Высшая школа делового администрирования
Публикации
2021 (№ 17-31)

Смирнова Е.А. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРЕНИНГА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ» ПРИ РАЗВИТИИ У СТУДЕНТОВ КОМАНДНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Библиографическое описание:
Смирнова Е.А. Использование тренинга на занятиях по дисциплине «Психология общения» при развитии у студентов командного взаимодействия // Современная начальная школа. 2021. № 27. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/27.pdf.

В современном обществе компетентность в сфере общения стала одной из главных составляющих профессионализма личности.

Для профессии педагога, коммуникативная компетентность является ведущей профессиональной характеристикой, от которой зависит персональный успех, конкурентоспособность и личная удовлетворенность. Современный выпускник должен обладать не только определенными знаниями о различных сторонах и аспектах общения, но и способах воспользоваться этими знаниями в реальных образовательных ситуациях.

Коммуникация выступает составной частью совершенствования профессиональной компетентности личности. Высокий уровень развития коммуникативной компетентности способствует саморазвитию, взаимодействию вступивших в общение людей, развитию коммуникативных способностей и умений личности, разрешению внутриличностных проблем и конфликтов. Источниками коммуникативной компетентности являются врожденные особенности личности, воспитание, жизненный опыт, общая эрудиция и специальные методы обучения.

Команда - это некоторая совокупность людей, рассматриваемых их с точки зрения социальной, производственной экономической, бытовой, профессиональной, возрастной и т.п. общности. Организация команды строится на продуманном позиционировании участников, имеющих общее видение ситуации и стратегических целей и владеющих отработанными процедурами взаимодействия.

Понятие «взаимодействие» в самом общем значении отражает универсальную, общую форму движения, влияние объектов друг на друга. Для человека это характерно в стремлении к взаимодействию с различными объектами окружающего мира. Через взаимодействие человек постигает природные и общественные явления, закономерности, процессы, ориентируется в окружающей реальности, определяет способы своего мышления и поведения. С этим понятием связана и потребность человека к общению, обучению, образованию, собственному развитию.

Командное взаимодействие, по мнению Васильевой Ю.В., - это взаимодействие определенной группы людей, имеющих общие цели, которые направлены на достижение общего позитивного результата [4].

Все виды командного взаимодействия традиционно разделяют на две группы, сотрудничество и соперничество.

К первой группе относятся действия, которые способствуют организации совместной деятельности, обеспечивают ее успешность, согласованность, эффективность (Термины для обозначения этого вида взаимодействия: согласие, приспособления, ассоциация).

Вторая группа охватывает действия, той или иной степени, препятствующие совместной деятельности, создавая преграды на пути к согласию. Этот вид взаимодействия обозначается такими понятиями, как конкуренция, конфликт, оппозиция, диссоциации

О высокоразвитом командном взаимодействии, по мнению О.В. Крючковой, речь может идти только в том случае, если человек обладает этими способностями и проявляет их в общении с людьми [4].

Психологические условия и перспективы развития командного взаимодействия будущих педагогов связаны с усовершенствованием коммуникативных качеств личности и расширением ее коммуникативного потенциала в процессе профессиональной подготовки. Развитие командного взаимодействия является наиболее успешным именно в студенческом возрасте, когда определенные коммуникативные предпосылки уже сформированы, заложена база для полноценного развития, но в тоже время существует ряд затруднений, которые необходимо учитывать при развитии коммуникативной компетенции студентов.

Первая проблема, которую мы выделили, это проблема готовности студента к изучению психологических дисциплин. Во время школьного обучения даются основные базовые знания по многим дисциплинам, психология же, как учебный предмет, отсутствует в школьной программе, поэтому студенты в основном либо совсем не имеют специальных психологических знаний, либо имеют представление о психологии на основе знакомства с научно-популярными изданиями, художественными произведениями. Эти представления о психологии носят случайный, несистематический характер. Поэтому, изучение психологических дисциплин необходимо начинать с формирования системы элементарных психологических понятий и начальных знаний в своей профессиональной области. Отсутствие базовых психологических знаний ведет к значительным трудностям в изучении психологии.

В дальнейшем при изучении психологии, как показывает многолетняя практика, проявляется следующее противоречие между требованиями преподавателя к самостоя тельному поиску знаний студентов, поиску необходимой информации и неготовностью студентов к такой фор ме работы. Причиной тому могут являться, во-первых, отсутствие познавательной по требности отдельных студентов, во-вторых, отсутствие умений учиться самостоятельно. Сегодняшние студенты в целом, нуждаются в организующей и направляющей (контролирующей) помощи педагога — в постановке перед ними задач, обязательно нужно напоминать и подталкивать, чтобы довел дело до конца, необходим внешний контроль их деятельности.

