Высшая школа делового администрирования
Публикации
2020 (№ 3-16)

Коновалова Л.В. КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 4-М КЛАССЕ «ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА. СЛОВО И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ»

Коновалова Любовь Викторовна
учитель начальных классов, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа № 70 г. Липецка

Библиографическое описание: Коновалова Л.В. Конспект урока русского языка в 4-м классе «Лексическое значение слова. Слово и его значение» // Современная начальная школа. 2020. № 13. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/13.pdf.

Цели урока:

Образовательные:

· совершенствовать умения понимать роль слова в формировании и выражении мыслей и чувств;

· формировать представление о способах определения лексического значения слова;

· формировать умение работать с толковым словарем.

Развивающие:

· развивать наблюдательность;

· развивать любознательность ребенка и прививать ему интерес к исследованию.

Воспитательные:

· учить настойчивости, собранности, организованности, аккуратности;

· учить работать в группе слаженно, стремясь не только к быстрому выполнению задания, но также к правильному его решению.

Планируемые результаты:

Личностные:

· Формирование навыков самоорганизации;

· Формирование умения формулировать мысль;

· Формирование способностей анализа высказываний;

· Развитие самооценки.

Метапредметные:

Познавательные:

· Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

· Формирование навыков исследования.

Коммуникативные

· Умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

· Осуществление совместной познавательной деятельности в группах.

Регулятивные

· Умение ставить учебную задачу;

· Умение работать на уроке в соответствие с поставленными целями.

Предметные:

· научиться определять лексическое значение слов несколькими способами;

· работать с толковым словарем.

Тип урока: открытие новых знаний.

Вид урока: комбинированный.

Методы обучения: словесные, наглядные и практические.

Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Контингент учащихся: 4 класс.

Уровень изучения дисциплины: пропедевтический.

Время урока: 45 минут

Оборудование: интерактивная доска, учебник В.Г. Горецкого, В.П. Канакиной «Русский язык» 4 класс.

План урока.

1. Организационное начало урока (3 мин.)

2. Проверка домашнего задания (4 мин.)

3. Актуализация знаний (5 мин.)

4. Постановка целей и темы урока (1 мин.)

5. Открытие новых знаний (10 мин.)

6. Физкультминутка (1 мин.)

7. Первичное закрепление полученного знания (15 мин.)

8. Подведение итогов (3 мин.)

9. Рефлексия (2 мин.)

10. Организационное окончание урока (1 мин.)

ХОД УРОКА

1. Организационное начало урока

Здравствуйте, мальчики и девочки! Я рада приветствовать вас на уроке русского языка. Я желаю вам хорошего настроения на протяжении всего нашего занятия.

Запишите в тетради число и классная работа.

Каллиграфическая минутка

Татьяна томат

Составьте предложение с этими словами.

2. Проверка домашнего задания

Вспомните, что мы проходили на прошлом уроке? Что такое второстепенные члены предложения? Какие есть второстепенные члены предложения? Что такое однородные члены предложения? Приведите примеры предложений с однородными подлежащими.

3. Актуализация знаний

Ребята, что нам помогает выразить свою мысль? На каком языке мы с вами разговариваем?

Прочитайте высказывания о русском языке

Объясните, что означает каждое из этих высказываний. Спишите любое высказывание.

Русский ученый В.И. Даль сказал: «Слово – исключительная способность человека выражать мысли и чувства свои, дар говорить…»

Как вы понимаете эти слова? Почему слово обладает этим даром? Подумайте, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

4. Постановка целей и темы урока

Вы многое знаете, но нам с вами предстоит еще много узнать о словах. Как вы думаете, какие у нас сегодня будут цели и тема урока? Давайте вместе их составим.

Тема урока: «Слово и его значение»

Цели:

Мы узнаем, что такое лексическое значение слова.

Мы научимся определять значение слова и правильно употреблять его в своей речи.

5. Открытие новых знаний

Откроем с. 42 и прочитаем правило. Существует множество толковых словарей.

Владимир Иванович Даль, высказывание которого мы читали в начале урока, является создателем первого толкового словаря русского языка.

Прочитайте задание к упражнению 59. Второй ряд по цепочке назовут пропущенные слова в предложениях. Как можно назвать все эти слова? Первый ряд разделит слова на слоги. Третий ряд поставит в словах ударение и подчеркнет буквы, которые надо проверить.

Прочитайте задание к упражнению 60.

Прочитайте выразительно четверостишие.

Каким словарем необходимо воспользоваться, чтобы определить лексическое значение слова? Откройте его в учебнике. Определите лексическое значение слова библиотека. Подберите к слову библиотека однокоренные слова. (Библиотекарь, библиотечный.) Запомните, что слова библиотека и библиотекарь – словарные.

Прочитайте, как возникло это слово, в рубрике «Страничка для любознательных» на с. 44. Из какого языка пришло к нам это слово?

Объясните по словарю значение слова картотека/ каталог.

Обратите внимание, как произносятся данные слова.

Выполните письменное задание к упражнению. Поменяйтесь тетрадями и проверьте своего одноклассника.

6. Физкультминутка

По названию слова можно узнать не только лексическое значение, но и показать его каким-либо движением. Поиграем в игру «Море волнуется».

7. Первичное закрепление полученного знания

Прочитайте задание к упражнению 61. Объясните, почему некоторые слова из данного списка мы перестали употреблять в своей речи. Выпишем эти слова в алфавитном порядке.

Изба, карета, кольчуга, (комбайнер), купец, око, рыбарь, (царь), ямщик.

Проверьте себя и своего одноклассника, работающего у доски.

Откройте страницу 45 и прочитайте упражнение 64. Выполните задание по группам.

1, 5 группа – Весна (ледоход, подснежник, сирень, проталина, капель)

2, 6 группа – Лето (радуга, роса, земляника, гроза, жара, ромашка)

3, 7 группа – Осень (листопад, заморозки, дожди)

4 группа – Зима (метель, сосулька, снежинка, мороз, снегопад)

Проверим работу.

8. Подведение итогов

Тестовая работа

В толковых словарях разъясняется:

1) значение фразеологизмов

2) лексическое значение слов

3) правописание слов

4) образование слов

Кто создал первый толковый словарь русского языка

1) С.И. Ожегов

2) Д.Н. Ушаков

3) П.Е. Стоян

4) В.И. Даль

Выберите верное лексическое значение слова горизонт

1) Граница неба с земной или водной поверхностью

2) Условная линия сечения земной поверхности, проходящая через центр Земли

3) Удаленность объектов друг от друга

Выберите слово, лексическое значение которого «человек, занимающийся торговлей в древности»

1) Ямщик

2) Купец

3) Царь

4) Комбайнер

Из какого языка к нам пришло слово «библиотека»

1) Латинский

2) Английский

3) Греческий

4) Грузинский

9. Рефлексия

Что понравилось на уроке? Что было сложным/ легким? У кого возникли трудности?

10. Домашняя работа

А для того чтобы в дальнейшем у вас не было проблем с данной темой поработайте дома. Откройте дневники и запишите домашнее задание.

Учебник с. 42 упр. 58. Повторять правило.

11. Организационное окончание урока

Спасибо за урок.

Библиографический список

1. Бетенькова Н. М. Азбука: Для первого класса четырехлетней начальной школы. - СПб.: Спец.- Лит.,2002.- 207с.

2. Бунеева Е. В. Моя любимая азбука. Учебник для первоклассников. - 2-е издание- М.: "Баласс",-2003.- 160с.

3. Введенская Л. А. Методические указания к факультативному курсу "Лексика и фразеология русского языка". - М.: "Просвещение", 2000.- 132с.