Высшая школа делового администрирования
Публикации
2020 (№ 3-16)

Зайтова Р.И. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Зайтова Регина Изгаровна
учитель начальных классов, Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа с. Старокучергановка", с. Линейное

Библиографическое описание: Зайтова Р.И. Экологическое воспитание учащихся начальных классов // Современная начальная школа. 2020. № 15. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/15.pdf.

В условиях современного сильного и разностороннего антропогенного воздействия на природную среду России всё более возрастает значение экологического образования младших школьников. Резкое ухудшение экологической обстановки в мире, угрожающей жизни цивилизации на Земле, вызывает необходимость модернизации, обновления всей системы учебно-воспитательной работы в школе, направленной на воспитание, обучения поколения, способного к рациональному природопользованию, к гармонизации своих отношений с окружающей средой.

Начальная школа - важнейший этап интенсивного накопления знаний об окружающем мире, развития многогранных отношений младшего школьника к природному, социальному окружению, способствующих становлению личности, формированию экологической культуры. От правильно построенных взаимоотношений человека с природой зависит многое, в том числе и благополучие самого человека. Бережное отношение к природе должно стать нормой поведения людей. Ребёнку надо с детских лет внушать, что любить природу - значит творить добро, и заставлять задумываться над тем, что можно сделать над тем, чтобы наша земля стала краше, зеленее, богаче.[1]

С первых дней пребывания детей в школе не упускаю ни одной возможности на любом уроке, чтобы использовать её для воспитания и бережного отношения к природе.

Давая знания о разумном природопользовании, считаю, что воспитываю человека - гражданина, ведь экологическое образование - элемент общего образования.

Совершая экскурсию в первые дни пребывания первоклассников в школе, обращаю их внимание на красоту осенних цветов, деревьев, напоминаю, что к растениям надо относиться бережно. И в нашем классе много комнатных растений, которые украшают его. Напоминаю, что за цветами надо тщательно ухаживать.

Уже в букварный период при изучении звука и буквы Г провожу беседу о грибах, рассказываю о том, как правильно собирать их, предупреждаю, что нельзя без надобности сбивать ядовитые грибы - они служат лекарством для некоторых животных.

Знакомя детей с насекомыми, рассказываю о той большой пользе, которую приносят муравьи: истребляют вредителей леса.

В Азбуке есть картинка, на которой изображены перелётные и зимующие птицы. В беседе обращаю внимание на то, как трудно птицам добывать корм зимой, говорю, как помочь птицам в это время. Некоторые дети рассказывают, что уже подкармливают птиц. К концу декабря провожу внеклассное занятие на тему: «Кто живёт в зимнем лесу». Цель его – познакомить детей с зимующими птицами, воспитать желание заботиться о них. Учащиеся рассказывают о зимующих птицах, о том, какую пользу они приносят. На занятия ребята приносят кормушки, изготовленные вместе с родителями, читают стихи, поют песни о зимней природе. После занятия дети развешивают кормушки возле своих домов.

Многие дети рассказывают, что рвут в лесу ландыши, жгут на отдыхе с родителями костры, ловят бабочек и стрекоз. На уроках много говорим на эту тему, но еще провожу классный час, на котором рассказываю о «Красной книге» России и Астраханской области, о поведении в поле, на лугу, о бережном отношении к природе. Ребята готовят выставку плакатов по теме. [2]

В 1 классе на уроках чтения, а во 2 - 4 на уроках окружающего мира обязательно спрашиваю, какие изменения произошли в природе. Поэтому дети стараются быть внимательными, заметить малейшие изменения, обратить на это изменение внимание своих товарищей, если нужно оказать помощь природе. Эти качества со временем перерастают в постоянное чувство ответственности за всё живое, бережное, разумное отношение к природе в целом.

Экологическое воспитание можно осуществлять на всех уроках в начальной школе. На уроках чтения учащиеся не только упражняются в выразительном чтении стихов о природе, но и затрагивается эмоциональная сфера личности ребёнка. Уроки, на которых изучается материал, связанный с природой, строю так, чтобы художественное слово, картина и музыкальное произведение составляли единое целое с живой природой, увиденной на экскурсии, на прогулке в лес. Это развивает у детей творческое мышление, художественный вкус. Так, например, изучение текстов о весне, начинаю с прослушивания музыки из альбома П.И Чайковского «Времена года», короткого рассказа о композиторе. Затем рассматривают репродукции картин В. Саврасова, И.Левитана. Дети вспоминают увиденное и пережитое ими самими, сопоставляют свои ощущения с музыкой. На уроках звучат стихи Ф. Тютчева, А.Толстого, Жуковского, прозаические отрывки А. Чехова и других писателей.

На уроках математики, использую природоведческий материал, например, при решении задач:

1. «Сотни птиц гнездятся на территории Астраханской области. Все знают, какую большую роль они играют в охране природы от вредных насекомых. Подсчитано, одна пара синиц приносит птенцам за день около 300 гусениц, дятлы в 3 раза больше, чем синицы, а скворцы в 5 раз больше синиц. На сколько больше гусениц приносят своим птенцам скворцы, чем дятлы?» 2. «Мы поплывём на плоту вниз по течению реки Волги 200км. Сколько дней займёт наше путешествие, если мы будем плыть по 10 часов в день, а скорость течения реки 2 км/ч?» Решая подобные задачи, ребята не только закрепляют умение решать задачи, но и знакомятся с богатством родного края, учатся бережно относиться к его природе.

И, конечно, огромная роль в экологическом воспитании учащихся принадлежит урокам Окружающего мира. Именно на этих уроках дети постоянно убеждаются, что нельзя рассматривать объекты природы отдельно - в природе всё связано. Например: тема «Снег и лёд». Важно не только назвать свойства вещества, но главное показать их значение в природе, в жизни людей. А для этого каждое понятие наполнить содержанием. С этой целью традиционные задания можно дополнить следующими вопросами:

-Что значит рыхлый, плотный? Объясни, как понимаешь? С помощью следующих вопросов подвести учащихся к выводу, какое значение это качество снега имеет для живых организмов (растений, животных). – Что общего между снегом и льдом? При каких условиях образуется снег? Лёд? Почему под снегом тепло? Лёд прозрачный. А какое это имеет значение для жизни растений и животных водоёмов? Постепенно в сознании формируется понимание того, что всё в окружающем мире взаимосвязано и взаимозависимо. К правильному выводу ученики приходят сами: нельзя бездумно уничтожать животный и растительный мир.[3]

Большую роль в изучении природы играют внеклассные мероприятия: экскурсии, походы, КВН, праздники на экологическую тему. Все перечисленное расширяет кругозор, формирует внутренний мир ребенка, воспитывает в нем добрые чувства, учит бережному отношению к природе.



Библиографический список

1. Алексеев С.В., Симонова Л.В. Идея целостности в системе экологического образования младших школьников. // НШ. - 1999. - №1. С. 19-22.

2. Бабанова Т.А. Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками. М.: Просвещение, 1993,3. Барышева Ю.А. Из опыта организации экологической работы. // НШ. - 1998. №6. С. 92-94.

3. Вершинин Н.А. Воспитание у младших школьников любви к природе родного края, интереса к природоведческих занятиям. // НШ. - 1998. - №10. С. 9-11.