Рочева Елизавета Ивановна
учитель начальных классов, МБОУ Выльгортская СОШ № 2, с. Выльгорт
Библиографическое описание: Рочева Е.И. Методическая разработка урока окружающего мира в 3-м классе по теме «Бактерии» // Современная начальная школа. 2020. № 11. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/11.pdf.
Цель урока: Создать условия для формирования представления о бактериях, их форме, об их питании, размножении, о значении для человека.
Основное содержание темы: знакомство с бактериями.
Понятия: микроскоп, паразиты, санитары; округлые, палочковидные, спиралевидные, в виде запятой; полезные, вредные.
Планируемые результаты:
Предметные: иметь представление отдельного царства «бактерии».
Метапредметные результаты:
-личностные: самоопределение, через поставленные задачи для себя; через самооценку. Смыслообразование. Умение использовать субъектный опыт. Мотивация действий.
-регулятивные: совместное определение темы урока и через тему выход на задачи. Удерживание задачи на протяжении всего урока. Прогнозирование. Рефлексивные действия.
-познавательные: поиск и переработка информации. Структурирование текста. Свертывание и разворачивание информации. Умение переводить информацию данную в одном виде в другую. Умение составлять опорный конспект. Умение устанавливать причинно-следственные связи. Умение использовать знаково-символические средства. Умение анализировать. Совершенствование навыка чтения, умения отбирать нужную информацию в тексте и использовать при ответе. Умения сравнивать и делать выводы на основе наблюдений. Умение строить речевое высказывание в устной форме, умение выдвигать гипотезы, умение устанавливать аналогии.
-коммуникативные: умение слушать друг друга.
Ход урока:
1.Мотивация к деятельности:
-Здравствуйте, ребята! Сейчас урок окружающего мира. Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем хорошей плодотворной работы!
2.Актуализация знаний:
-Вспомним, какие царства живой природы вы знаете? (Вспоминают царства живой природы (бактерии, грибы, растения, животные)
-Если это царства живой природы, то какие признаки свойственны всем живым организмам? (Обобщают признаки, свойственные живым организмам. (Питаются, размножаются, дышат)
-А теперь посмотрите на слайд. К этим процессам причастны организмы одного из царств живой природы. Как вы думаете, кто они? (Самостоятельно предполагают и доказывают свои предположения.)
-Какие ассоциации у вас возникают, когда говорят о бактериях?
(Ассоциируют с маленькими существами, называют и применяют термины «микробы» и т.д.)
-Почему бактерии поместили в царство живых организмов?
(Выдвигают свои предположения)
3. Целеполагание: (Столкновение «знания» и «незнания» через проблемную ситуацию. Постановка учебной задачи)
-Можете ли вы описать, какие бывают бактерии, как они размножаются, как дышат, как передвигаются, чем питаются? (Дети приходят к выводу, что им не хватает информации.)
-Кто-то знает некоторые факты, кто-то не знает, значит, какую задачу поставим для себя на сегодняшний урок? На доске появляются ключевые слова: форма, питание, размножение, живые (Ученики для себя ставят задачу на урок.
1. Узнать: какие способы помогли обнаружить бактерии? какие бывают? как питаются? как размножаются?
2.Доказать: (подтвердить) что бактерии живые существа)
-А надо ли вообще изучать бактерии? Почему? (Предполагают. (Чтобы противостоять бактериальным инфекциям, чтобы лечить возникшее заболевание, чтобы использовать бактерии в деятельности человека?)
-Значит, какую еще задачу для себя поставим на уроке? (На доске появляется еще одно ключевое слово: значение) (Ученики для себя добавляют еще одну задачу на урок. (Узнать, какое значение имеют для человека?)
4. Операционно-познавательный этап (Открываем новые знания и способы, обеспечивающие качество знаний)
- Где мы можете себя проверить, какие предположения ближе к истине? (В учебнике)
Откройте учебник на странице 46. (Ориентируются на страницах учебника.)
- Какая иллюстрация доказывает, что бактерии очень малы? (По иллюстрации – микроскоп)
- Как правильно называется этот прибор? Для чего он?
-Найдите в тексте предложение, в котором есть слово «микроскоп»
-Где мы можем проверить, правильно ли мы определили значение слова?
-Проверим. Посмотрите на слайд. (Подтверждают свои предположения, читая статью из словаря Ожегова.)