Современные студенты часто демонстрируют недоразвитие навыков делового общения. Это проявляется в неспособности организовать сотрудничество друг с другом, а также в устойчивом нежелании выполнять учебные задания совместно. Эта особенность – следствие недостаточного опыта групповой работы в школе. Некоторые студенты признавались, что только в колледже впервые столкнулись с групповой формой обучения.

Даже при высокой степени осознания учебной информации отдельных студентов доля студенческих вопросов в содержании занятий занимает недостаточное место, опыт работы показывает, необходимость в некоторых ситуациях заставлять студентов (прямым или косвенным путем) формулировать вопросы. По этому, одной из задач педагога в коммуникативной подготовки будущих учителей считается перестановка акцентов с монологической речи и пассивного слушания на совместный диалог.

Наряду с перечисленными затруднениями необходимо отметить так же трудности, которые выступают в качестве противоречия между наличным и необходимым уровнем знаний при решении учебной задачи. Разрешение этого противоречия дает возможность не только более эффективно усваивать учеб ный материал, но и способствует дальнейшему психическому развитию студентов. Например, часто наблюдается, что студент, успешно сдавший экзамены по психологии, в практическом применении знаний, допустим, при составлении характеристики личности школьника во время педагогической практики затрудняется в описании его внутреннего мира, прибегает только к количественным шаблонам, например: «уровень общения выше среднего», «коммуникация школьника плохая», и т.п.

На сегодняшний день, так же одной из самых острых проблем современного студента является то, что они привыкли познавать мир через компьютерные игры, живому контакту предпочитают заочное, виртуальное общение в социальных сетях: там они быстрее находят друзей, чем в собственной учебной группе. Им легче делиться своим внутренним миром и обсуждать свои переживания, радости и сомнения с тысячей виртуальных собеседников, чем в личном общении с друзьями или родителями. Вероятно, этим обусловлено недостаточное развитие коммуникативных навыков студентов.

Итак, обобщая вышесказанное, на наш взгляд, следует выделить основные трудности в обучении студентов психологическим дисциплинам, к ним относятся:

· отсутствие базовых психологических знаний;

· не выраженная готовность изучать психологические дисциплины;

· не понимание сложного (сложно представленного) материала и не возможность усваивать большие объемы информации;

· отсутствие навыков делового общения и делового сотрудничества;

· отсутствие самостоятельности и познавательной потребности;

· затруднения в практическом применении полученных теоретических знаний на практике;

· недостаточность владения навыками слушания, быстрая отвлекаемость из-за «скучности» изложения или отсутствия игрового момента в обучении;

· неразвитость коммуникативных навыков, не умение говорить, доказательно и аргументированно высказывать свою позицию, быстро ориентироваться в сложившейся ситуации.

· не умение самостоятельно находить решения и организовать свое время для занятий, распределять временные и психические ресурсы в процессе обучения.

В результате проведенного анализа основных трудностей современных студентов в освоении психологических дисциплин, были апробированы следующие направления деятельности преподавателя, которые могут позволить облегчить процесс усвоения материала:

· включаются педагогические технологии по развитию коммуникативной компетентности студентов, вводить в обучение элементы соревновательности;

· включаются в обучение интерактивные методы — дискуссия, мозговой штурм, кейс-метод, проблемные лекции и т.п.

· нами формулируются задания таким образом, чтобы студент мог сам выделять в них цели, задачи и планировать их реализацию.

· на занятиях регулярно применяются задания и упражнения, нацеленные на групповые формы работы; решаются различные педагогические ситуации с применением заданий нацеленных на конструктивное общение и деловое сотрудничество;

· систематически применяются тренинговые форм работы со студентами на учебных занятиях.

Таким образом, можно говорить о том, что командное взаимодействие, как основополагающую характеристику профессиональной деятельности будущего учителя необходимо развивать, а данное развитие может предполагать двоякий процесс: с одной стороны, приобретение каких-то новых знаний, умений и навыков; с другой стороны, коррекция, изменение уже сложившихся их форм. Потому развитие командного взаимодействия предполагает использование всего набора средств, ориентированных как на развитие субъект-субъектных — продуктивных, личностных сторон общения, так и субъект-объектных — репродуктивных, операциональных составляющих [4].

