Кудрявцева Наталия Евгеньевна
учитель начальных классов, муниципальное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа № 102" г. Саратова
Библиографическое описание: Кудрявцева Н.Е. Формирование навыков здорового образа жизни через реализацию здоровьесберегающих программ // Современная начальная школа. 2020. № 8. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/08.pdf.
Тему здоровья переоценить невозможно. И уже давно ни для кого не секрет, что здоровье – это самое главное богатство человечества. Ведь только человек, обладающий этим богатством, способен быть настоящим творцом собственной судьбы.
Сегодня медики утверждают: здоровье человека на 10% зависит от наследственности, на 5% - от медицины. Остальные же 85% в руках самого человека. Значит, наше здоровье зависит от наших привычек, от наших усилий по его укреплению. И, конечно, именно забота о физическом состоянии человека приобретает особую значимость в наше, не совсем простое с экологической точки зрения, время. Все большее количество людей начинает бережно относиться к сохранению собственного здоровья, понимая, что средством для выполнения этой задачи является ведение здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни - это целый комплекс условий, обеспечивающий и поддерживающий здоровье человека на высоком уровне. Подготовка ребенка к здоровому образу жизни на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения.
Знание данных технологий – важная составляющая профессиональной технологии компетентности современного учителя. Учитель, использующий здоровьесберегающие технологии, разрешает проблему перегрузки и переутомления обучающихся на уроках. У них развивается внимание, память, творческое воображение, формируется мышление, свобода суждений. Этого можно добиться разными способами: уделяя особое внимание непосредственному обучению детей элементарным приемам здорового образа жизни (профилактическим методикам – оздоровительная, пальчиковая, дыхательная гимнастика и др.); прививая детям элементарные навыки гигиены; используя в процессе обучения и воспитания физкультминутки, динамические паузы, не забывая при этом про проветривания и влажную уборку помещений; чередуя занятия с высокой и низкой активностью; организовывая двигательную активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, подвижные игры); массовые оздоровительные мероприятия (тематические праздники здоровья, выход на природу) и многое другое.
Но всё это будет действовать при условии постоянного контроля со стороны взрослых. А как добиться того, чтобы каждый обучающийся сам, без малейшей подсказки со стороны умел заботиться о своём здоровье. Ведь все мы прекрасно понимаем, что отношение учащихся к своему здоровью существенно отличается от отношения взрослых. Так, по результатам анкетирования, проведённого среди обучающихся 4-7 классов, выяснилось, что современные дети и подростки довольно высоко ставят ценность здоровья. Но при попытке заглянуть чуть глубже, выявить, для чего молодому поколению нужно здоровье, в чем они видят смысл, выяснилось, что многие из них рассматривают здоровье как возможность безнаказанно получать все возможные удовольствия от жизни – и не испытывать никаких неприятных ощущений, не сталкиваться с последствиями своих действий.
Это связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья», за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями. Неспособность прогнозировать последствия своего отношения к здоровью, обуславливает, в свою очередь, неприятие ребёнком деятельности, связанной с укреплением здоровья и профилактикой его нарушений, как актуальной и значимой.
Поэтому, по моему мнению, одним из наиболее эффективных путей формирования культуры здорового и безопасного образа жизни является направляемая и организуемая взрослыми самостоятельная работа обучающихся, способствующая активной и успешной социализации ребёнка в школе. Знание основ здорового образа жизни не обеспечивает и не гарантирует их использования, если это не становится необходимым условием ежедневной жизни ребёнка в семье и образовательном учреждении. Приоритетное значение имеет нравственная составляющая здоровья и здорового образа жизни. Для нормального развития ребёнок должен осознать себя не пассивным исполнителем (или даже только потребителем), а творцом своей жизни, создателем своего здоровья, а также осознать право других людей быть такими же создателями. И работать в этом направлении педагоги и дети должны только совместно. Надо только вооружить ребенка образовательными технологиями, способствующими наиболее полноценному развитию. Результат – осознанное и бережное отношение детей и подростков к своему здоровью.
