Библиографическое описание:
Авхимович А.П. СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Современная начальная школа. 2023. № 4 (47). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2023/47.pdf.
Одной из важных целей обучения является развитие личности каждого ребенка, это возможно, если обучение и воспитание построено таким образом, что доставляет ребенку радость познания. Обучение и воспитание будут способствовать развитию ребенка в том случае, если у него возникает интерес к учению. Но как повлиять на его формирование? Современный учитель начальной школы, в первую очередь, направляет свою деятельность на создание комфортных условий для обучения учащихся и осуществления своей профессиональной деятельности, в том числе и создание у младших школьников чувства успешности в учебной деятельности.
Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение.
Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться.
С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.
Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха. Здесь важно разделить понятия “успех” и “ситуация успеха”. Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации. Ситуация это то, что способен организовать учитель: переживание же радости, успеха нечто более субъективное, скрытое в значительной мере взгляду со стороны. Задача учителя в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
Переживание учеником ситуации успеха:
-повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы, позволяет ученику почувствовать удовлетворение от учебной деятельности;
-стимулирует к высокой результативности труда;
-корректирует личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность, самооценку;
-развивает инициативность, креативность, активность;
-поддерживает в классе благоприятный психологический климат
Технологические операции создания ситуации успеха:
-Снятие страха – помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. “Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться”. “Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения”. “Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили”.
– Авансирование успешного результата – помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности. “У вас обязательно получиться”. “Я даже не сомневаюсь в успешном результате”.
– Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности – помогает ребенку избежать поражения, достигается путем намека, пожелания. “Возможно, лучше всего начать с…”. “Выполняя работу, не забудьте о…”.
– Внесение мотива – показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения. “Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…”
– Персональная исключительность – обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности. “Только ты и мог бы…”. “Только тебе я и могу доверить…”. “Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…”
– Мобилизация активности или педагогическое внушение – побуждает к выполнению конкретных действий. “Нам уже не терпится начать работу…”. “Так хочется поскорее увидеть…”
– Высокая оценка детали – помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали. “Тебе особенно удалось то объяснение”. “Больше всего мне в твоей работе понравилось…”. “Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы”.
Система методов создания ситуации успеха на уроке:
Методы дифференцированного обучения
Ситуация выбора
Выбор содержания обучения
Выбор содержания домашнего задания
Выбор задачи или упражнения для выполнения в классе
Выбор уровня сложности задания
Работа индивидуально, в паре, в группе и др.
Если задания на выбор предлагаются систематически, то у детей вырабатываются способности не теряться в ситуации выбора, осознанно выбирать работу по силам, умение объективно оценивать свои возможности. При этом в классе сохраняется доброжелательная атмосфера с элементами соревнования и взаимопомощи. Деление класса на группы помогает организовать взаимопроверку выполненных заданий.
Созданию ситуации успеха способствует использование педагогом в учебно-воспитательном процессе коллективных форм обучения.
Сочетание репродуктивных, проблемно – поисковых и творчески – воспроизводящих методов обучения. Использование проектного метода в обучении школьников.
Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, это самостоятельная творческая работа обучающихся под руководством учителя. Проекты могут выполняться детьми как индивидуально, так и группами. Например, на уроках технологии младшие школьники могут работать над следующими проектами: “Город моего будущего”, “Улица моей мечты”, “В гостях у сказки” и т.д.
Познавательный интерес направлен на формирование учебной деятельности, которая характеризуется умением самостоятельно выделять учебную задачу (проблему) и овладевать новыми способами учебных действий, приёмами самоконтроля и самооценки своей учебной деятельности.
Данная задача реализуется посредством следующих приёмов:
1) включение учащихся в коллективную деятельность, через организацию работы в группах, игровые и соревновательные формы, взаимопроверку, коллективный поиск решения проблемы, приём "метод проб и ошибок", оказание учащимися помощи друг другу;
2) необычная форма преподнесения материала;
3) создание проблемной ситуации, через анализ, сравнение учебных объектов, организацию обучения от учащихся;
4) сотрудничество на уроке, через совместное решение проблемы и разрешение противоречий, учебную дискуссию, выделение существенных признаков предметов, классификацию, обобщение;
5) привлечение учащихся к оценочной деятельности, через организацию рефлексии, использование рефлексивных линеек, отзыв учащихся об ответе других, оценка промежуточных достижений;
6) стимулирование деятельности, через благодарность, словесное поощрение, выставку лучших работ.
