Библиографическое описание:
Ильина Н.В. ОСОБЫЙ РЕБЕНОК. КАК НАУЧИТЬ ЧИТАТЬ? // Современная начальная школа. 2023. № 12 (55). Часть 1. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2023/55-1.pdf.
Аннотация: Данная статья посвящена проблеме обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Автор делится опытом использования в педагогической деятельности методами и приемами обучения чтению детей с ОВЗ, учитывая следующие факторы: вид нарушений, время возникновения дефекта, степень социализации обучаемого. Данную статью можно рекомендовать для прочтения учителям начальной школы, педагогам-логопедам, психологам.
Ключевые слова: дети с ОВЗ, обучение чтению, методы обучения, слабовидящие обучающиеся с легкой степенью умственной отсталости.
Особый ребенок. Как научить читать?
Чтение – это один из важных навыков необходимый ребенку для дальнейшего нормального развития и получения знаний. Особенно важно научить читать для детей с ограниченными возможностями здоровья. Своевременное и качественное овладение этим навыком позволяет ребенку адаптироваться в окружающем мире и преодолеть, либо минимизировать, отклонения в развитии.
В процессе обучения чтению могут возникнуть проблемы даже у совершенно здоровых детей. Тем более особого внимания требует работа с ребенком, имеющим ОВЗ. При выборе метода обучения детей с ОВЗ чтению, необходимо учитывать следующие факторы:
Вид нарушений. Глухота, слабое зрение, нарушение опорно-двигательной системы или тяжелые хронические заболевания, задержка развития психики, требуют совершенно разных программ обучения.
Время возникновения дефекта. Следует учитывать, что у детей с врожденными отклонениями иначе формируется восприятие окружающего мира. Степень дефекта. Сильные, средние либо слабовыраженные отклонения, также требуют различных подходов в обучении.
Степень социализации. Условия жизни, родительское воспитание, общение со сверстниками, - немаловажные факторы, влияющие на успешность образовательного процесса. В настоящее время специалистами разработано множество различных методик обучения чтению детей с различными нарушениями развития.
В этом году мне предложили работать с ребёнком слабовидящим (вариант 4.3), кто не знает, вариант 4.3 предназначен для образования слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). У мальчика нет достаточно развитых способностей к контролю и самоконтролю собственного поведения, что является следствием нарушения взаимосвязи между познавательными и эмоциональными процессами или мышлением и эмоциями. Поэтому физкультминутки, которые провожу на занятиях с детьми общеобразовательного класса, я исключила полностью. Так как возбудившись, ребенок начал проявлять признаки агрессии (щипаться, кусаться, царапаться), а потом долгое время не мог настроиться на работу. Вместо физкультминуток, проводим занятия, сменяя обстановку: класс мысленно делим на зоны: зона чтения, зона игры, зона письма, зона просмотра видео уроков, мультфильмов. Начинали с видео уроков «Тетушки Совы», но быстро пришла к выводу, что просмотренная информация не откладывалась в голове. Уроки учеником воспринимались как просмотр обычных мультфильмов.
Следующим шагом стало расширение словарного запаса обучающегося: при помощи детских игрушек (звери, домашние животные) познакомила с понятиями «предмет и признак предмета», «родители и детеныши», также при помощи наглядных примеров познакомились с антонимами – «большой – маленький», «чистый – грязный», низкий – высокий», «правый – левый» и т.д. На занятиях с подопечным использую:
- Чистоговорки: проговорить чистоговорку, четко произнося слоги с данным звуком.
- Скороговорки: произнести четко и без ошибок предложенные варианты скороговорок.
- Пословицы и поговорки: объяснить смысл предложенных пословиц и поговорок.
- Игру «Наборщик»: из букв предложенного слова надо составить как можно больше слов с заданным звуком.
- Анаграммы: переставить предложенный набор букв и получить слово (или новое слово).
- Лесенку слов: подобрать слова, которые начинались бы с данной буквы, но каждое следующее слово было бы на одну букву длиннее предыдущего.
С учетом физиологических и психологических особенностей обучающегося была составлена адаптированная образовательная программа.
Память развиваю следующим способом: развешиваю по классу слова не более 10, подходя, каждое слово проговариваю четко и громко, а затем, назвав то или иное слово, которое есть на стене, прошу ребенка подойти к этому слову. Подобный тип заданий близок к методике обучения чтению целыми словами (его еще называют "глобальное чтение") в нашей стране часто связывают с именем Глена Домана (врач (нейрофизиолог) из Америки). Положительный результат у нас не получился, так как во время занятия обучаемый должен быть сосредоточен и не отвлекаться, не смотреть по сторонам, а только на вас; занятия должны осуществляться по строгому разработанному порядку; при проведении занятий нельзя делать перерывы. А мой ученик подвержен резкой смене настроения. На первых занятиях приходилось пододвигать парту к стене, а самой присаживаться рядом, чтобы исключить ненужное брождение по классу, т.к. мой подопечный мог встать и ходить по классу, прося его догнать или пересаживался с парты на парту. Через две недели подобная мера «зажимания ребенка в кольцо» уже не пригодилась. Он понял, что ходить только можно тогда, когда просит учитель.
