Библиографическое описание:
Шапенкова Е.В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОДУКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ // Современная начальная школа. 2023. № 8 (51). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2023/51.pdf.
В настоящее время основная сфера занятости человека – это работа, к которой мы готовим ребенка с первого класса. В современном мире профессии интеллектуального плана всё больше преобладают над ручным трудом. В первую очередь, это связано с ростом технологических инноваций и автоматизацией производства. Подобные преобразования повлияли также на выбор методов обучения в начальной школе.
Наблюдается противоречие между использованием продуктивных методов обучения, как необходимость требования ФГОС и недостаточной методической разработанностью данного вопроса в теории и практике начального образования.
На наш взгляд использование продуктивных методов будет эффективным, если в процессе обучения реализуются следующие педагогические условия: систематичность и целенаправленность работы по их использованию; постепенное увеличение и нарастание активного участия обучающихся; использование субъективного опыта обучающихся; владение учителем технологии использования продуктивных методов.
Продуктивное обучение – это «личностно-ориентированная деятельность, направленная на получение практических результатов, ценных для самообразования в процессе становления личности».
Цели продуктивного обучения: «сформировать у учеников представление о творческом характере процесса и результата учебной деятельности, создать установку на стремление к самообразованию. Воспитать в них моральные качества, столь необходимые для созидательной деятельности, способности осознания роли и места людей в мироздании истории человечества».
Если проанализировать основные виды творческой деятельности, то можно заметить, что при ее систематическом использовании у ученика формируются такие качества, как: ученик умеет быстро ориентироваться в изменяющихся ситуациях, развивается способность видеть проблему и не опасаться того, что он с ней столкнулся впервые, вырабатывается своеобразие и плодотворность мышления, а также изобретательность и интуиция и пр. Это весьма востребованные качества личности и, определенно, будут не менее популярны в будущем.
В продуктивных способах обучения исследователи выделяют вытекающие из них плюсы:
Ø У учеников появляется способность думать логично, научно и творчески.
Ø Способность к самостоятельному творческому поиску необходимых знаний.
Ø Появляется умение преодолевать имеющиеся трудности;
Ø Делает учебный материал более доказательным.
Ø Усвоение учебного материала становится более основательным и крепким.
Ø Способствует конверсии знаний в убеждения;
Ø Формирует у школьников положительный эмоциональный настрой к обучению.
Ø Развивает познавательные интересы;
Продуктивный метод обучения не является универсальным способом. Не каждый несет в себе противоречие и может выступать в качестве учебной проблемы. Учебный материал подобного плана необходимо предоставлять репродуктивными способами. Смоделировать проблемную ситуацию на абсолютном незнании невозможно. Чтобы спровоцировать у учеников неподдельный интерес, следует, чтобы они уже владели каким–то минимальным запасом информации о нём. Сформировать такую базу знаний можно при помощи репродуктивного метода.
В настоящее время с каждым годом появляется всё больше и больше инновационных технологий. Каждое нововведение имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Немало важно, чтобы применение того или иного гаджета было продуктивным.
Для начала остановимся на методах обучения, которые по доминирующим средствам подразделяются на:
Словесные – это рассказ, объяснение, инструктаж, лекция, беседа, метод работы с книгой, познавательные и вербальные игры: загадки, викторины, шарады и д.
Наглядные – актуально для учащихся, имеющих визуальное восприятие как доминирующее.
Практические – включают в себя постановку задачи, планирование её выполнения, оперативное стимулирование, регулирование и контроль, подведение итогов практической работы и их анализ, обнаружение причин недостатков, корригирование обучения для полного достижения цели.
Затем данные методы также классифицируют. Данная классификация зависит от следующих дидактических задач:
1. Получение новых знаний;
2. Вырабатывание умений, навыков и применение полученных знаний на практике;
3. Как итог, контроль и оценка приобретенных знаний, умений и навыков.