Положительную установку на уроке можно организовать несколькими предложениями, которые коснутся души каждого ребенка. Ситуацию успеха можно создать, если начать урок так: «Я сегодня волнуюсь, потому что мы отправляемся с вами в длинное путешествие, и нам предстоит сделать очень много за урок. Так, отправляемся в путь?».
Если учителю удалось активизировать эмоциональную сферу детей с первых минут урока, то в таком случае у них пробуждается желание упорно и плодотворно работать. Урок становится личностно значимым для каждого, что, в свою очередь, позволяет учителю более эффективно создать ситуацию успеха. Можно вместе с учениками отправиться в плавание на большой яхте, на парусах которой – план урока. Для того, чтобы плавание было успешным, дать задание поднять» паруса и поставить их в правильном направлении. На «чистых» парусах предложить ученикам дописать свои варианты плана. В то же время, на этапе ознакомления учащихся с новым материалом, необходимо создать такие условия взаимодействия, которые бы психологически мотивировали у учащихся потребность сделать «открытие нового знания» (при этом высказываться искренне и непосредственно). С этой целью можно использовать такие приемы:
1) удивление – подача учебного материала осуществляется в такой форме, что даже обыденное становится необычным;
2) фантастический вопрос – смоделировать фантастическую ситуацию;
3) ошибка в объяснении – при объяснении нового материала, умышленно допустить ошибки. Учащиеся должны найти эти ошибки учителя во время выполнения задания.
В психологически комфортном педагогическом процессе возникают положительные эмоции у всех его участников. Состояние комфорта порождает положительные мотивы к продолжению трудностей, ведет к индивидуальному личностному росту каждого ученика.
Как правило, учебная деятельность ребенка побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой.
Педагогу очень важно знать какой эмоциональный фон преобладает в классном коллективе в течение учебного дня и насколько успешно оценивают свои учебные достижения обучающиеся. Этому способствует рефлексия, к которой педагог подводит учащихся, подводя итоги урока, использование самооценки и взаимооценки детьми друг друга в течение урока.
Еще один интересный прием – работа с “деревом настроений”, которое используется как своеобразный диагностический инструмент для определения настроения, эмоционального фона учащихся в течение учебного дня.
В заключении хочется сказать, что успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. Для создания ситуации успеха важно осуществлять личностно-ориентированный подход в обучении, а для этого с учетом особенностей личности младшего школьника подбирать формы, методы и приемы, приводящие к успеху ребенка.
Исходя из вышесказанного, можно выделить такие направления деятельности учителя начальных классов по организации ситуации успеха:
1) создание благоприятного психологического климата в учебной деятельности;
2) активизация у младших школьников мотивационной направленности на успех;
3) развитие умений планировать и организовывать свою учебную деятельность, навыков преодоления учебных трудностей;
4) побуждение к эмоциональному реагированию на результаты, приводящие к успеху;
5) предоставление возможности выбора учебных заданий и достижения успеха собственными усилиями;
6) организация межличностного взаимодействия учащихся в ходе группового сотрудничества;
7) развитие навыков адекватной самооценки своих учебных достижений.
Такая организация учебной деятельности не только обеспечит основу системы личностного роста, но и станет фундаментом для дальнейшего обучения, развития и самовыражения, в значительной мере обусловит успех в будущем.
Список литературы
1. Андреева, Ю.В. Оптимистически ориентированная стратегия создания ситуации успеха в учебной деятельности подростков // Педагогическое образование в России. – 2012. – № 3. – С. 124-128.
2. Белкин, А.С. Ситуация успеха. Как ее создать? / А.С. Белкин. – Москва: Просвещение, 1991. – 169 с.
3. Большакова, И.Н. Сделать труд школьника источником умственного удовлетворения и духовной радости // Начальная школа. – № 12. – 2014. – С. 12-14.
4. Гладина, О.В. Создание ситуации успеха в учебной деятельности младших школьников // Открытый урок. 1 сентября: [сайт], 2018.
5. Ефремова, Н. Создание благоприятно-стимулирующих условий для развития личности младшего школьника // Начальная школа. – 2016. – № 10. – С. 13-15.
