Высшая школа делового администрирования
Публикации
2020 (№ 3-16)

Виноградова Е.В., Бирюкова Д.С., Лабутина Е.А. ОРГАНИЗАЦИЯ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОЙ ПРАКТИКИ

Виноградова Елена Витальевна, Бирюкова Диана Сергеевна,
Лабутина Евгения Александровна
заместитель директора по ВР, учитель начальных классов, тьютор, Муниципальное общеобразовательное учреждение Разуменская средняя общеобразовательная школа № 4 "Вектор Успеха", п. Разумное

Библиографическое описание: Виноградова Е.В., Бирюкова Д.С., Лабутина Е.А. Организация тьюторского сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивной практики // Современная начальная школа. 2020. № 13. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/13.pdf.

Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Детям с особенностями развития сегодня вовсе не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив, получить более качественное образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычной школе. Здоровым же детям это позволит развить толерантность и ответственность.

Инклюзивное, или включенное, образование - термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.

Гармоничное развитие ребенка зависит от взаимодействия целого ряда участников: самого ребенка, его семьи, инклюзивной образовательной среды, директора и педсоставa школы, руководителя инклюзии и тьютора. Все они являются партнёрами, работающими вместе, поскольку для создания общей мозаики - успешной инклюзии – важна каждая деталь.

Восемь принципов инклюзивного образования:

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

2. Каждый человек способен чувствовать и думать;

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

4. Все люди нуждаются друг в друге;

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

При реализации инклюзивного обучения перед коллективом общеобразовательного учреждения возникают следующие задачи:

• создание общего образовательного пространства максимально комфортного для всех учащихся;

• помощь ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации;

• психологическое обеспечение адекватных и эффективных образовательных программ;

• развитие психолого-педагогиче-ской компетентности, психологической культуры педагогов, учащихся, родителей.

Далеко не каждый педагог может выполнять функции постоянного сопровождающего для ребёнка с ОВЗ. «Эта деятельность предполагает высокий уровень толерантности педагога (безусловное принятие ребёнка), достаточный запас знаний в рамках коррекционной педагогики и специальной психологии, хорошо развитые коммуникативные навыки и т.д.» В инклюзивном образовании подобных специалистов в настоящий момент также называют педагог сопровождения, адаптор, куратор, освобожденный классный воспитатель, поддерживатель.

Одним из наиболее важных условий перехода к инклюзивной форме образования, его успешности является система сопровождения и поддержки детей с ОВЗ. Профессия тьютора приобретает здесь особое значение

Тьютор (англ. tutor – наставник, опекун; лат. tueor – наблюдаю, забочусь) - новая специальность в нашем образовании.[2]

Таким образом, тьюторское сопровождение заключается в организации образовательного движения ребёнка, которое строится на постоянном рефлексивном соотнесении его достижений с интересами и устремлениями. Тьютор или любой педагог, осуществляющий тьюторские функции, на первых этапах обучения, выступает в роли проводника ребёнка в образовательное пространство школы.

Работа тьютора состоит в том, чтобы обеспечить ребенку помощь, поддержку и стимул, находясь рядом с ним в долгие часы пребывания в школе при постоянно изменяющейся ситуации общения.

В течение дня ребенок выполняет самостоятельную работу, оказывается вовлечен в учебный процесс в классе, обучающую деятельность в группах, свободную и спонтанную деятельность на перемене, вербальную и невербальную интеракцию с окружающей средой, игровое и дружеское взаимодействие и коммуникативные ситуации, в то время как для него все эти задачи представляют особую сложность.

Задача тьютора - вести, стимулировать, поддерживать, служить примером, ограждать от неприятностей и служить посредником между ребенком и окружающей действительностью.

На практике тьюторами работают специальные педагоги (логопеды, дефектологи и т.д), педагоги без специального образования, психологи, студенты профильных вузов, училищ, а также родители (чаще мамы, бабушки) ребенка с особенностями развития.

Основные этапы индивидуального сопровождения:

· Сбор информации о ребенке;

· Анализ полученной информации;

· Совместная с другими специалистами выработка рекомендаций;

· Создание комфортных условий для нахождения в школе

· Составление индивидуального плана работы с ребенком

· Решение поставленных задач;

· Социализация

· Дальнейший анализ ситуации развития ребенка, выработка дальнейшей стратегии.

Это общие этапы индивидуального сопровождения, они подходят для всех, поступивших в УО, дальнейшая работа ведется в случае выявления проблем в развитии ребенка или способностей. Если говорить о тьюторском сопровождении ребенка с ОВЗ, то стоит остановиться на этапах более подробно.

Предварительный этап или этап установления контакта

Предварительный этап включает в себя получение запроса на сопровождение. Решение о необходимости сопровождения может осуществляться по заявлению родителей (законных представителей) ребенка с ОВЗ и/или на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссий (ПМПК).

