возможно только в том случае, если взрослый рассматривает ребенка как субъекта, личность, в отличие от «объектного» отношения, когда ребенок выступает в первую очередь для него как объект медицинских или педагогических воздействий [16].
На сегодняшний день в отечественных исследованиях накоплен практический и теоретический материал, который дает возможность говорить о воздействии семейных отношений субъекта на его психическое формирование и социальную адаптацию. Доказана важная роль таких факторов семейной жизни, как эмоциональный и психологический климат в семье, размер и структура семьи, социально-экономический статус членов семьи, культурный и образовательный уровень, психическая зрелость родителей и уровень педагогической культуры. Внутрисемейные отношения и особенности отношений между родителями и детьми являются главным факторов по признанию многих исследователей (А.Я. Варга, В.И. Захаров, О.В. Ковалев, А.С. Спиваковская и др.) [57].
Можно выделить три группы работ, посвященных изучению роли семейных отношений в развитии личности ребенка.
Первая группа состоит из исследований; посвященных развитию личности в условиях воспитания вне семьи (М.И. Лисина, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых). Они обнаружили, что у детей, воспитывающихся в детских домах, формирование самооценки, представление о себе не остается позади по сравнению с детьми, которые растут в семье, но развиваются по-другому. Предполагается, что основанием для этого может быть нарушение нормального развития потребности в эмоциональном контакте [11].
Вторая группа представлена клиническими и психологическими исследованиями, в которых анализируется патологическая роль различных видов семейного воспитания в формировании невротических черт личности у детей и при неадекватной самооценке» (В.П. Гарбузов, А.И. Захаров, Э.Г. Сийваковская, А. Личко, А.Е. Эйдемиллер, В.В. Юстицкас). Считается, что семья может стать источником психогенности у детей, особенно в подростковом возрасте. Это обусловлено значительной зависимостью ребенка от семьи в плане удовлетворения базовых психологических и физиологических потребностей (в симпатии, любви, эмоциональной поддержке) [13]. Их неудовлетворенность в семье может быть причиной нервно-психического стресса, беспокойства [67].
По мнению многих исследователей, внезапные изменения в российской политике, экономике и социальной сфере негативно сказались не только на материальной стороне семьи, но и на отношениях с ее членами, особенно с родителями и детьми. В этом смысле растет число семей с так называемой «скрытой формой недомогания» (В.М. Целуйко), индикатором которой является поведение ребенка. В этом смысле своевременное оказание психологической помощи семье и выявление причин недомогания может предотвратить значительные нарушения для личностного развития ребенка [59].
Третья группа исследований – это исследования роли семьи в формировании личностных качеств, таких как самосознание, самооценка (Е.Т. Соколова, И.А. Чеснова), учебно-познавательная мотивация (Н.Г. Щербакова), ценностные ориентации (Е.М. Рачовская). Подтверждено исследованиями, что на развитие самосознания ребенка влияет характер общения между родителями и ребенком, социальный статус, порядок рождения детей, размер, структура семьи [63].
В исследованиях Е.Т. Соколовой, И.Г. Чеснова указывалось на то, что опыт семейного общения с самых ранних лет ребенка опирается на основы его общего отношения к миру социальных отношений и собственного «Я». Отношение ребенка до определенного периода отражает отношение к нему взрослых, особенно родителей. Ребенок изучает ценности, параметры оценки и самооценку, с помощью которой он начинает оценивать себя. Авторы обнаружили, что самооценка ребенка была более тесно связана с ожидаемой родительской оценкой [56].
При наличии принимающего и уважительного отношения со стороны родителей у ребёнка формируются адекватная самооценка. Позитивно воспринимаемый образ эго делает ребенка более доступным для влияния родителей на образование, даже для критических оценок
Е.М. Раховская, которая изучала свойства ориентации ценностей молодежи и воздействие семейной группы на их образование, видела семью в качестве источника социального опыта, а родителей - в качестве возможных членов группы в качестве руководства для ребенка. Она предположила, что некоторые экономические, социокультурные и образовательные условия могут по-разному влиять на детей в зависимости от пола и возраста [63].
Семья как первичная социальная система формирует личность ребенка. Тип семейных отношений – это благоприятная среда, которая определяет развитие личности, степень включения в семью и принятие в ней определенных позиций. В семье, существует распределение функций или исполнительных ролей, поскольку это социальная система.
В работах В.Т. Кудрявцева отмечен акцент на внутреннюю ценность категории детства как глобального культурно-исторического феномена и раскрывает понятие «развитое детство». По его концепции, детство считается, по крайней мере, современным, развитым, как глобальное культурно-историческое явление [36].
В историко-культурной системе детство выполняет только свою функцию: мы говорим о развивающемся взаимном определении культуры и детства. В.Т. Кудрявцев предполагает, что культура – это особое мета измерение человеческой жизни, которое возникает благодаря общим творческим усилиям взрослых и детей (хотя общий и творческий характер этих усилий далеко не очевиден) и передает их отношения изнутри [36].
По-разному влияют и на психическое развитие ребенка разнообразные виды коллективной деятельности ребенка и взрослого, в семье происходят различные варианты познания культуры.
В.Т. Кудрявцев выделяет в современном обществе три основных типа совместной деятельности и три соответствующих способа ассимиляции культуры [36]:
1. Тип воспроизведения деятельности. Он основан на преподавании и исполнительных принципах. Взрослый предстает перед ребенком как полностью законченный носитель социально определенного числа «ЗУНов», которое ребенок должен выучить, копируя и копируя под тщательным контролем наставника. Таким образом, ближайшая и наиболее удаленная зона развития ребенка в процессе усвоения ребенком культурно определенного содержания ограничена пределами местного опыта авторитарного взрослого, который взял на себя ответственность представителя культуры.
2. На первый взгляд, квазиэвристический тип совместных действий преодолевает очевидные ограничения первого. Образовательный контент, по-видимому, одет взрослыми в проблемную форму – они принимают форму различных задач, которые должен решать ребенок. В этом случае имитация поиска и принятия решения осуществляется. Взрослый сохраняет свою авторитарную позицию. В рамках этого типа совместная задача полной ассимиляции культуры, обеспечивающей духовный рост ребенка, не может быть решена: внешне отличается от первой, она совпадает с ней в главном – внутри нее нет реального общения с ребенком с взрослый.
3. Развивающийся тип совместной деятельности принципиально отличается от первых двух. Образовательный контент несет существенный элемент открытой проблемы как для ребенка, так и для взрослого. В контексте третьего типа совместной деятельности ребенок становится творчески вовлеченным в культуру.
Факторы, влияющие на семью, влияющие на развитие личности ребенка, включают в себя [37]:
1. Особенности воспитания ребенка и отношение родителей к нему.
2. Стиль семейного общения.
3. Семейная структура и специфика ролевого разделения.
Поэтому на развитие личности ребенка в значительной степени влияет семья, и факторы, лежащие в основе семейного воспитания, являются наиболее важным механизмом формирования личности, особенно в том, что касается приобретения навыков социального поведения. Зарубежные и отечественные исследователи отмечают важную роль, влияние особенностей взаимоотношений семьи, ребенка и родителей на формирование и развитие личности ребенка.
Семья определяет основные факторы, необходимые для развития и воспитания ребенка, и предоставляет взрослому в качестве коллективного субъекта подходящие условия для выполнения многих важных, в том числе повседневных функций. Он основан на деятельности всей семьи, выполняет функцию воспитания детей и связан узами брака - родительства – родства.