Высшая школа делового администрирования
Публикации
2020 (№ 3-16)

Новичкова Е.П. КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО КОНСТРУИРОВАНИЮ ИЗ КОНСТРУКТОРА «FANCLASTIC САМОЛЁТ»

Новичкова Екатерина Петровна
учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти "Школа № 26 имени Героя Советского Союза В.И. Жилина", Самарская область, г. Тольятти

Библиографическое описание: Новичкова Е.П. Конспект занятия по конструированию из конструктора «Fanclastic Самолёт» // Современная начальная школа. 2020. № 12. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/12.pdf.

Конспект рассчитан на 2 занятия.

Цели и задачи:

Закрепить представление о различных видах самолётов, о том, что их строение зависит от функционального назначения (пассажирский, военный, спортивный). Научить комбинировать детали. Совершенствовать умения детей создавать конструкцию, используя карту сборки. Развивать умение анализировать (постройку, конструкцию, выделяя характерные особенности конструкции. Формировать познавательный интерес к конструированию из фанкластика. Развивать мелкую моторику.

Регулятивные УУД, на формирование которых нацелена данная образовательная программа:

– Принимать и сохранять учебную задачу;

– Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

– Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

– Оценивать правильность выполнения действия;

– Различать способ и результат действия;

– Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Познавательные УУД, на формирование которых нацелена данная образовательная программа:

– Осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

– Использовать знаково символи-ческие средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;

– Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

– Строить сообщения в устной и письменной форме;

– Ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

– Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

– Синтезировать (составление целого из частей);

– Устанавливать причинно след-ственные связи в изучаемом круге явлений;

– Рассуждать в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Коммуникативные УУД, на формирование которых нацелена данная образовательная программа:

– Адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации;

– Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

– Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Ход занятия

Загадка.

Отгадай-ка, кто имеет

Серебристых два крыла?

Быстро он летать умеет –

Не догонит и стрела.

Он летает высоко,

Он летает далеко.

И гудит, когда летит.

На земле сидит – молчит. (Самолет)

Дети рассматривают картинки с разными видами самолётов.

-Ребята, что изображено на этих картинках?

Ответы детей.

- Правильно, это самолёты. Есть много профессий, связанных с самолётами. Какие вы знаете?

-Ответы детей (лётчик, пилот, стюардесса).

-Верно. Ещё есть профессия авиаконструктора. Как вы думаете, кто это такой?

Рассуждения детей.

- Авиаконструктор- это человек, который конструирует самолёты. Это очень интересная и нелёгкая профессия. Для того, чтобы им быть, нужно много знать о самолётах.

А вы знаете какие бывают самолёты?

Отгадайте загадки:

1. Времени совсем уж нет,

Покупай быстрей билет.

Хочешь совершить полёт,

Быстрей садись на … (Самолёт пассажирский).

2. Самолёт стоит на взлёте,

Я готов уж быть в полёте.

Жду заветный тот приказ,

Защищать, чтоб с неба вас! (Военный самолёт).

3. В небо птицей он взлетает,

Белый видно фюзеляж,

След на небе оставляет,

Круто делая вираж. (Самолет спортивный)

Военный самолет. Один летчик и нет места для пассажиров, а в низу у него прикреплены ракеты. Имеет две кабины: в одной сидит летчик, а во второй, за летчиком сидит штурман, он подсказывает куда лететь. У военного самолета нет иллюминаторов.

Отличия военного самолета от пассажирского: кабина и иллюминаторы.

Грузовые самолеты. Нет иллюминаторов. Нос и хвост открываются наружу, как будто это двери. В него могут поместится и другой самолет поменьше, и автобус, и танк, и несколько вертолетов, и вагоны поезда. Что перевозят грузовые самолеты?

Самолеты-заправщики. Почему они так называются?

Они помогают другом самолетом набрать горючее прямо в полете, не садясь на землю.

Учебные самолеты. Почему они так называются?

На этих самолетах учатся летать. Они очень маленькие, в них только два места: для летчика- инструктора и летчика, который учится управлять самолетом.

Спортивные пилотажные самолеты. Одно место для летчика-спорт-смена, на нем он показывает фигуры высшего пилотажа.

Гидросамолеты и самолет-амфибия. Первому не нужна взлетно-посадочная полоса он может сесть на воду. Амфибия- это существа, которые могут жить и в воде, и на воздухе. Что касается самолета- амфибии он может взлетать и с земли, и с воды, поэтому его так и назвали. Дно у такого самолета как у лодки, но у него есть и колеса (шасси), как у обычного самолета.

Функциональное назначение различных самолетов:

· Военные самолеты нужны чтобы защищать родину от врагов. Это могут быть истребители, бомбардировщики, разведчики, штурмовики, десантные, заправщики.

· Грузовые самолеты перевозят грузы.

· Пассажирские самолеты перевозят людей и их багаж.

· Спортивные самолеты участвуют в соревнованиях.

· Учебные самолеты используются для обучения полету летчиков и штурманов.

· Сельскохозяйственные самолеты обрабатывают поля с урожаем и защищают их от вредителей.

· Метеорологические самолеты — исследуют облака, тайфуны, влияют на погоду (вызывают дожди или прекращают их, разгоняя облака).

· Санитарные и спасательные самолеты — перевозят больных и раненых, оказывают помощь пострадавшим людям.

· Пожарные самолеты — тушат лесные пожары.

· Экспериментальные самолеты и самолеты — летающие лаборатории — служат для испытания новых конструкций и двигателей.

- Все они очень разные. Их размеры и форма зависят от назначения. Но у всех самолётов есть основные части. Как вы думаете, какие? Ответы детей.

- Самолёты состоят из корпуса, крыльев, хвоста и шасси. Давайте ещё раз рассмотрим самолёт. (Дети показывают части самолёта и называют их).

Теперь мы немало знаем о самолётах. Проверим наши знания?

- За штурвалом сидит? (пилот)

- У самолёта есть два? (крыла)

- Самолёт состоит из? (корпуса, крылья, хвост, шасси)

- Самолёт, перевозящий пассажиров, называется? (пассажирский)

- В салоне самолёта работают несколько? (стюардесс).

- Ребята, давайте представим себя авиаконструкторами, которые работают в конструкторском бюро. Перед тем, как построить самолёт, делают его схему, чертежи. Поэтому, разделимся на две команды, и приступим к работе.

Для начала начертим самолёт на бумаге. Каждая команда будет строить свой, особенный самолёт. А потом расскажет нам о своём творении.

Перед тем как приступить, сделаем разминку:

Руки в стороны - в полёт

Отправляем самолёт

Правое крыло вперёд,

Левое крыло вперёд.

Раз, два, три, четыре-

Полетел наш самолёт!

Товарищи, пройдёмте в конструкторское бюро и начнём работу.

Дети активно работают над схемами.

- Ребята, чертежи готовы. Теперь давайте построим самолёты из конструктора фанкластик.

Работа детей.

- Вы очень хорошо поработали! Получились отличные самолёты! Пусть капитаны команд расскажут нам о них.

Дети представляют свои работы.

На втором занятии детям предлагается выполнить готовую модель самолета. Для этого используется видеоматериал. После этого устраивается выставка авиамоделей.

- Спасибо! Уважаемые коллеги - авиаконструкторы, спасибо большое за работу!