Высшая школа делового администрирования
Публикации
2022 (№ 32-43)

Самсонова И.Н., Воронкова С.А. ТЕХНОЛОГИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Библиографическое описание:
Самсонова И.Н., Воронкова С.А. Технология личностно-ориентированного обучения в начальной школе // Современная начальная школа. 2022. № 9 (40). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2022/40.pdf.

На современном этапе развития общества перед школой стоит задача всестороннего развития личности ученика. Следовательно, обучение уже в начальной школе должно носить личностно – ориентированную направленность. Перед учителем стоит цель - формирование свободной и творческой личности. Такую цель ставим и перед собой.

В начальных классах очень важно развить личность младшего школьника, его познавательные и созидательные возможности через включение в учебную деятельность, развить его учебную самостоятельность.

Это возможно при условии, что совместная деятельность учителя и учеников строится на основе:

1) признания приоритета личности перед коллективом;

2) в учебном сообществе существуют гуманистические взаимоотношения, через которые каждый ученик должен осмыслить себя полноправной личностью и при этом ученик должен научиться видеть и уважать личность в других;

3) ученик располагает установленными правами, которые священны для учителя (иметь собственное мнение, особенно при анализе литературных произведений и оценивании исторических событий; получать разъяснения по поводу выставленной оценки и т.д.);

4) отказа от ранжирования детей на «сильных» и «слабых» учеников, понимание того, что все дети разные, каждый умеет и знает что-то лучше других (отсюда - признание важности каждого учебного предмета, в какой-либо учебной дисциплине ученик обязательно себя проявит с лучшей стороны);

5) правило «минимум отметок – максимум оценок» (отметка выставляется не за какое-то одно слово, действие, небольшое задание, а за систему действий, завершенность работы; при этом оценивается или самооценивается словесно, вербально и т.д. очень многое: скорость выполнения задания, полнота, оригинальность и многое другое);

6) учебный процесс проходит результативнее тогда, когда больше высказываются и рассуждают ученики (прописная истина, о которой много говорят, но это очень трудно реализовать в учебной деятельности; учу детей правилам ведения диалога, грамотному и понятному для окружающих оформлению высказываний, учу слушать и слышать одноклассников в процессе обсуждения – это едва ли не самое трудное);

7) переход от алгоритма «я тебя учу» к алгоритму «мы с тобой вместе учимся» и «мне интересно, что ты думаешь о …», «я тебе помогаю»

8) не знать что-либо не стыдно – стыдно не пытаться думать;

9) ученик имеет право на личную образовательную траекторию, ребенок учится не для учителя и родителей, а для того, чтобы уже сейчас занимать и тем более занять в будущем свое достойное место в жизни общества (важно говорить «это нужно тебе», «тебе это пригодится», «если ты не узнаешь этого, то не сможешь…»)

Считаем, что способ существования ребенка в пространстве личностно-ориентированного образования – это исследовательский поиск и творчество. Но духовные, физические, интеллектуальные возможности детей еще невелики, чтобы самостоятельно справляться с творческими задачами обучения и жизненными проблемами. Ребенку требуются педагогическая помощь и поддержка.

Урок выстраиваем по такой схеме:

1. Целеполагание.

Цель — развитие учащегося, создание таких условий, при которых на каждом уроке формировалась учебная деятельность, которая превращала бы его в субъекта, заинтересованного в учении, саморазвитии. На уроке постоянный диалог: учитель — ученик.

2. Деятельность учителя.

Выступаем, как организаторы учебной деятельности, в которой ученик основывается на общие наработки и ведёт самостоятельный поиск. Ученик — центральная фигура. Сознательно создаём ситуацию успеха, сопереживаем, поощряем.

3. Деятельность ученика.

Субъектом деятельности учителя является ученик. Деятельность идёт не от учителя, а от самого ребёнка. Применяем методы проблемно — поискового и развивающего характера.

4. Отношения «учительученик». Организуя работу каждого, работая со всем классом, стремимся к созданию условий для развития личностных возможностей учащегося, включая развитие его рефлексивного мышления и собственного мнения.

Структура урока подвижна и ситуативна.

На своих уроках применяем разные формы работы, одна из них групповая работа. Ребята учатся вместе работать, учиться, творить, всегда быть готовыми прийти на помощь друг к другу.

Терпеливо шаг за шагом приучаем своих учеников:

-взаимодействовать в группе с любым партнёром или партнёрами;

-вежливо и доброжелательно общаться;

-испытывать чувство ответственности не только за собственные успехи, но и за успехи своих партнёров, всего класса;

-полностью осознавать, что совместная работа в группах - это серьёзный и ответственный труд.

Также используем работу в парах. Задание дети выполняют либо вариативно, потом проверяя друг друга, либо вместе в паре. Этот вид работы хорош на уроке, когда дети, прослушав товарища, могут поддержать в беседе, либо задать ему вопросы.

При подборе материала на урок опираемся на знания и умения каждого ученика, готовим карточки для сильных и слабых учащихся, используем тестовые задания.

Не сразу и не все справляются с работой, но постепенно усложняя задания, добиваемся того, что ребенок, ранее не справлявшийся с работой выполняет несколько заданий.

На уроках используем разноуровневые задания.