В данную классификацию, как правило, включают способы закрепления изучаемого материала и способами самостоятельной работы учеников. Всё многообразие методов обучения подразделяют на три стержневые группы:
1. Организация и осуществление учебно-познавательной деятельности обучаемых;
2. Стимулирование и мотивирование учебно-познавательной деятельности обучаемых;
3. Проверка и самоконтроль результативности учебно-познавательной деятельности в целом [2].
Однако оптимальным систематизированием можно назвать классификацию способов обучения, где в качестве самого существенного принципа выступает характер учебно-познавательной деятельности (или метод усвоения) учеников в освоении ими изучаемого материала.
Специалисты выделяют пять способов обучения:
1. Объяснительно-иллюстративный или информационно-репродуктивный: рассказ, чтение книги, демонстрирование собственного опыта, применение наглядности и т. д..
2. Репродуктивный – характеризуется границами мастерства и творчества – передача готовых знаний от педагога ученикам.
3. Проблемное изложение знаний – преподаватель в процессе сообщения нового материала регулярно создает проблемные ситуации, задаёт вопросы и показывает пути решения учебных проблем, систематически побуждает учеников к самостоятельной познавательной деятельности.
4. Частично-поисковый (эвристический) – когда определенные элементы знаний ученикам сообщает преподаватель, остальную часть материала ученики должны найти самостоятельно, путём ответа на поставленные вопросы или с помощью решения проблемных заданий.
5. Исследовательский – данный метод обучения подразумевает под собой использование творческих навыков, овладение методами научного познания, развитие умения у учащихся применять самостоятельный научный поиск.
Данные способы обучения делятся на три группы:
1. Репродуктивная группа, включающая способы № 1 и № 2. При данном способе ученик получает готовые сведения и воссоздает уже знакомые ему методы деятельности;
2. Продуктивная группа, включающая способы № 4 и № 5, она отличается от репродуктивной группы тем, что ученик должен найти субъективно новые знания, при помощи творческих навыков и приёмов.
3. Проблемное изложение знаний занимает нечто вроде промежуточного положения, ввиду того что в одинаковой степени предполагает способ обучения, включающий в себя как овладение полученными в процессе урока сведениями, так и элементами творческой деятельности.
Объяснительно-иллюстративный метод обучения (или информационно-рецептивный).
Включает в себя деятельность учителя и ученика. Заключается в том, что преподаватель может сообщать имеющуюся у него информацию разными способами, а ученики воспринимают, осмысливают и закрепляют в памяти полученный материал.
Применение данного метода – главное требование в высшей школе. Он включает в себя формирование качеств творческой личности. Если проанализировать основные виды творческой деятельности, то можно заметить, что при ее систематическом использовании у ученика формируются такие качества, как: ученик умеет быстро ориентироваться в изменяющихся ситуациях, развивается способность видеть проблему и не опасаться того, что он с ней столкнулся впервые, вырабатывается своеобразие и плодотворность мышления, а также изобретательность и интуиция и пр. Это весьма востребованные качества личности и, определенно, будут не менее популярны в будущем.
Таким образом, можно сделать вывод, что преподаватель, работая в начальной школе с помощью продуктивных методов обучения, должен учитывать индивидуальные особенности и характер каждого обучаемого. Применяя в своей методике новые подходы к обучению и продуктивные методы, реализовывая внутренний потенциал обучающихся с неординарной учебной мотивацией, привлекая творческие навыки учеников, у педагога существует возможность подготовить функционально грамотных, способных работать на результат, креативно мыслящих ребят.
Литература
1. Гайдай, Н.П. «Активные методы обучения, модерация и ФГОС» [Текст] / -2015. - С 7.
2. Даль, В. Толковый словарь живого русского языка: [Текст] / -Т.1-4.-М.:Рипол Классик,2006.– С 2750
3. Подласый, И.П. Продуктивная педагогика // Народное образование, 2003г.С. 476-485
Шапенкова Е.В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОДУКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ // Современная начальная школа. 2023. № 8 (51). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2023/51.pdf.