-Итак, что мы с вами подтвердили?
- Какой вывод можно сделать? (Дети делают вывод: (бактерии- микроскопические существа!)
Учитель дополняет интересным фактом:
-Сравните с человеческим волосом. (Дети наблюдают, сравнивают.)
5.Удержание задачи и её реализация:
Формы бактериальных клеток.
-Какую задачу будем сейчас выполнять?
-Любой предмет имеет форму. Морковь - форма конуса, яблоко- шар, тетрадь- прямоугольная форма.
Показ учителем моркови, яблока, тетради.
-Как вы думаете, бактерии имеют форму? Какую? (Дети выдвигают гипотезы.)
-Представьте, что мы в лаборатории. Нам дали микроскоп. И вот что мы увидели под микроскопом.
-Рассмотрите. Опишите.
Поиск способа фиксирования исследования.
-Как информацию, увиденную под микроскопом перенести на бумагу?
-Как быстрее это сделать и нагляднее?
-Попробуем составить схему-рисунок вместе. Я на доске, а вы в подготовленных тетрадях.
- Какое главное слово появится первым в схеме?
-Как на схеме мы можем обозначить быстро группы бактерий?
-Что сделать быстрее: написать, нарисовать или обозначить условными знаками?
-Как можно обозначить спиралевидные бактерии? Округлые? Палочковидные? В Виде запятой? (Дети предлагают использовать знаково-символические средства, выполняют действия по алгоритму.
-Сейчас мы с вами свернули информацию.
-Что получили в схеме? Как называется это действие?
-По какому основанию (признаку) мы сделали классификацию?
Появляется основание классификации: по форме. (Обобщают: классификация или деление на группы)
____________
-Кто может прочитать свою запись? С какого слова нужно начинать читать? Воспользуйтесь началом предложения «Бактерии по форме бывают…….» (Разворачивание информации. Несколько учеников читают схему.)
-Чему мы научились?
(Учитель помогает формулировать вывод: учились переносить информацию из одной формы в другую с помощью условных знаков, читать схему;)
- Значит, какую форму имеют бактерии?
-А что мы сейчас узнали?
-Чья гипотеза подтвердилась?
- Раз бактерии относятся к царствам живых организмов, то один из признаков – это питание.
- Интересно, чем могут такие маленькие существа питаться?
-Что поможет нам проверить?
- Прочитайте 1-й абзац на странице 47 и сделайте вывод: как и чем питаются бактерии. (Смысловое чтение и извлечение необходимой информации из прочитанного текста. Делают вывод: потребляют остатки мертвого организма- это Санитары. Живут внутри другого организма или на нем, укрываются и питаются его тканями – это ПАРАЗИТЫ)
-Можно ли по этому абзацу классифицировать бактерии на группы?
-В данном случае как будем фиксировать? Тоже с помощью условных знаков или по-другому?
-Почему здесь удобнее записать словами?
-Давайте теперь зафиксируем.
-По какому основанию (признаку) мы сделали классификацию? (по питанию)
-Кто может сам сделать вывод, основываясь на классификацию? (Свертывают информацию. Переносят информацию из одной формы в другую- текст в схему.
- Воспользуйтесь началом формулирования вашего предложения «Бактерии могут быть … (1-2 ученика разворачивают схему.)
- А теперь попробуем дополнить схему: САНИТАРЫ, КОТОРЫЕ…
ПАРАЗИТЫ, КОТОРЫЕ…
-Точки тоже условные обозначения. Что они обозначают? (надо дополнить, закончить)
-Найдите в учебнике и дополните.
-Чему мы сейчас учились? (Делают вывод: учились составлять классификацию и ее дополнять, свертывать и разворачивать информацию.)
-Какую задачу решали? (как питаются бактерии)
-Чья гипотеза была близка к истине? Интересные факты: одна бактериальная клетка за сутки потребляет пищи в 30 раз больше своей массы, - это все равно, как если бы школьник массой 35-40 кг съедал бы в день более тонны пищи.
-Вернемся на 1-й слайд. С каким интересующимся вопросом его можно связать?
-Вспомните, что было прошлой зимой в классе? По какой причине отсутствовали дети? (заболели несколько детей, а потом всю школу закрыли на карантин)
-Что вы можете сказать? (Предположения детей. Дети устанавливают причинно– следственные связи, строят логические цепи рассуждений. Например: не одна точка, не сразу боль острая, не сразу происходит нагноение).Делают вывод на основе своего субъектного опыта.)