На предварительном этапе тьютор знакомится с результатами диагностики ребенка, проведенной специалистами, с медицинской картой ребенка, утвержденным образовательным маршрутом; встречается со специалистами и представителями ПМПК для получения рекомендаций.

Получив общие сведения, он знакомится с самим ребенком и его семьей, узнает об особенностях, интересах, сильных и слабых сторонах своего подопечного. Происходит постепенное установление контакта.

На этом этапе часто необходимо заранее познакомить ребенка с помещениями, где он будет заниматься, его рабочим местом, местами общего пользования.

Важно стимулировать активность детей класса в организации школьной жизни и целесообразно заранее провести встречи с родителями учащихся для разъяснения и информирования, подготовки к приходу в ОУ ребёнка с ОВЗ

Адаптационный этап

Под адаптацией понимается приспособление к нуждам ребенка с ОВЗ:

· помещений школы;

· режима дня;

· учебных программ;

· методических пособий.

Здесь важно не забывать, что помощь должна быть разумно дозирована, носить направляющий характер и побуждать ребенка к самостоятельности. «Взаимодействие тьютора и ребенка – это поступательное движение от «симбиоза» с тьютором к максимальной самостоятельности ребенка в школьной жизни»

Помощь и оценка первых результатов

Теперь акцент тьюторства переносится в сферу углубления социализации и коррекционно-развивающего обучения. Здесь важно поддерживать мотивацию ребенка, дать ему возможность почувствовать его успехи. Проводится анализ и оценка первых результатов.

На каждом этапе тьютор наблюдает и информирует родителей и всех участников образовательного процесса о процессе обучения и социализации ребенка, при необходимости организует консультации ребёнка у специалистов, налаживает сотрудничество со специалистами других организаций, занимающихся с ребёнком с ОВЗ, посещающего ОУ.

Если это возможно, должен стать постепенный выход сопровождающего из посреднической роли тьютора, предоставление ребенку максимальной самостоятельности в учебе с последующей отсроченной оценкой. Выход тьютора из системы или уменьшение его влияния является критерием его эффективности.

Ведение документации

Для успешной работы тьютора предусмотрено ведение им следующей документации:

· Рекомендации специалистов для работы с ребенком с ОВЗ.

· Дневник наблюдений за ребенком.

Дневник – форма отчетности, которая позволяет фиксировать наблюдения, отслеживать динамику развития ребенка.

Ежедневные записи дневника помогут проследить, как ребенок включается в задания, в коммуникацию, что меняется, с какими трудностями он сталкивается.

Благодаря такой форме дневника родители смогут максимально полно представить себе картину жизни их ребенка в школе и понять, как проходит процесс обучения.

Содержание и специфика деятельности тьютора

Содержание и специфика деятельности тьютора обуславливается многими факторами, в том числе:

- спецификой нарушений развития ребёнка;

- уровнем его активности;

- степенью готовности учреждения к инклюзивному образованию, стадии включенности ОУ в работу по развитию инклюзивной практики;

- степенью подготовленности педагогического коллектива, возможностью дополнительного образования;

- степенью заинтересованности в коррекционном процессе родителей;

- уровнем профессиональной компетентности самого специалиста.

Библиографический список

1. Битова А.Л. - Особый ребенок: исследования и опыт помощи, проблемы интеграции и социализации. М., 2000

2. Карпенкова И.В. «Тьютор в инклюзивной школе»: сопровождение ребенка с особенностями развития. Из опыта работы, - М., ЦППРиК «Тверской», 2010

3. Материалы по инклюзивному образованию ГРЦ: «Инклюзивное образование» выпуски1-4:

4. Долгова Л.М. - Тьюторство в аспекте результативности образования - Тьюторство: идеология, проекты, образовательная практика, 2004 г. -http://thetutor.ru/pro/articles02.html

5. (Карпенкова И.В. Тьютор в инклюзивной школе. Сопровождение ребенка с особенностями развития: Метод. пособие /Под ред. М.Л. Семенович. - М.: Теревинф, 2010).

6. Основы деятельности тьютора: Учебно-методическое пособие/ Под науч. ред. С.А.Щенникова, А.Г.Теслинова, А.Г.Чернявской. В 9 книгах. – Жуковский: МИМ ЛИНК, 2002.

7. Идея тьюторства - идея педагогического поиска: (Идентификация пространства полагания) / Н.В. Рыбалкина // Тьюторство: идея и идеология. - Томск, 1996

8. Тьюторство как новая профессия в образовании: Сборник методических материалов/Отв. ред Муха Н.В., Рязанова А.Г. – Томск: «Дельтаплан», 2001.