Итак, командное взаимодействия является неотъемлемой составляющей профессии учителя, то представляется очевидным, что для ее развития, безусловно подходит дисциплина «Психология общения», где эффективно встраивается такая необходимая групповая форма работы как социально - психологический тренинг, представляющий собой синтез всех активных средств обучения.

Сегодня внимание учебных заведений, готовящих будущих педагогов, все более привлекают такие формы профессиональной подготовки, как тренинг, ролевые и имитационные игры, коммуникативные упражнения. В отличие от теоретических схем предполагаемых в лекционных курсах, в процессе методов активного обучения формируются наиболее продуктивные приемы и способы взаимодействия, основанные на индивидуальных особенностях человека и его коммуникативной компетентности [3]. Студенты предпочитают реализовывать данные формы работы в связи с тем, что они позволяют непосредственно, открыто общаться друг с другом, коллективно выполнять предложенные задания и упражнения, совместно выполнять деятельность, обсуждать полученные результаты.

Основы тренинга командного взаимодействия подробно рассмотрены в работах Г.А. Андреевой, Н.Н. Богомоловой, Ю.Н. Емельянова, Л.А. Петровской, А.И. Хараша и др. Авторы отмечают, что в социально-психологическом тренинге развитие коммуникативной компетентности происходит не естественным путем, а с помощью специальных приемов, заключающихся в создании особых ситуаций воздействия.

Термин «социально - психологический тренинг» введен немецким ученым М. Форвергом. Основное назначение социально - психологического тренинга, по мнению Н.Т. Оганесян, состоит в овладении социально - психологическими знаниями в области формирования соответствующих социальных установок в активной форме, т.е. в ходе специально разработанных активных действий [1].

Специфическими чертами социально-психологического тренинга являются:

· нацеленность на психологическую помощь участников группы в саморазвитии, при этом такая помощь исходит не только от ведущего, сколько от самих участников группы;

· акцент на взаимоотношения между участниками группы, которые развиваются и активизируются в ситуации «здесь и теперь»;

· применение активных методов групповой работы;

· атмосфера раскованности и свободы общения между участниками, климат психологической безопасности [2].

В рамках этих черт существует огромное количество модификаций конкретных форм тренингов, различающихся между собой по целому ряду признаков. Одной из таких форм является тренинг развития компетентности в общении (коммуникативной компетентности, коммуникативных умений).

Тренинг командного взаимодействия заключается в выработке социально - психологических умений, связанных с овладением процессами взаимосвязи, взаимопонимания, взаимоотношений:

· умение психологически верно и ситуативно обусловлено вступить в общение;

· умение поддерживать общение, психологически стимулировать активность партнера;

· умение психологически точно определить «точку» завершения общения;

· умение прогнозировать возможные пути развития коммуникативной ситуации, в рамках которой разворачивается общение;

· умение прогнозировать реакции партнеров на собственные акты коммуникативных действий;

· умение психологически настраиваться на эмоциональный тон партнеров по общению, умение овладеть и удержать инициативу в общении;

· умение формировать и «управлять» социально-психологическим настроением партнера в общении [1].

Эффективность такого тренинга определяется тем, что он позволяет обеспечить индивидуальную направленность подготовки студентов к конкретной деятельности.

При обучении студентов психологии общения, мы в системе создаем такие условия, при которых каждый из них будет испытывать потребность научиться коммуникативным навыкам общения, быть коммуникативно-компетентным специалистом, обладать коммуникативно-речевой активностью, примером этого может служить успешное прохождение педагогической практики, успешная защита курсовой и дипломной работы, выступления на конференциях различного уровня. В дальнейшем, полученные знания помогут современному студенту приобретать глубокие знания о самом себе, о других людях и на основе этих знаний создавать новые, переживать их при согласовании с той реальностью, с которой ему, уже, будучи профессионалом, предстоит встретиться.

Библиографический список

1. Бакли Л., Кейпл. Дж. Теория и практика тренинга. - С-Пб.: Питер, 2002.

2. Биркенбиль В. Коммуникационный тренинг. Наука общения для всех. - М.: ФАИР-Пресс, 2002.

3. Болотова, А.К. Социальные коммуникации. Психология общения: Учебник и практикум для академического бакалавриата / А.К. Болотова, Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 327 c.

4. Васильева, Ю. В. Командное взаимодействие как средство формирования конкурентного ресурса / Ю. В. Васильева, И. Д. Белоновская. Современные проблемы науки и образования, 2015. - 501 с.