В настоящее время основная сфера занятости человека – это работа, к которой мы готовим ребенка с первого класса. В современном мире профессии интеллектуального плана всё больше преобладают над ручным трудом. В первую очередь, это связано с ростом технологических инноваций и автоматизацией производства. Подобные преобразования повлияли также на выбор методов обучения в начальной школе.
Наблюдается противоречие между использованием продуктивных методов обучения, как необходимость требования ФГОС и недостаточной методической разработанностью данного вопроса в теории и практике начального образования.
На наш взгляд использование продуктивных методов будет эффективным, если в процессе обучения реализуются следующие педагогические условия: систематичность и целенаправленность работы по их использованию; постепенное увеличение и нарастание активного участия обучающихся; использование субъективного опыта обучающихся; владение учителем технологии использования продуктивных методов.
Продуктивное обучение – это «личностно-ориентированная деятельность, направленная на получение практических результатов, ценных для самообразования в процессе становления личности».
Цели продуктивного обучения: «сформировать у учеников представление о творческом характере процесса и результата учебной деятельности, создать установку на стремление к самообразованию. Воспитать в них моральные качества, столь необходимые для созидательной деятельности, способности осознания роли и места людей в мироздании истории человечества».
Если проанализировать основные виды творческой деятельности, то можно заметить, что при ее систематическом использовании у ученика формируются такие качества, как: ученик умеет быстро ориентироваться в изменяющихся ситуациях, развивается способность видеть проблему и не опасаться того, что он с ней столкнулся впервые, вырабатывается своеобразие и плодотворность мышления, а также изобретательность и интуиция и пр. Это весьма востребованные качества личности и, определенно, будут не менее популярны в будущем.
В продуктивных способах обучения исследователи выделяют вытекающие из них плюсы:
Ø У учеников появляется способность думать логично, научно и творчески.
Ø Способность к самостоятельному творческому поиску необходимых знаний.
Ø Появляется умение преодолевать имеющиеся трудности;
Ø Делает учебный материал более доказательным.
Ø Усвоение учебного материала становится более основательным и крепким.
Ø Способствует конверсии знаний в убеждения;
Ø Формирует у школьников положительный эмоциональный настрой к обучению.
Ø Развивает познавательные интересы;
Продуктивный метод обучения не является универсальным способом. Не каждый несет в себе противоречие и может выступать в качестве учебной проблемы. Учебный материал подобного плана необходимо предоставлять репродуктивными способами. Смоделировать проблемную ситуацию на абсолютном незнании невозможно. Чтобы спровоцировать у учеников неподдельный интерес, следует, чтобы они уже владели каким–то минимальным запасом информации о нём. Сформировать такую базу знаний можно при помощи репродуктивного метода.
В настоящее время с каждым годом появляется всё больше и больше инновационных технологий. Каждое нововведение имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Немало важно, чтобы применение того или иного гаджета было продуктивным.
Для начала остановимся на методах обучения, которые по доминирующим средствам подразделяются на:
Словесные – это рассказ, объяснение, инструктаж, лекция, беседа, метод работы с книгой, познавательные и вербальные игры: загадки, викторины, шарады и д.
Наглядные – актуально для учащихся, имеющих визуальное восприятие как доминирующее.
Практические – включают в себя постановку задачи, планирование её выполнения, оперативное стимулирование, регулирование и контроль, подведение итогов практической работы и их анализ, обнаружение причин недостатков, корригирование обучения для полного достижения цели.
Затем данные методы также классифицируют. Данная классификация зависит от следующих дидактических задач:
1. Получение новых знаний;
2. Вырабатывание умений, навыков и применение полученных знаний на практике;
3. Как итог, контроль и оценка приобретенных знаний, умений и навыков.