Авхимович А.П. СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Современная начальная школа. 2023. № 4 (47). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2023/47.pdf.
Одной из важных целей обучения является развитие личности каждого ребенка, это возможно, если обучение и воспитание построено таким образом, что доставляет ребенку радость познания. Обучение и воспитание будут способствовать развитию ребенка в том случае, если у него возникает интерес к учению. Но как повлиять на его формирование? Современный учитель начальной школы, в первую очередь, направляет свою деятельность на создание комфортных условий для обучения учащихся и осуществления своей профессиональной деятельности, в том числе и создание у младших школьников чувства успешности в учебной деятельности.
Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение.
Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться.
С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.
Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха. Здесь важно разделить понятия “успех” и “ситуация успеха”. Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации. Ситуация это то, что способен организовать учитель: переживание же радости, успеха нечто более субъективное, скрытое в значительной мере взгляду со стороны. Задача учителя в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
Переживание учеником ситуации успеха:
-повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы, позволяет ученику почувствовать удовлетворение от учебной деятельности;
-стимулирует к высокой результативности труда;
-корректирует личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность, самооценку;
-развивает инициативность, креативность, активность;
-поддерживает в классе благоприятный психологический климат
Технологические операции создания ситуации успеха:
-Снятие страха – помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. “Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться”. “Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения”. “Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили”.
– Авансирование успешного результата – помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности. “У вас обязательно получиться”. “Я даже не сомневаюсь в успешном результате”.
– Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности – помогает ребенку избежать поражения, достигается путем намека, пожелания. “Возможно, лучше всего начать с…”. “Выполняя работу, не забудьте о…”.
– Внесение мотива – показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения. “Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…”
– Персональная исключительность – обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности. “Только ты и мог бы…”. “Только тебе я и могу доверить…”. “Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…”
– Мобилизация активности или педагогическое внушение – побуждает к выполнению конкретных действий. “Нам уже не терпится начать работу…”. “Так хочется поскорее увидеть…”
– Высокая оценка детали – помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали. “Тебе особенно удалось то объяснение”. “Больше всего мне в твоей работе понравилось…”. “Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы”.
Система методов создания ситуации успеха на уроке:
Методы дифференцированного обучения
Ситуация выбора
Выбор содержания обучения
Выбор содержания домашнего задания
Выбор задачи или упражнения для выполнения в классе
Выбор уровня сложности задания
Работа индивидуально, в паре, в группе и др.
Если задания на выбор предлагаются систематически, то у детей вырабатываются способности не теряться в ситуации выбора, осознанно выбирать работу по силам, умение объективно оценивать свои возможности. При этом в классе сохраняется доброжелательная атмосфера с элементами соревнования и взаимопомощи. Деление класса на группы помогает организовать взаимопроверку выполненных заданий.
Созданию ситуации успеха способствует использование педагогом в учебно-воспитательном процессе коллективных форм обучения.
Сочетание репродуктивных, проблемно – поисковых и творчески – воспроизводящих методов обучения. Использование проектного метода в обучении школьников.
Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, это самостоятельная творческая работа обучающихся под руководством учителя. Проекты могут выполняться детьми как индивидуально, так и группами. Например, на уроках технологии младшие школьники могут работать над следующими проектами: “Город моего будущего”, “Улица моей мечты”, “В гостях у сказки” и т.д.
Познавательный интерес направлен на формирование учебной деятельности, которая характеризуется умением самостоятельно выделять учебную задачу (проблему) и овладевать новыми способами учебных действий, приёмами самоконтроля и самооценки своей учебной деятельности.
Данная задача реализуется посредством следующих приёмов:
1) включение учащихся в коллективную деятельность, через организацию работы в группах, игровые и соревновательные формы, взаимопроверку, коллективный поиск решения проблемы, приём "метод проб и ошибок", оказание учащимися помощи друг другу;
2) необычная форма преподнесения материала;
3) создание проблемной ситуации, через анализ, сравнение учебных объектов, организацию обучения от учащихся;
4) сотрудничество на уроке, через совместное решение проблемы и разрешение противоречий, учебную дискуссию, выделение существенных признаков предметов, классификацию, обобщение;
5) привлечение учащихся к оценочной деятельности, через организацию рефлексии, использование рефлексивных линеек, отзыв учащихся об ответе других, оценка промежуточных достижений;
6) стимулирование деятельности, через благодарность, словесное поощрение, выставку лучших работ.