-Уточните, где они размножаются?
-А почему вам родители говорят: пей кипяченую воду, сырую воду пить нельзя. Какой ещё вывод сделаете?
- Почему мы моем руки, после того как поработали на огороде? Почему моем овощи?
-Как зафиксируем полученную сейчас информацию? Как удобнее?
-Как можно записать одним предложением?
-Кто может составить сообщение, опираясь на составленный каждым из вас
рассказ в схемах-рисунках и главном предложении?
-Чему мы сейчас учились?
-Какую задачу решали?
-А чья гипотеза была близка к истине?
6.Принятие задачи:
-Значит, какую следующую задачу будем выполнять?
-А бактерии это всегда плохо? Могут ли бактерии быть полезными? Докажите!
-Посмотрите, что есть у меня в корзине: кефир, сметана, лекарства, сыр. (Извлекают информацию и ориентируются в своей системе знаний. Дети устанавливают причинно-следственные связи, строят логические цепи рассуждений.)
-Связано ли это с бактериями?
-Можно ли классифицировать бактерии по значению?
-По какому основанию? (Структурирование текста. Составление схемы.
По значению
Делают вывод: учились свертывать и разворачивать информацию, составлять текст по опорному конспекту.
-Чему мы сейчас учились?
-Какую задачу решали?
-А чья гипотеза была близка к истине?
-Кто уже может воспользоваться своим опорными схемами? Рассказать о бактериях с помощью своего опорного конспекта?
7. Домашнее задание:
-Дома добавить маленькую, но интересную информацию. (Осознание критерия при выполнении домашнего задания.)
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке:
-Закончите предложения и оцените свою работу:
1) Сегодня на уроке я узнал …
2) Больше всего мне понравилось…
3) Самым интересным сегодня на уроке было…
4) Самым сложным для меня сегодня было…
5) Сегодня на уроке я почувствовал…
6) Сегодня я понял…
7) Сегодня я научился…
8) Сегодня я задумался….
(Рефлексия способов и условий действий; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.)
учитель начальных классов, МБОУ Выльгортская СОШ № 2, с. Выльгорт
Библиографическое описание: Рочева Е.И. Методическая разработка урока окружающего мира в 3-м классе по теме «Бактерии» // Современная начальная школа. 2020. № 11. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/11.pdf.
Цель урока: Создать условия для формирования представления о бактериях, их форме, об их питании, размножении, о значении для человека.
Основное содержание темы: знакомство с бактериями.
Понятия: микроскоп, паразиты, санитары; округлые, палочковидные, спиралевидные, в виде запятой; полезные, вредные.
Планируемые результаты:
Предметные: иметь представление отдельного царства «бактерии».
Метапредметные результаты:
-личностные: самоопределение, через поставленные задачи для себя; через самооценку. Смыслообразование. Умение использовать субъектный опыт. Мотивация действий.
-регулятивные: совместное определение темы урока и через тему выход на задачи. Удерживание задачи на протяжении всего урока. Прогнозирование. Рефлексивные действия.
-познавательные: поиск и переработка информации. Структурирование текста. Свертывание и разворачивание информации. Умение переводить информацию данную в одном виде в другую. Умение составлять опорный конспект. Умение устанавливать причинно-следственные связи. Умение использовать знаково-символические средства. Умение анализировать. Совершенствование навыка чтения, умения отбирать нужную информацию в тексте и использовать при ответе. Умения сравнивать и делать выводы на основе наблюдений. Умение строить речевое высказывание в устной форме, умение выдвигать гипотезы, умение устанавливать аналогии.
-коммуникативные: умение слушать друг друга.
Ход урока:
1.Мотивация к деятельности:
-Здравствуйте, ребята! Сейчас урок окружающего мира. Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем хорошей плодотворной работы!
2.Актуализация знаний:
-Вспомним, какие царства живой природы вы знаете? (Вспоминают царства живой природы (бактерии, грибы, растения, животные)
-Если это царства живой природы, то какие признаки свойственны всем живым организмам? (Обобщают признаки, свойственные живым организмам. (Питаются, размножаются, дышат)
-А теперь посмотрите на слайд. К этим процессам причастны организмы одного из царств живой природы. Как вы думаете, кто они? (Самостоятельно предполагают и доказывают свои предположения.)
