Высшая школа делового администрирования
Публикации
2020 (№ 3-16)

Боброва Е.А. МИР НАУКИ ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ

Боброва Екатерина Александровна
учитель начальных классов, МБОУ СШ № 7, Архангельская область, г. Няндома

Библиографическое описание: Боброва Е.А. Мир науки глазами детей // Современная начальная школа. 2020. № 10. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/10.pdf.

«Не все дети гениальны, но абсолютно все талантливы».
И.А. Аршавский

Счастливы те, кто работает с детьми. Именно дети своей улыбкой, искренностью, непринуждённостью, чистотой, верой в доброту учат нас жить и радоваться жизни. Учим ежедневно не мы, учителя, а дети нас. Задавая ежедневно тысячи вопросов, ребёнок невольно заставляет искать нас тысячи ответов, тем самым, подталкивая к саморазвитию. По мнению учёных Вашингтонского университета вопросы способствуют стремительному развитию мозга ребёнка, что подтверждается новейшей технологией сканирования мозга, показывающей у детей взрывное формирование связей между нейронами, общее количество которых в три раза больше, чем и мозге взрослого человека. Детский мозг постоянно соединяет стимулы, или мысли. Таким образом, такие ментальные связи вызывают у маленького человека стремление получать большее количество информации, разъяснений. Наша задача, как более опытных, мудрых, учиться выслушивать, учить находить информацию. По мнению детского психолога Элисона Гопника нельзя просто отвечать ребёнку, нагружать его огромными объёмами информации и ответами на те вопросы, которые они не успели задать. Именно такие действия взрослых людей подавляют естественную любознательность ребёнка. Мы слишком многому и слишком быстро их учим, тем самым сами не осознавая лишаем маленького человека возможности задавать вопросы и заниматься исследованиями, которые дети в силах проводить самостоятельно. По мнению психолога «маленькие дети – это институт исследования и развития человечества». Позволяя детям задавать вопросы, проводить эксперименты (не следуя инструкции) они предлагают оригинальные решения и делают оригинальные выводы. Маленький ребёнок, как учёный, получает знания в ходе исследований и экспериментов.

Наша школа начинает меняться, мы чаще слушаем детей, учим размышлять, находить пути решения, делать самостоятельные выводы, т.е. стараемся избегать академической жёсткости в обучении. Любого учителя должна насторожить стремительно снижающая склонность задавать вопросы. Я, как учитель начальных классов, полностью поддерживаю Элисона Гопника. На одном из классных часов было принято решение не побояться и окунуться в мир науки. На протяжении последних десяти лет мы с детьми стараемся участвовать в районной научно-исследовательской конференции «Юный исследователь». Наиболее яркие, запоминающие работы связаны с краеведение: «Летописцы Няндомского района», «Утраченные достопримечательности нашего города». и т. д. Стремление узнать больше о родной земле, узнать её прошлое, сделать будущее родного края более радостным заставляло нас снова и снова искать интересные темы. В теме исследования должна быть сформулирована проблема, при этом она должна быть конкретной. Например, тема работы текущего учебного года «Мечты и реальность. Появится ли наш Няндомский арбат». Мы очень хотели поднять проблему отсутствие в городе Няндома мест, где родители и дети могли бы совместно провести время.

После выбора темы начинается наше погружение в мир науки, наша многоэтапная, занимающая много времени работа. Как известно, исследование – это бескорыстный поиск истины, что очень привлекает маленького человека. Учитель, по моему убеждению, должен выполнять роль «незаметного организатора», стимулировать исследовательскую активность, поддерживать любознательность, стремление экспериментировать.

Определившись с темой, дети пытаются сформулировать гипотезу. Они знают, что гипотеза – это научное предположение. Фантазия младших школьников развита настолько хорошо, что предполагать (придумывать возможный ответ на вопрос) они умеют замечательно. В нашей последней работе гипотеза сформулирована следующим образом: если обустроить в городе место, интересное и младшему и старшему поколениям, люди начнут больше времени проводить вместе, тем самым начнут лучше понимать друг друга.

