Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Нуриева Фируза Сагитовна,
Учитель начальных классов,
МАОУ СОШ №171,
г. Екатеринбург
Проблема развития культуры общения младших школьников
В последние годы всё чаще отмечается проблема развития культуры общения младших школьников. Существует вполне объективные объяснения этому факту. В первую очередь это связано с конкретными требованиями к современному человеку изменяющегося общества. В новых условиях появились реальные возможности, а главное, потребности в формировании людей нового типа – свободных, думающих, предприимчивых. Кроме того, культура общения, выступая составной частью общей культуры человека, во все времена ценилась в обществе и считалась показателем интеллигентности и образованности. Поэтому развитие коммуникативных способностей необходимо рассматривать как неотъемлемую часть общекультурной компетенции младшего школьника
Проблема развития общения и проблема развития коммуникативной способностей учащихся – одна из ключевых проблем для современной школы. Начинать воспитывать и развивать детей в этом плане нужно уже с малых лет. Младший школьный возраст важный этап социализации и развития коммуникативных способностей ребёнка. Психологи считают, что в возрасте до 7-8 лет в растущем человеке складываются и появляются до 70% его личностных качеств. Именно в этот период начального обучения раскрываются сущностные силы растущего человека, складывается «ядро» его личности. Хорошо известно, что всё, что усваивает ребёнок в этом возрасте, остаётся на всю жизнь. Психология доказала, что обучение является ведущей причиной психологического развития. Опыт общения занимает особое место в структуре коммуникативной компетентности личности. С одной стороны, он социален и включает в себя нормы и ценности культуры, с другой – индивидуален, поскольку основывается на индивидуальных коммуникативных способностях и психологических событиях, связанных с общением в жизни личности. Коммуникативная компетентность относится к группе ключевых, т.е. имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому её развитию следует уделять пристальное внимание, так как она влияет на учебную успешность обучающихся. В образовательном процессе коммуникативная компетентность может рассматриваться не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни. Так же важно, что от коммуникативной компетентности во многом зависит процесс адаптации ребёнка в школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Если он легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает больший психологический комфорт и удовлетворённость ситуацией. И напротив, неумение контактировать с ровесниками сужает круг друзей, вызывает ощущение отверженности, одиночества в классе и может провоцировать асоциальные формы поведения.
Современный мир влияет на коммуникативное развитие детей не лучшим образом. Компьютер и телевизор, увлечение которыми нередко не оставляет места для необходимого взаимодействия со сверстниками. Этому способствует и то, что в подавляющем большинстве семей ребёнок не имеет сестёр и братьев. Возникающий на этой почве коммуникативный дефицит приводит к нежелательным, а порой к негативным последствиям в виде доминирования в общении собственных интересов и неумения учитывать содержательную линию поведения собеседника или игрового партнёра.
Формирование коммуникативных способностей детей является одной из приоритетных задач школы, так как результативность и качество процесса обучения в большей степени зависит от уровня коммуникативных способностей обучающихся.
Июнь 2021