-Какие ассоциации у вас возникают, когда говорят о бактериях?
(Ассоциируют с маленькими существами, называют и применяют термины «микробы» и т.д.)
-Почему бактерии поместили в царство живых организмов?
(Выдвигают свои предположения)
3. Целеполагание: (Столкновение «знания» и «незнания» через проблемную ситуацию. Постановка учебной задачи)
-Можете ли вы описать, какие бывают бактерии, как они размножаются, как дышат, как передвигаются, чем питаются? (Дети приходят к выводу, что им не хватает информации.)
-Кто-то знает некоторые факты, кто-то не знает, значит, какую задачу поставим для себя на сегодняшний урок? На доске появляются ключевые слова: форма, питание, размножение, живые (Ученики для себя ставят задачу на урок.
1. Узнать: какие способы помогли обнаружить бактерии? какие бывают? как питаются? как размножаются?
2.Доказать: (подтвердить) что бактерии живые существа)
-А надо ли вообще изучать бактерии? Почему? (Предполагают. (Чтобы противостоять бактериальным инфекциям, чтобы лечить возникшее заболевание, чтобы использовать бактерии в деятельности человека?)
-Значит, какую еще задачу для себя поставим на уроке? (На доске появляется еще одно ключевое слово: значение) (Ученики для себя добавляют еще одну задачу на урок. (Узнать, какое значение имеют для человека?)
4. Операционно-познавательный этап (Открываем новые знания и способы, обеспечивающие качество знаний)
- Где мы можете себя проверить, какие предположения ближе к истине? (В учебнике)
Откройте учебник на странице 46. (Ориентируются на страницах учебника.)
- Какая иллюстрация доказывает, что бактерии очень малы? (По иллюстрации – микроскоп)
- Как правильно называется этот прибор? Для чего он?
-Найдите в тексте предложение, в котором есть слово «микроскоп»
-Где мы можем проверить, правильно ли мы определили значение слова?
-Проверим. Посмотрите на слайд. (Подтверждают свои предположения, читая статью из словаря Ожегова.)
-Итак, что мы с вами подтвердили?
- Какой вывод можно сделать? (Дети делают вывод: (бактерии- микроскопические существа!)
Учитель дополняет интересным фактом:
-Сравните с человеческим волосом. (Дети наблюдают, сравнивают.)
5.Удержание задачи и её реализация:
Формы бактериальных клеток.
-Какую задачу будем сейчас выполнять?
-Любой предмет имеет форму. Морковь - форма конуса, яблоко- шар, тетрадь- прямоугольная форма.
Показ учителем моркови, яблока, тетради.
-Как вы думаете, бактерии имеют форму? Какую? (Дети выдвигают гипотезы.)
-Представьте, что мы в лаборатории. Нам дали микроскоп. И вот что мы увидели под микроскопом.
-Рассмотрите. Опишите.
Поиск способа фиксирования исследования.
-Как информацию, увиденную под микроскопом перенести на бумагу?
-Как быстрее это сделать и нагляднее?
-Попробуем составить схему-рисунок вместе. Я на доске, а вы в подготовленных тетрадях.
- Какое главное слово появится первым в схеме?
-Как на схеме мы можем обозначить быстро группы бактерий?
-Что сделать быстрее: написать, нарисовать или обозначить условными знаками?
-Как можно обозначить спиралевидные бактерии? Округлые? Палочковидные? В Виде запятой? (Дети предлагают использовать знаково-символические средства, выполняют действия по алгоритму.
-Сейчас мы с вами свернули информацию.
-Что получили в схеме? Как называется это действие?
-По какому основанию (признаку) мы сделали классификацию?
Появляется основание классификации: по форме. (Обобщают: классификация или деление на группы)
____________
-Кто может прочитать свою запись? С какого слова нужно начинать читать? Воспользуйтесь началом предложения «Бактерии по форме бывают…….» (Разворачивание информации. Несколько учеников читают схему.)
-Чему мы научились?
(Учитель помогает формулировать вывод: учились переносить информацию из одной формы в другую с помощью условных знаков, читать схему;)
- Значит, какую форму имеют бактерии?
-А что мы сейчас узнали?
-Чья гипотеза подтвердилась?