Поэтому необходимо внедрять в современных школах специальные программы, обеспечивающие формирование у подрастающего поколения ценностных установок по отношению к собственному здоровью, формируя у детей и подростков культуру здоровья. И одной из таких программ является программа «Выбираю жизнь», которая успешно реализуется в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 102» г. Саратова с 2009 года. Данный проект направлен на мотивацию здорового образа жизни и формирование индивидуального способа физического самосовершенствования. После завершения проекта учащиеся смогут определить для себя факторы, укрепляющие здоровье, задуматься о факторах, разрушающих здоровье. В ходе изучения данного курса обучающиеся получают информацию об отрицательном воздействии и негативных последствиях злоупотребления наркотическими веществами, о причинах заболевания и путях возможного выздоровления, учатся позитивному общению с окружающими их людьми. Помимо этого, обучающиеся учатся управлять своими переживаниями и разрешать возникающие конфликты без ущерба для себя и окружающих, не прибегая при этом к алкоголю или наркотикам. И, конечно же, обучающимся прививаются навыки, которые позволят им сопротивляться различным негативным явлениям. Детей учат соблюдать законы и жить без насилия. А также всегда делать только свой собственный выбор. В рамках программы предусмотрены не только индивидуальные занятия и консультации для обучающихся, но и индивидуальная работа педагога-психолога с обучающимися, а также привлечение медицинских работников и работников правоохранительных органов, проведение интеллектуальных марафонов "Хочу жить в здоровой среде" и фестивалей презентаций "Я за здоровый образ жизни". Особое внимание уделяется повышению компетентности родителей в вопросах сохранения здоровья детей путём проведения родительских собраний и лекториев. Помимо этого, предусмотрены еженедельные консультации для родителей по вопросам здоровья детей, классные часы по темам формирования у обучающихся навыков здорового образа жизни и многое другое.
В заключение хочется вспомнить, что на протяжении многих веков главной и единственной задачей врачей было лечить больных. В последнее время в медицине появилась новая точка зрения: надо не только лечить, но и предупреждать болезни. И помочь в этом смогут современные школы. Любое общеобразовательное учреждение должно и может стать «школой здорового образа жизни» учащихся, где любая их деятельность будет носить оздоровительно-педагогическую направленность и способствовать воспитанию у школьников потребностей к здоровому образу жизни.
Библиографический список
1. Актуальные проблемы наркоситуации в молодежной среде: состояние, традиции, профилактика. М.: Моск. гор. Фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004.
2. Антонов Ю.Е., Кузнецова М.Н., Саулина Т.Ф. Здоровый дошкольник: оздоровительные технологии XXI века. – М., 2001.
3. Как помочь ребенку, употребляющему ПАВ. Книга для родителей. Под ред. С.В. Алексеева, Б.П. Иванова, А.К. Колеченко СПБ: СПбГУПМ, 2001.
4. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия. Искусство отношений. М., 1994.
5. Новые санитарно-эпидемиологические правила и нормативы для учреждений дополнительного и профессионального образования. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
6. Оценка физического развития и состояния здоровья детей и подростков. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
7. Психология здоровья: Учебник для вузов под. ред. Г.С.Никифорова. – СПб., 2003
8. Рудестам К. Групповая терапия. СПб., 1998.
9. Шухатович В. Р. Здоровый образ жизни. Энциклопедия социологии. — Мн.: Книжный Дом, 2003.
учитель начальных классов, муниципальное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа № 102" г. Саратова
Библиографическое описание: Кудрявцева Н.Е. Формирование навыков здорового образа жизни через реализацию здоровьесберегающих программ // Современная начальная школа. 2020. № 8. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/08.pdf.
Тему здоровья переоценить невозможно. И уже давно ни для кого не секрет, что здоровье – это самое главное богатство человечества. Ведь только человек, обладающий этим богатством, способен быть настоящим творцом собственной судьбы.
Сегодня медики утверждают: здоровье человека на 10% зависит от наследственности, на 5% - от медицины. Остальные же 85% в руках самого человека. Значит, наше здоровье зависит от наших привычек, от наших усилий по его укреплению. И, конечно, именно забота о физическом состоянии человека приобретает особую значимость в наше, не совсем простое с экологической точки зрения, время. Все большее количество людей начинает бережно относиться к сохранению собственного здоровья, понимая, что средством для выполнения этой задачи является ведение здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни - это целый комплекс условий, обеспечивающий и поддерживающий здоровье человека на высоком уровне. Подготовка ребенка к здоровому образу жизни на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения.
Знание данных технологий – важная составляющая профессиональной технологии компетентности современного учителя. Учитель, использующий здоровьесберегающие технологии, разрешает проблему перегрузки и переутомления обучающихся на уроках. У них развивается внимание, память, творческое воображение, формируется мышление, свобода суждений. Этого можно добиться разными способами: уделяя особое внимание непосредственному обучению детей элементарным приемам здорового образа жизни (профилактическим методикам – оздоровительная, пальчиковая, дыхательная гимнастика и др.); прививая детям элементарные навыки гигиены; используя в процессе обучения и воспитания физкультминутки, динамические паузы, не забывая при этом про проветривания и влажную уборку помещений; чередуя занятия с высокой и низкой активностью; организовывая двигательную активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, подвижные игры); массовые оздоровительные мероприятия (тематические праздники здоровья, выход на природу) и многое другое.
Но всё это будет действовать при условии постоянного контроля со стороны взрослых. А как добиться того, чтобы каждый обучающийся сам, без малейшей подсказки со стороны умел заботиться о своём здоровье. Ведь все мы прекрасно понимаем, что отношение учащихся к своему здоровью существенно отличается от отношения взрослых. Так, по результатам анкетирования, проведённого среди обучающихся 4-7 классов, выяснилось, что современные дети и подростки довольно высоко ставят ценность здоровья. Но при попытке заглянуть чуть глубже, выявить, для чего молодому поколению нужно здоровье, в чем они видят смысл, выяснилось, что многие из них рассматривают здоровье как возможность безнаказанно получать все возможные удовольствия от жизни – и не испытывать никаких неприятных ощущений, не сталкиваться с последствиями своих действий.