Наибольшие затруднения вызывает точная формулировка целей. Цели последней нашей работы звучат следующим образом:

1) Познакомиться с историей улицы Леваневского.

2) Привлечь внимание к проблеме благоустройства пешеходной части.

3) Разработать проект благоустройства улицы.

4) Составить смету для воплощения проекта в жизнь.

Именно на этом этапе необходима помощь наставника.

Следующий этап работы: формулировка задач – очень интересен детям. Дети предлагают огромное количество путей и средств для достижения целей. Для достижения целей, поставленных в нашей последней работе были сформулированы задачи:

1) Собрать и изучить исторические материалы по улице Леваневского.

2) Проследить, как связано развитие улицы с развитием города Няндома.

3) Узнать в Администрации МО «Няндомское» планируется ли в дальнейшем благоустройство пешеходной части улицы Леваневского.

4) Предложить в Администрацию МО «Няндомское» свой проект благоустройства улицы Леваневского.

Окунувшись в мир науки, дети способны предложить и, подумав, выбрать наиболее подходящие к конкретной теме методы и средства исследования. Например, в последней работе были использованы методы эмпирического уровня: анкетирование одноклассников, старшеклассников, родителей. Ребёнок с помощью учителя предложил ряд вопросов, договорился с классными руководителями, сходил на классный час и провёл анкетирование. Но особое отношение у моих детей к интервью, где мы обычно используем аудио и видео записи. Методы экспериментально-теоретического уровня тоже вызывают неподдельный интерес. Очень часто мы берём моделирование. Например, в работе «Мечты и реальность. Появится ли наш Няндомский арбат» автор исследовательской работы вместе с одноклассниками смоделировали из пластилина объёмный макет будущей преображённой улицы Леваневского.

Методы теоретического исследования (анализ, синтез, обобщение) дети используют при обобщении материала. Особое внимание следует уделить описанию работы. Этот кропотливый и очень ответственный этап требует сосредоточенности и ответственности. Задача учителя на этом этапе: подержать ребёнка, заставить поверить в свои силы. Именно на этом этапе «Силы заканчиваются». Заключительный этап: выступление, требующее особой психологической подготовки. Научному руководителю на данном этапе необходимо помочь отработать навыки публичного выступления. Умение владеть аудиторией – навык необходимый. Перед публичным выступлением мы неоднократно отрабатываем выступление, предлагая выслушать нас одноклассникам, детям из параллельных классов.

Итак, дети с удовольствием окунаются в мир науки. Они любознательны, им всё хочется потрогать, попробовать, рассмотреть, изучить принцип работы механизмов. Это врождённые исследовательские качества, данные природой. Задача учителя не мешать, а помочь ребёнку вовлечься в собственный творческий исследовательский поиск. Каждый вывод, сделанный ребёнком самостоятельно, помогает сформировать адекватную самооценку, почувствовать себя полноценной личностью.

Библиографический список

1. Дубова М.В. Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. - М. Баллас, 2008.

2. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекомендации для учителя. Проекты. Автор составитель В.Ф. Феоктистова. - Издательство "Учитель" Волгоград, 2010.

3. Лынова М.А. «Исследовательская деятельность учащихся младшего школьного возраста». http://festival.1september.ru/articles/610676.

4. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. Журнал «Директор школы».– М: «Сентябрь», 2003, №8.

5. Смолкина Е.В. Исследовательская деятельность учащихся как средство реализации личности в общеобразовательном пространстве. Журнал «Начальная школа» №2, 2007.

6. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Пособием для учителя. - Самара: Издательство "Учебная литература".

7. Савенков А. И. “Учебное исследование в начальной школе”, журнал “Начальная школа” – 2000 г. - №12 – с. 101-108.