Хотим показать, как на разных уроках применяем задания разного уровня сложности

1. Русский язык и литературное чтение.

Для индивидуальной работы по русскому языку и литературному чтению предлагаем детям карточки.

Образцы карточек:

интересная

тяжёлая

плетёное

сладкая

бежал

склеил

лукошко

коробку

вприпрыжку

ягодка

повозка

сказка

1.Подбери к словам левого столбика подходящие по смыслу слова из правого столбика.

2.Запиши получившиеся пары.

3.Подчеркни согласную, которую надо проверить.

4.С одним из словосочетаний составь и запиши предложение.

(1-2 задания для 1-ой группы,

1-3 задания для 2-ой группы,

1-4 задания для 3-ей группы)

Берёза, лес, лист, ель, поле.

1.Для чего служат суффиксы?

2.С какими суффиксами можно записать данные слова?

3.С каждым словом запиши ряд однокоренных слов.

4.Запиши одно-два предложения с понравившимися тебя словами.

(1-2 задания для 1-ой группы,

1-3 задания для 2-ой группы,

1-4 задания для 3-ей группы)

Индивидуальные разноуровневые задания для осуществления контроля за усвоением изученного.

У-1 (с низким уровнем развития)

Выпиши глаголы в неопределенной форме, определи их спряжение.

Бежал, поет, пить, гуляет, ходить, думает, слетать, выучить, смеяться, говорим, брать.

У-2 (со средним уровнем развития)

В первый столбик выпиши глаголы, обозначающие, как передвигаются люди. Во второй - глаголы, обозначающие, как передвигаются животные. В третий - глаголы, относящиеся к учению. Определи их спряжение.

Ходить, бегать, ползать, плавать, порхать, летать, учить, считать, писать, читать.

У-3 (с высоким уровнем развития)

К устойчивым сочетаниям подберите близкий по значению глагол, напишите его в неопределенной форме, определите спряжение.

Гладить по головке -..., повесить голову -..., зарубить на носу -..., бить баклуши -... класть зубы на полку -....

Работа над сочинением

У-1 (с низким уровнем развития)

Составить рассказ с помощью опорных слов - не обязательно использовать все слова, при желании добавить свои (Зимушка, ветки, пришла, рассыпала, укрыла, хлопья, голые, хруст, снеговые, снежинки, танцуют, свежий, чистый, прохладная, белая).

У-2 (со средним уровнем развития)

Прочитать рассказ, вставить пропущенные буквы и озаглавить рассказ.

Наступила кр_савица з_ма. Ст_ят м_розные деньки. (С) ни_кого неба на землю л_тят пуш_стые сн_жинки. Д_рев_я закуталис_ (в) белые снежные п_крывала.

У-3 (с высоким уровнем развития)

Пишут сочинение по плану. 1-2 предложения – ответа на каждый вопрос плана.

Прочитай план. Запиши 1-2 предложения на каждый вопрос, чтобы получился связный текст.

План.

1. Какое время года наступило?

2. Какая погода зимой?

3. Какие стоят деревья?

4. Как живут зимой звери и птицы?

5. Какие любимые игры детей в зимнее время?

6. Нравится ли тебе зима?

2.Математика

На уроках математики используем разноуровневые задания: реши разными способами, найди рациональный способ, сравни и оцени два подхода, измени вопрос задачи.

Тема: «Числа 21 – 100».

На доске записаны примеры:

56 – 30 37 + 60

42 + 7 30 – 8

29 – 15 50 – 24

№1

Реши примеры.

№2

Составь примеры с обратными действиями.

№3

Дополни каждый пример вторым действием так, чтобы в ответе получилось 100.

Тема: «Нахождение периметра прямоугольника».

№1

Длина прямоугольника равна 8 см, ширина 4 см. Найди периметр прямоугольника.

№2

Длина прямоугольника равна 8 см, а ширина в два раза меньше. Вычисли периметр прямоугольника разными способами.

№3

Длина прямоугольника равна 8 см, а ширина 4см. Вычисли периметр прямоугольника. Начерти другие прямоугольники с таким же периметром.

№4

Прямоугольник, длина которого равна 8 см, а ширина 4 см, Таня обложила вокруг счётными палочками. Длина каждой палочки равна 2 см. сколько таких палочек потребовалось?

Предложение выбора задания способствует созданию для ученика ситуации успеха.

Овладение уровневым подходом даёт возможность осуществлять диагностику и следить за динамикой интеллектуального развития учащихся.

По данной технологии работаем на протяжении четырех лет. Применяем её на уроках русского языка и математики, окружающего мира, литературного чтения. Особенно эффективно применение данной технологии на уроках закрепления и повторения учебного материала, где большая часть учебного времени отводится самостоятельной работе. Хотя дети и работают самостоятельно по своему плану, каждое задание проверяется, либо по «ключу», либо это взаимопроверка в парах, в группах. Уровень заданий усложняется׃ от репродуктивных в начале урока к творческим к концу урока. После выполнения каждого задания учащиеся дают оценку.

Конечно, хотелось бы сказать о преимуществах технологии личностно-ориентированного обучения.

Во-первых, данная технология является адаптационной к возможностям каждого ученика.

Во-вторых, она универсальна, т.к. учитель параллельно может использовать игровые технологии, проблемное обучение.