Это связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья», за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями. Неспособность прогнозировать последствия своего отношения к здоровью, обуславливает, в свою очередь, неприятие ребёнком деятельности, связанной с укреплением здоровья и профилактикой его нарушений, как актуальной и значимой.
Поэтому, по моему мнению, одним из наиболее эффективных путей формирования культуры здорового и безопасного образа жизни является направляемая и организуемая взрослыми самостоятельная работа обучающихся, способствующая активной и успешной социализации ребёнка в школе. Знание основ здорового образа жизни не обеспечивает и не гарантирует их использования, если это не становится необходимым условием ежедневной жизни ребёнка в семье и образовательном учреждении. Приоритетное значение имеет нравственная составляющая здоровья и здорового образа жизни. Для нормального развития ребёнок должен осознать себя не пассивным исполнителем (или даже только потребителем), а творцом своей жизни, создателем своего здоровья, а также осознать право других людей быть такими же создателями. И работать в этом направлении педагоги и дети должны только совместно. Надо только вооружить ребенка образовательными технологиями, способствующими наиболее полноценному развитию. Результат – осознанное и бережное отношение детей и подростков к своему здоровью.
Поэтому необходимо внедрять в современных школах специальные программы, обеспечивающие формирование у подрастающего поколения ценностных установок по отношению к собственному здоровью, формируя у детей и подростков культуру здоровья. И одной из таких программ является программа «Выбираю жизнь», которая успешно реализуется в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 102» г. Саратова с 2009 года. Данный проект направлен на мотивацию здорового образа жизни и формирование индивидуального способа физического самосовершенствования. После завершения проекта учащиеся смогут определить для себя факторы, укрепляющие здоровье, задуматься о факторах, разрушающих здоровье. В ходе изучения данного курса обучающиеся получают информацию об отрицательном воздействии и негативных последствиях злоупотребления наркотическими веществами, о причинах заболевания и путях возможного выздоровления, учатся позитивному общению с окружающими их людьми. Помимо этого, обучающиеся учатся управлять своими переживаниями и разрешать возникающие конфликты без ущерба для себя и окружающих, не прибегая при этом к алкоголю или наркотикам. И, конечно же, обучающимся прививаются навыки, которые позволят им сопротивляться различным негативным явлениям. Детей учат соблюдать законы и жить без насилия. А также всегда делать только свой собственный выбор. В рамках программы предусмотрены не только индивидуальные занятия и консультации для обучающихся, но и индивидуальная работа педагога-психолога с обучающимися, а также привлечение медицинских работников и работников правоохранительных органов, проведение интеллектуальных марафонов "Хочу жить в здоровой среде" и фестивалей презентаций "Я за здоровый образ жизни". Особое внимание уделяется повышению компетентности родителей в вопросах сохранения здоровья детей путём проведения родительских собраний и лекториев. Помимо этого, предусмотрены еженедельные консультации для родителей по вопросам здоровья детей, классные часы по темам формирования у обучающихся навыков здорового образа жизни и многое другое.
В заключение хочется вспомнить, что на протяжении многих веков главной и единственной задачей врачей было лечить больных. В последнее время в медицине появилась новая точка зрения: надо не только лечить, но и предупреждать болезни. И помочь в этом смогут современные школы. Любое общеобразовательное учреждение должно и может стать «школой здорового образа жизни» учащихся, где любая их деятельность будет носить оздоровительно-педагогическую направленность и способствовать воспитанию у школьников потребностей к здоровому образу жизни.
Библиографический список
1. Актуальные проблемы наркоситуации в молодежной среде: состояние, традиции, профилактика. М.: Моск. гор. Фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004.
2. Антонов Ю.Е., Кузнецова М.Н., Саулина Т.Ф. Здоровый дошкольник: оздоровительные технологии XXI века. – М., 2001.
3. Как помочь ребенку, употребляющему ПАВ. Книга для родителей. Под ред. С.В. Алексеева, Б.П. Иванова, А.К. Колеченко СПБ: СПбГУПМ, 2001.
4. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия. Искусство отношений. М., 1994.
5. Новые санитарно-эпидемиологические правила и нормативы для учреждений дополнительного и профессионального образования. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
6. Оценка физического развития и состояния здоровья детей и подростков. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
7. Психология здоровья: Учебник для вузов под. ред. Г.С.Никифорова. – СПб., 2003
8. Рудестам К. Групповая терапия. СПб., 1998.
9. Шухатович В. Р. Здоровый образ жизни. Энциклопедия социологии. — Мн.: Книжный Дом, 2003.