учитель-логопед
МБДОУ «Детство» «ЦРР» г. Калуги НСП «Лукоморье»
Работа в логопедической группе ориентирована на то, чтобы диагностировать нарушения в речи детей, провести их грамотную коррекцию. Таким образом, основная задача состоит в том, чтобы сформировать правильную, понятную речь с точки зрения фонетики, лексики. Для реализации данной задачи необходимо взаимодействие специалистов, не только обладающих соответствующими знаниями, но и заинтересованных в результативности процесса. Такими людьми в логопедической группе являются учитель-логопед и воспитатель, которые организуют работу в соответствии с индивидуальными особенностями детей.
Воспитатель и учитель-логопед выстраивают взаимодействие с момента диагностики детей. Они обмениваются информацией: воспитатель сообщает, какие ребёнок имеет особенности, исходя из своих наблюдений, а учитель-логопед строит свое исследование на основе результатов диагностических методик. Таким образом, имея всю необходимую информацию об особенностях ребенка, можно приступать к коррекции нарушений.
В логопедической группе большой упор делается на организацию речевой работы. Дети изучают лексические единицы, которые объединены в темы, согласно календарно-тематическому планированию. Воспитатель готовит материал, в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда, выстраивает работу, направленную на совершенствование речевых способностей каждого конкретного ребенка.
Воспитатель, обучая лексике по темам, выстраивает прочную базу для последующей работы логопеда, так как формирует у детей мотивацию и познавательный компонент, которые значительно упрощают взаимодействие ребенка со специалистом. Но работа воспитателя не ограничивается сугубо пропедевтической в отношении развития речевых способностей. Важную роль играет и закрепление результатов, которых удалось достричь на занятиях с логопедом. Воспитатель реализует это посредством наблюдения за ребёнком, пытается мягко, конструктивно поправить речь, если возникают ошибки.
Постановка звуков – это сложный процесс. Правильное произнесение звуков необходимо довести до автоматизма, поэтому воспитателю очень важно соблюдать методические рекомендации логопеда, обращать внимание на речь ребенка в повседневной жизни.
Ещё одна важная задача воспитателя – всестороннее развитие и коррекция нарушений, которые могут быть причиной или следствием речевых проблем. Чаще всего это могут быть проблемы с памятью, вниманием, словесно-логическим мышлением, недостаточное развитие мелкой моторики. Работа над каждым аспектом развития ребенка повышает шанс успешной работы над коррекцией речи.
Детский коллектив играет очень важную роль при формировании связной, правильной речи. Для автоматизации звуков необходимо, чтобы у ребенка была подходящая среда для общения, взаимодействия со сверстниками, поэтому работа воспитателя заключается в организации спокойных игр, где ребята могут почувствовать себя комфортно, в создании подходящей среды для общения их между собой. Ребёнок, видя, что его готовы слушать, сам с бОльшим желанием захочет говорить.
Воспитатель и учитель-логопед совместно отслеживают динамику изменений, намечают план дальнейшей работы, корректируют методы и приемы. Если специалисты нацелены на результат и продуктивную работу, они готовы постоянно совершенствоваться, учиться новому, перенимать опыт друг друга.
Знания речевых особенностей и особенностей поведения ребенка помогают специалистам подбирать материал, подходящий для восприятия конкретного ребенка, но именно грамотное взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда становится залогом успешной работы над формированием связной, последовательной речи.