педагог дополнительного образования
Внукова Альфия Наильевна
методист
БОУ ДО г. Омска "ЦТТ" Мечта"
Аннотация.
Статья посвящена рассмотрению индивидуального образовательного маршрута как механизма индивидуализации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования. На основе социологического опроса обучающихся третьего года обучения, по программе дополнительного образования «Автомногоборье», были раскрыты особенности процесса индивидуализации личности ребенка в условиях дополнительного образования.
Ключевые слова: индивидуальный образовательный маршрут, дополнительное образование, склонности, интересы, профориентация.
Введение. В настоящее время этап реформирования системы дополнительного образования предъявляет качественно новые требования к его организации, методике, средствам, содержанию, повышению эффективности профориентационной подготовки обучающихся.
Переход на разноуровневую систему образования предполагает изменения системы дополнительного образования. В первую очередь это касается гармонизации образовательных стандартов, подходов к обучению, выбору специальностей, профориентированию. Педагоги дополнительного образования, работая в разновозрастных группах, моделируют занятия в традиционной форме, ориентируясь на усредненный вариант учебного материала, что не позволяет в полной мере развивать творческие способности и познавательную активность каждого обучающегося.
В Концепции развития дополнительного образования до 2030 года [7] отмечается, что успешному осуществлению обеспечения условий для развития творческих способностей обучающихся, способствует использование технологий открытого инновационного образования. Их применение позволит обеспечить повышение качества предпрофессионального образования, уровня подготовки специалистов технической направленности и их конкурентоспособности при поступлении в образовательные заведения.
Актуальность индивидуальных подходов к обучающемуся в дополнительном образовании никогда не ослабевала, а наоборот, с развитием новых учебных технологий приобретает наибольшую значимость.
Под индивидуальным образовательным маршрутом С.В. Воробьева [2], В.Г. Рындак, А.П. Тряпицына [5] и др. понимают целенаправленную проектируемую дифференцированную образовательную программу, С.В. Маркова расценивает ИОМ как программу деятельности, Е.А. Александрова [1] и М.Г. Остеренко, как персональную траекторию освоения содержания образования.
Мы же понимаем индивидуальный образовательный маршрут как форму работы с одарёнными детьми, педагогической поддержки личностного, жизненного и профессионального самоопределения обучающихся, разработанный самим обучающимся, совместно с наставником. Очевидно, что при составлении индивидуального маршрута обучающийся является субъектом собственной образовательной деятельности, активным созидателем.
Содержание индивидуального образовательного маршрута определяется комплексом факторов - особенностями, интересами, потребностями самого ребенка в достижении необходимого образовательного результата; профессионализмом педагога; возможностями образовательного учреждения удовлетворить образовательные потребности обучающихся; возможностями материально-технической базы учреждения. В основе построения индивидуального образовательного маршрута лежит самоопределение обучающегося. Индивидуальный образовательный маршрут поможет одаренному ребенку раскрыть все свои таланты и определиться с профессией. В связи с этим задача исследования заключалась в изучении образовательных склонностей и интересов обучающихся, принятия поведенческих решений в условиях образовательной деятельности.
В исследовании приняли участие обучающиеся третьего года обучения объединения «Автомногоборье» БОУ ДО г. Омска «ЦТТ «Мечта», всего 20 человек. Для изучения поведенческих решений была разработана анкета, состоявшая из 14 вопросов, относящихся к различным аспектам образовательной среды.
Результаты исследования и их обсуждение. В условиях модернизации системы образования немаловажным фактором является изучение особенностей личности, таких как способности, склонности, интересы, отношение обучающихся к качеству образовательной среды. Полученные в ходе опроса данные определенно свидетельствуют, что в процессе обучения редко учитываются предпочтения, склонности и интересы обучающихся, также не всегда берется в расчет удовлетворенность обучающихся образовательной средой. Сопоставляя ответы на вопросы, были выявлены особенности предпочтений анкетируемых.
На вопрос, какие виды учебных занятий вам в большей степени нравятся обучающиеся указывали на практические занятия (18 респондентов). Теоретические занятия же оказались второстепенными для обучающихся.
На вопрос, какие разделы программы вам наиболее интересны, юноши и девушки отдавали предпочтение разделам «Работа на автотренажере» (5 опрошенных) и «Практическое вождение» (13 респондентов).
Работать на занятиях в группе из 4-5 человек предпочитают все 20 опрошенных обучающихся. 17 обучающихся, хотят самостоятельно выбирать обучение по разделам программы, в соответствии с уровнем подготовки.
На вопрос, кто повлиял на выбранное объединение большинство респондентов (16 человек) ответили, что это был самостоятельный выбор.
В выборе вариантов обучения чаще выражают желание обучаться по индивидуальному образовательному маршруту 18 опрошенных обучающихся объединения, при этом определять сроки и темп обучения, выбирать дополнительные формы организации образовательного процесса.
Если бы представилась возможность выбора изучаемых разделов и времени на их изучение большинство обучающихся (17 человек) хотели бы осуществить выбор самостоятельно, остальные же респонденты осуществили бы его с помощью педагога и родителей,
Большинство всех опрошенных обучающихся (19 человек) хотели бы, чтоб учебная программа учитывала их склонности и способности.
Выводы. Результаты исследования выявили высокое желание самостоятельно или при помощи наставника, определять раздел и уровень обучения, который впоследствии будет изучаться, определять сроки и темп обучения. Выявлены определенные различия в интересах, касающихся теоретических и практических занятий. Отмечается самостоятельность обучающихся при выборе специальности в дальнейшем поступлении в образовательные учреждения. Полученные результаты дают основание обратить внимание на развитие субъектности и индивидуальности обучающихся, так как субъектность реализуется через самостоятельность и самоорганизацию обучающихся в освоении образовательных программ.
Список используемой литературы.
1. Александрова, Е. А. Педагогическая поддержка культурного самоопределения как составляющая педагогики. - Саратов, 2003. С.176.
2. Воробьева, С. В. Теоретические основы дифференциации образовательных программ [Текст]: дис. доктора пед. наук / Воробьева Светлана Васильевна. – СПб., 1999. – 460 с.
3. Голубева, Э.А. Способности и индивидуальность. – М.: Прометей, 1993.
4. Кунаш, М.А. Подходы к классификации индивидуальных образовательных маршрутов школьников / Ярославский педагогический вестник. – 2012. – № 3. – Том II. C 77-81.
5. Образовательная программа – маршрут ученика: Ч. 1 [Текст] / под ред. А. П. Тряпициной, Е. И. Казаковой. – СПб.: Издательство «ЮИПК», 1998. – 118 с.
6. Постановление правительства Российской федерации от 4 октября 2000 года № 751 г. Москва [Электронный ресурс] / О национальной доктрине образования в Российской Федерации – Режим доступа: http://www.rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html
7. Российская Федерация. Распоряжения. Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации». - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/pri me/doc/403709682/ (дата обращения: 09.10.2023). - Режим доступа: электронный фонд правовых и нормативно-технических документов - Текст: электронный.
8. Российская Федерация. Приказы. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (Зарегистрирован 26.09.2022 № 70226) (дата обращения 09.10.2023). - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202209270013 – Режим доступа: официальный интернет-портал правовой информации. - Текст: электронный.
9. Российская Федерация. Распоряжение Об утверждении Стратегии развития воспитания Российской Федерации период до 2025 года. Распоряжение Правительства Российской федерации от 29 мая 2015 года N 996-р. URL: https://docs.cntd.ru/document/420277810 (дата обращения: 09.10.2023). - Режим доступа: электронный фонд правовых и нормативно-технических документов - Текст: электронный.