У мальчика наблюдается низкий уровень активности и познания, ее непосредственные потребности и эмоциональные проявления не подчинены мышлению и, следовательно, не осознаются и не регулируются самим ребенком. Поэтому настраиваться на работу порой приходится достаточно долго.
Обучающийся больше фиксируется на самой игре и порой, устанавливает свои правила, пытается манипулировать. Именно поэтому приходится постоянно в ненавязчивой форме, учитывая возможности ребенка, объяснять правила и нормы сюжетно-ролевой игры, чтобы получать обратную связь от ребенка (уточнение, как он их воспринимает и понимает). При этом устанавливая правила игры, необходимо прислушиваться к мнению ребенка. Например, когда ученик не хочет открывать учебник и читать, предлагая мне отгадать загадки, в свою очередь и я соглашаюсь на его условия, добавив свои. Если отгадываю я, то прощу ученика выполнить любой вид работы, запланированный на занятие, если выигрывает Арсений, тогда он выбирает тот вид, работы, который ему интересен (найти и раскрасить букву, слепить букву, обвести по контуру, дописать элементы букв, назвать позицию звука в слове, раскрасить предметы, начинающиеся на заданную букву и т.д.). Игра обеспечивает формирование самооценки ребенка. Таким образом, обучение чтению воспринимается как некая игра по правилам.
Принято считать, что у людей, утративших одно из чувств, в данном случае зрение, усиливаются другие чувства, как правило, слух. В данном случае из-за поражения некоторых отделов головного мозга, у учащегося преобладает образное мышление. Трудности возникали первые несколько занятий, так как сложно было понимать то, что говорил ребенок. Только прислушавшись к тому, что он говорит, можно работать. Поскольку у него отчетливо выражены нарушения речи. Наблюдая за словарным запасом и лексико-грамматическим значением слов, которые употреблял в свое речи ученик, отметила, что у него встречаются значительные трудности в употреблении слов и образных выражений, часто происходило смешение и не расчленение словесного определения предмета и явления действительности.
Есть мнение, что звуковой метод больше подходит левополушарным детям. Чтобы пройти путь от звука к букве, слогу, слову, мозгу требуется помощь именно левого – аналитического полушария. Правое, отвечающее за образы, задействовано мало. В ходе работы с учеником было определено, что у него преобладает правое полушарие (ребенок левша), и звуковой метод вызывает трудности, но тем не менее в комплексе с методом «чтения целых слов» дает положительный результат.
Складовый метод базируется на идее, что мельчайшим элементом чтения является не отдельная буква и не ритмический слог, а короткий звуковой склад (в педагогической литературе звуковой склад чаще называют "слог-слияние" или "открытый слог"). В складовом методе ребенок должен заучивать не только отдельно "Б" и отдельно "А", проблема слияния отпадает сама собой,-но также сразу и слитный звуковой склад «БА», а вместе с этим отпадает и долгий подготовительный этап, присущий аналитико-синтетическому методу. Николай Зайцев, первым предложивший складовый метод обучения, заменил абстрактные теоретические понятия более понятными ребенку образами в виде "золотых", "железных" и "деревянных" кубиков большой и маленькой величины, и с самого первого занятия погрузил детишек в подвижный, деятельный процесс составления слов. Этот метод в обучении чтению с моим подопечным дал положительный результат: за полгода с изученными буквами ученик читает слова, состоящие из 3-4 букв.
Совсем не пользуюсь на занятиях буквосослагательным методом, которым пользуются большинство родителей, чем создают большие трудности не только для ребенка начинающего читать, но и для учителя, которому сложно его переучить. Принцип его прост, и потому он кажется удобным: сначала ребенок заучивает названия букв, а затем пытается соединить их в слоги и в слова. Несмотря на кажущуюся простоту, метод этот алфавитные названия букв "Бэ" и "А"-срабатывает у многих детей с огромным трудом никак не хотят в сознании ребенка соединяться в слитное "БА".
Также не эффективен в моем случае и метод аналитико-синтетический, суть которого состоит в том, что еще перед знакомством с буквами дети сначала учатся делить устные слова на слоги, затем делят слоги на фонемы, затем заучивают наизусть, какие фонемы являются гласными или согласными, твердыми или мягкими, звонкими или глухими, затем учатся из красных, синих и зелёных фишек составлять схемы слов, и только потом переходят непосредственно к чтению и к письму.
Вывод. Чтение является важным и жизненно необходимым навыком для учащихся. Однако, как показывает практика, навык полноценного чтения формируется у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с легкой умственной отсталостью медленно и с большим трудом. Сказать однозначно какой методикой обучения чтению детей с ОВЗ пользоваться или не пользоваться нельзя, так как в каждой есть свои положительные и отрицательные стороны. Некоторые авторы соединили в своих методиках элементы и принципы разных методов. Остается сказать, что выбор остается за педагогом.
