Высшая школа делового администрирования
Публикации
2020 (№ 3-16)

Газукина Е.Ю., Бутова М.Н., Бакшеева Н.В. РАЗВИТИЕ РЕФЛЕКСИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ ПРАВИЛ

Библиографическое описание:
Газукина Е.Ю., Бутова М.Н., Бакшеева Н.В. Развитие рефлексивных умений младших школьников на уроках русского языка при изучении орфографических правил // Современная начальная школа. 2021. № 16. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/16.pdf.

Аннотация. В статье рассматривается одна из важных проблем современного образования в соответствии с требованиями ФГОС НОО – развитие рефлексивных умений младших школьников. Данная проблема решается автором в системе обучения орфографии, приводится фрагмент урока русского языка, в ходе которого получают развитие рефлексивные умения младших школьников.

В настоящее время перед школой стоит задача формирования самостоятельного, инициативного человека с активной жизненной позицией. Главная цель образования на современном этапе – воспитания ученика, способного к самореализации, саморазвитию и самосовершенствованию. В связи с этим в практику массовой школы внедряются педагогические технологии, реализующие идеи развития младших школьников в процессе обучения. Успешное осуществление данных технологий младшими школьниками в учебном процессе, предполагает развитие рефлексивных умений и навыков. Благодаря рефлексивным умениям ребенок может вычленить способ решения той или иной задачи, использовать в новой, незнакомой ситуации. На сегодняшний день поиск современных путей, способствующих развитию рефлексивных умений и навыков, – важное направление современной педагогической теории и практики.

Рефлексия как важный фактор развития сознания, мышления, деятельности личности рассматривается в педагогических работах Алексей Александрович Бодалева, В.И. Загвязинского, А.Я. Найна, Г.Н. Серикова, Д.В. Тырсикова, Александр Викторович Хуторского. Исследования в области возрастной психологии (Б.Г. Ананьев, JI.C. Выготский, А.К. Дусавицкий, А.В. Захарова, А.З. Зак, И.А. Зимняя, B.C. Мухина, Л.Ф. Обухова, Нина Федоровна Талызина и др.) показывают, что рефлексивные умения, проявляющиеся в познавательной деятельности, являются основным психическим новообразованием у детей младшего школьного возраста. В этот период мера сформированности рефлексии напрямую связана с уровнем развития самосознания и развитием личности ребенка.

В методике обучения орфографии накоплен богатый опыт обучения правописанию, который нашёл отражение в трудах Н. А. Корфа, Д.И. Тихомирова, В.А. Флерова, а также современных методистов и психологов Д.Н. Богоявленского, М. Р. Львова, Л.К. Назаровой, С.П. Редозубова, Н.С. Рождественского, М.В. Ушакова и других. Н.С. Рождественский утверждал, что занятия по орфографии не могут быть оторваны от развития речи, так как «орфографический навык – это речевой навык» [5, с.25]. Кроме того, методист считал необходимым вводить в содержание курса русского языка в начальной школе такие упражнения, которые заставляли бы учащихся осуществлять активную познавательную деятельность, пользоваться теми мыслительными операциями, которые характерны для человеческого познания вообще (анализ, синтез, абстрагирование, классификация, сопоставление, обобщение) [4, с.10].

В основу изучения орфографии и формирования орфографических навыков в школе положена работа над орфограммами. Обучающиеся должны понять и усвоить сущность разных типов орфограмм, научиться находить их опознавательные признаки и в соответствии с этим применять то или иное орфографическое правило.

Орфографическое правило – это предписание, устанавливающее обязательное для всех написание, а также определяющие способ проверки. Орфографические правила регулируют написание не одного слова, а целой группы слов, объединенной на основе грамматической общности. Под правилом понимаются указания нормативов обобщенного характера, относящихся, к целому роду однородных языковых фактов. Основное назначение правила обобщать однокоренные орфограммы [2, с.61].

Одним из важных условий, обеспечивающих усвоение орфографических правил в учебной деятельности, является их систематическая самопроверка учащимися, то есть рефлексия. Учебная деятельность является одним из основных видов деятельности младшего школьника. Она направлена на усвоение теоретических знаний и способов деятельности в процессе решения учебных задач и способствует интенсивному развитию у ее учащихся теоретического мышления, основными компонентами которого являются рефлексия, анализ, обобщение, планирование.

Учитывая возрастную периодизацию психического развития детей, Л.С.Выготский определяет следующую последовательность в развитии рефлексивных умений:

- адекватное самовосприятие;

- умение ставить цель деятельности;

- умение определять результаты деятельности;

- умение соотносить результаты с целью деятельности;

- умение определять наличие ошибок в собственном поведении;

- умение описывать прожитую ситуацию [1, с.135].

Нужно приучать младших школьников рефлексировать свою деятельность на любом этапе урока. Известно, что основой развития учебной деятельности на уроке является рефлексивное управление, которое осуществляется учащимися на разных этапах учебного процесса:

1 действие – это понимание учащимися цели своей деятельности и значимости ее для себя (Для чего я это делаю?)

2 действие – знание способов действия выполняемого задания, рефлексивная установка деятельности (Так ли я делаю?)

3 действие – самооценка (Правильно ли я сделал?) [3, с.78].

Эти три взаимосвязанных действия способствуют формированию умения у учащихся рефлексировать свою деятельность по ходу решения поставленной учебной задачи.

Литература

1. Выготский Л.С. Психология развития человека/ Л.С.Выготский. – М.: ЭКСМО, 2004. – 1135 с.

2. Львов М.Р. правописание в начальных классах/ М.Р. Львов. – М.: Просвещение, 1990. – 361 с.

3. Рождественская Р.Л. Формирование умения учиться в процессе организации самостоятельной деятельности младших школьников на уроках русского языка /Р.Л.Рождественская, А.И.Алейник// Гуманитарно-педагогическое образование. 2017. –Т.3. – №1 – С. 78.

4. Рождественский Н.С. Проблема содержания начального обучения/ Н.С. Рождественский. – М.: Просвящение 1966. – С. 25.

5. Рождественский Н.С. Свойства русского правописания как основа методики его преподавания/ Н.С. Рождественский. – М.: Просвещение, 1960. – С. 10.

6. Русский язык: 4 класс: учебник для общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч.1/ С.В.Иванов, М.И.Кузнецова, Л.В.Петленко и др. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 176 с.