В данную классификацию, как правило, включают способы закрепления изучаемого материала и способами самостоятельной работы учеников. Всё многообразие методов обучения подразделяют на три стержневые группы:
1. Организация и осуществление учебно-познавательной деятельности обучаемых;
2. Стимулирование и мотивирование учебно-познавательной деятельности обучаемых;
3. Проверка и самоконтроль результативности учебно-познавательной деятельности в целом [2].
Однако оптимальным систематизированием можно назвать классификацию способов обучения, где в качестве самого существенного принципа выступает характер учебно-познавательной деятельности (или метод усвоения) учеников в освоении ими изучаемого материала.
Специалисты выделяют пять способов обучения:
1. Объяснительно-иллюстративный или информационно-репродуктивный: рассказ, чтение книги, демонстрирование собственного опыта, применение наглядности и т. д..
2. Репродуктивный – характеризуется границами мастерства и творчества – передача готовых знаний от педагога ученикам.
3. Проблемное изложение знаний – преподаватель в процессе сообщения нового материала регулярно создает проблемные ситуации, задаёт вопросы и показывает пути решения учебных проблем, систематически побуждает учеников к самостоятельной познавательной деятельности.
4. Частично-поисковый (эвристический) – когда определенные элементы знаний ученикам сообщает преподаватель, остальную часть материала ученики должны найти самостоятельно, путём ответа на поставленные вопросы или с помощью решения проблемных заданий.
5. Исследовательский – данный метод обучения подразумевает под собой использование творческих навыков, овладение методами научного познания, развитие умения у учащихся применять самостоятельный научный поиск.
Данные способы обучения делятся на три группы:
1. Репродуктивная группа, включающая способы № 1 и № 2. При данном способе ученик получает готовые сведения и воссоздает уже знакомые ему методы деятельности;
2. Продуктивная группа, включающая способы № 4 и № 5, она отличается от репродуктивной группы тем, что ученик должен найти субъективно новые знания, при помощи творческих навыков и приёмов.
3. Проблемное изложение знаний занимает нечто вроде промежуточного положения, ввиду того что в одинаковой степени предполагает способ обучения, включающий в себя как овладение полученными в процессе урока сведениями, так и элементами творческой деятельности.
Объяснительно-иллюстративный метод обучения (или информационно-рецептивный).
Включает в себя деятельность учителя и ученика. Заключается в том, что преподаватель может сообщать имеющуюся у него информацию разными способами, а ученики воспринимают, осмысливают и закрепляют в памяти полученный материал.
Применение данного метода – главное требование в высшей школе. Он включает в себя формирование качеств творческой личности. Если проанализировать основные виды творческой деятельности, то можно заметить, что при ее систематическом использовании у ученика формируются такие качества, как: ученик умеет быстро ориентироваться в изменяющихся ситуациях, развивается способность видеть проблему и не опасаться того, что он с ней столкнулся впервые, вырабатывается своеобразие и плодотворность мышления, а также изобретательность и интуиция и пр. Это весьма востребованные качества личности и, определенно, будут не менее популярны в будущем.
Таким образом, можно сделать вывод, что преподаватель, работая в начальной школе с помощью продуктивных методов обучения, должен учитывать индивидуальные особенности и характер каждого обучаемого. Применяя в своей методике новые подходы к обучению и продуктивные методы, реализовывая внутренний потенциал обучающихся с неординарной учебной мотивацией, привлекая творческие навыки учеников, у педагога существует возможность подготовить функционально грамотных, способных работать на результат, креативно мыслящих ребят.
Литература
1. Гайдай, Н.П. «Активные методы обучения, модерация и ФГОС» [Текст] / -2015. - С 7.
2. Даль, В. Толковый словарь живого русского языка: [Текст] / -Т.1-4.-М.:Рипол Классик,2006.– С 2750
3. Подласый, И.П. Продуктивная педагогика // Народное образование, 2003г.С. 476-485