- Раз бактерии относятся к царствам живых организмов, то один из признаков – это питание.
- Интересно, чем могут такие маленькие существа питаться?
-Что поможет нам проверить?
- Прочитайте 1-й абзац на странице 47 и сделайте вывод: как и чем питаются бактерии. (Смысловое чтение и извлечение необходимой информации из прочитанного текста. Делают вывод: потребляют остатки мертвого организма- это Санитары. Живут внутри другого организма или на нем, укрываются и питаются его тканями – это ПАРАЗИТЫ)
-Можно ли по этому абзацу классифицировать бактерии на группы?
-В данном случае как будем фиксировать? Тоже с помощью условных знаков или по-другому?
-Почему здесь удобнее записать словами?
-Давайте теперь зафиксируем.
-По какому основанию (признаку) мы сделали классификацию? (по питанию)
-Кто может сам сделать вывод, основываясь на классификацию? (Свертывают информацию. Переносят информацию из одной формы в другую- текст в схему.
- Воспользуйтесь началом формулирования вашего предложения «Бактерии могут быть … (1-2 ученика разворачивают схему.)
- А теперь попробуем дополнить схему: САНИТАРЫ, КОТОРЫЕ…
ПАРАЗИТЫ, КОТОРЫЕ…
-Точки тоже условные обозначения. Что они обозначают? (надо дополнить, закончить)
-Найдите в учебнике и дополните.
-Чему мы сейчас учились? (Делают вывод: учились составлять классификацию и ее дополнять, свертывать и разворачивать информацию.)
-Какую задачу решали? (как питаются бактерии)
-Чья гипотеза была близка к истине? Интересные факты: одна бактериальная клетка за сутки потребляет пищи в 30 раз больше своей массы, - это все равно, как если бы школьник массой 35-40 кг съедал бы в день более тонны пищи.
-Вернемся на 1-й слайд. С каким интересующимся вопросом его можно связать?
-Вспомните, что было прошлой зимой в классе? По какой причине отсутствовали дети? (заболели несколько детей, а потом всю школу закрыли на карантин)
-Что вы можете сказать? (Предположения детей. Дети устанавливают причинно– следственные связи, строят логические цепи рассуждений. Например: не одна точка, не сразу боль острая, не сразу происходит нагноение).Делают вывод на основе своего субъектного опыта.)
-Уточните, где они размножаются?
-А почему вам родители говорят: пей кипяченую воду, сырую воду пить нельзя. Какой ещё вывод сделаете?
- Почему мы моем руки, после того как поработали на огороде? Почему моем овощи?
-Как зафиксируем полученную сейчас информацию? Как удобнее?
-Как можно записать одним предложением?
-Кто может составить сообщение, опираясь на составленный каждым из вас
рассказ в схемах-рисунках и главном предложении?
-Чему мы сейчас учились?
-Какую задачу решали?
-А чья гипотеза была близка к истине?
6.Принятие задачи:
-Значит, какую следующую задачу будем выполнять?
-А бактерии это всегда плохо? Могут ли бактерии быть полезными? Докажите!
-Посмотрите, что есть у меня в корзине: кефир, сметана, лекарства, сыр. (Извлекают информацию и ориентируются в своей системе знаний. Дети устанавливают причинно-следственные связи, строят логические цепи рассуждений.)
-Связано ли это с бактериями?
-Можно ли классифицировать бактерии по значению?
-По какому основанию? (Структурирование текста. Составление схемы.
По значению
Делают вывод: учились свертывать и разворачивать информацию, составлять текст по опорному конспекту.
-Чему мы сейчас учились?
-Какую задачу решали?
-А чья гипотеза была близка к истине?
-Кто уже может воспользоваться своим опорными схемами? Рассказать о бактериях с помощью своего опорного конспекта?
7. Домашнее задание:
-Дома добавить маленькую, но интересную информацию. (Осознание критерия при выполнении домашнего задания.)
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке:
-Закончите предложения и оцените свою работу:
1) Сегодня на уроке я узнал …
2) Больше всего мне понравилось…
3) Самым интересным сегодня на уроке было…
4) Самым сложным для меня сегодня было…
5) Сегодня на уроке я почувствовал…
6) Сегодня я понял…
7) Сегодня я научился…
8) Сегодня я задумался….
(Рефлексия способов и условий действий; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.)