Положительную установку на уроке можно организовать несколькими предложениями, которые коснутся души каждого ребенка. Ситуацию успеха можно создать, если начать урок так: «Я сегодня волнуюсь, потому что мы отправляемся с вами в длинное путешествие, и нам предстоит сделать очень много за урок. Так, отправляемся в путь?».
Если учителю удалось активизировать эмоциональную сферу детей с первых минут урока, то в таком случае у них пробуждается желание упорно и плодотворно работать. Урок становится личностно значимым для каждого, что, в свою очередь, позволяет учителю более эффективно создать ситуацию успеха. Можно вместе с учениками отправиться в плавание на большой яхте, на парусах которой – план урока. Для того, чтобы плавание было успешным, дать задание поднять» паруса и поставить их в правильном направлении. На «чистых» парусах предложить ученикам дописать свои варианты плана. В то же время, на этапе ознакомления учащихся с новым материалом, необходимо создать такие условия взаимодействия, которые бы психологически мотивировали у учащихся потребность сделать «открытие нового знания» (при этом высказываться искренне и непосредственно). С этой целью можно использовать такие приемы:
1) удивление – подача учебного материала осуществляется в такой форме, что даже обыденное становится необычным;
2) фантастический вопрос – смоделировать фантастическую ситуацию;
3) ошибка в объяснении – при объяснении нового материала, умышленно допустить ошибки. Учащиеся должны найти эти ошибки учителя во время выполнения задания.
В психологически комфортном педагогическом процессе возникают положительные эмоции у всех его участников. Состояние комфорта порождает положительные мотивы к продолжению трудностей, ведет к индивидуальному личностному росту каждого ученика.
Как правило, учебная деятельность ребенка побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой.
Педагогу очень важно знать какой эмоциональный фон преобладает в классном коллективе в течение учебного дня и насколько успешно оценивают свои учебные достижения обучающиеся. Этому способствует рефлексия, к которой педагог подводит учащихся, подводя итоги урока, использование самооценки и взаимооценки детьми друг друга в течение урока.
Еще один интересный прием – работа с “деревом настроений”, которое используется как своеобразный диагностический инструмент для определения настроения, эмоционального фона учащихся в течение учебного дня.
В заключении хочется сказать, что успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. Для создания ситуации успеха важно осуществлять личностно-ориентированный подход в обучении, а для этого с учетом особенностей личности младшего школьника подбирать формы, методы и приемы, приводящие к успеху ребенка.
Исходя из вышесказанного, можно выделить такие направления деятельности учителя начальных классов по организации ситуации успеха:
1) создание благоприятного психологического климата в учебной деятельности;
2) активизация у младших школьников мотивационной направленности на успех;
3) развитие умений планировать и организовывать свою учебную деятельность, навыков преодоления учебных трудностей;
4) побуждение к эмоциональному реагированию на результаты, приводящие к успеху;
5) предоставление возможности выбора учебных заданий и достижения успеха собственными усилиями;
6) организация межличностного взаимодействия учащихся в ходе группового сотрудничества;
7) развитие навыков адекватной самооценки своих учебных достижений.
Такая организация учебной деятельности не только обеспечит основу системы личностного роста, но и станет фундаментом для дальнейшего обучения, развития и самовыражения, в значительной мере обусловит успех в будущем.
Список литературы
1. Андреева, Ю.В. Оптимистически ориентированная стратегия создания ситуации успеха в учебной деятельности подростков // Педагогическое образование в России. – 2012. – № 3. – С. 124-128.
2. Белкин, А.С. Ситуация успеха. Как ее создать? / А.С. Белкин. – Москва: Просвещение, 1991. – 169 с.
3. Большакова, И.Н. Сделать труд школьника источником умственного удовлетворения и духовной радости // Начальная школа. – № 12. – 2014. – С. 12-14.
4. Гладина, О.В. Создание ситуации успеха в учебной деятельности младших школьников // Открытый урок. 1 сентября: [сайт], 2018.
5. Ефремова, Н. Создание благоприятно-стимулирующих условий для развития личности младшего школьника // Начальная школа. – 2016. – № 10. – С. 13-15.