Ильина Н.В. ОСОБЫЙ РЕБЕНОК. КАК НАУЧИТЬ ЧИТАТЬ? // Современная начальная школа. 2023. № 12 (55). Часть 1. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2023/55-1.pdf.
Аннотация: Данная статья посвящена проблеме обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Автор делится опытом использования в педагогической деятельности методами и приемами обучения чтению детей с ОВЗ, учитывая следующие факторы: вид нарушений, время возникновения дефекта, степень социализации обучаемого. Данную статью можно рекомендовать для прочтения учителям начальной школы, педагогам-логопедам, психологам.
Ключевые слова: дети с ОВЗ, обучение чтению, методы обучения, слабовидящие обучающиеся с легкой степенью умственной отсталости.
Особый ребенок. Как научить читать?
Чтение – это один из важных навыков необходимый ребенку для дальнейшего нормального развития и получения знаний. Особенно важно научить читать для детей с ограниченными возможностями здоровья. Своевременное и качественное овладение этим навыком позволяет ребенку адаптироваться в окружающем мире и преодолеть, либо минимизировать, отклонения в развитии.
В процессе обучения чтению могут возникнуть проблемы даже у совершенно здоровых детей. Тем более особого внимания требует работа с ребенком, имеющим ОВЗ. При выборе метода обучения детей с ОВЗ чтению, необходимо учитывать следующие факторы:
Вид нарушений. Глухота, слабое зрение, нарушение опорно-двигательной системы или тяжелые хронические заболевания, задержка развития психики, требуют совершенно разных программ обучения.
Время возникновения дефекта. Следует учитывать, что у детей с врожденными отклонениями иначе формируется восприятие окружающего мира. Степень дефекта. Сильные, средние либо слабовыраженные отклонения, также требуют различных подходов в обучении.
Степень социализации. Условия жизни, родительское воспитание, общение со сверстниками, - немаловажные факторы, влияющие на успешность образовательного процесса. В настоящее время специалистами разработано множество различных методик обучения чтению детей с различными нарушениями развития.
В этом году мне предложили работать с ребёнком слабовидящим (вариант 4.3), кто не знает, вариант 4.3 предназначен для образования слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). У мальчика нет достаточно развитых способностей к контролю и самоконтролю собственного поведения, что является следствием нарушения взаимосвязи между познавательными и эмоциональными процессами или мышлением и эмоциями. Поэтому физкультминутки, которые провожу на занятиях с детьми общеобразовательного класса, я исключила полностью. Так как возбудившись, ребенок начал проявлять признаки агрессии (щипаться, кусаться, царапаться), а потом долгое время не мог настроиться на работу. Вместо физкультминуток, проводим занятия, сменяя обстановку: класс мысленно делим на зоны: зона чтения, зона игры, зона письма, зона просмотра видео уроков, мультфильмов. Начинали с видео уроков «Тетушки Совы», но быстро пришла к выводу, что просмотренная информация не откладывалась в голове. Уроки учеником воспринимались как просмотр обычных мультфильмов.
Следующим шагом стало расширение словарного запаса обучающегося: при помощи детских игрушек (звери, домашние животные) познакомила с понятиями «предмет и признак предмета», «родители и детеныши», также при помощи наглядных примеров познакомились с антонимами – «большой – маленький», «чистый – грязный», низкий – высокий», «правый – левый» и т.д. На занятиях с подопечным использую:
- Чистоговорки: проговорить чистоговорку, четко произнося слоги с данным звуком.
- Скороговорки: произнести четко и без ошибок предложенные варианты скороговорок.
- Пословицы и поговорки: объяснить смысл предложенных пословиц и поговорок.
- Игру «Наборщик»: из букв предложенного слова надо составить как можно больше слов с заданным звуком.
- Анаграммы: переставить предложенный набор букв и получить слово (или новое слово).
- Лесенку слов: подобрать слова, которые начинались бы с данной буквы, но каждое следующее слово было бы на одну букву длиннее предыдущего.
С учетом физиологических и психологических особенностей обучающегося была составлена адаптированная образовательная программа.
Память развиваю следующим способом: развешиваю по классу слова не более 10, подходя, каждое слово проговариваю четко и громко, а затем, назвав то или иное слово, которое есть на стене, прошу ребенка подойти к этому слову. Подобный тип заданий близок к методике обучения чтению целыми словами (его еще называют "глобальное чтение") в нашей стране часто связывают с именем Глена Домана (врач (нейрофизиолог) из Америки). Положительный результат у нас не получился, так как во время занятия обучаемый должен быть сосредоточен и не отвлекаться, не смотреть по сторонам, а только на вас; занятия должны осуществляться по строгому разработанному порядку; при проведении занятий нельзя делать перерывы. А мой ученик подвержен резкой смене настроения. На первых занятиях приходилось пододвигать парту к стене, а самой присаживаться рядом, чтобы исключить ненужное брождение по классу, т.к. мой подопечный мог встать и ходить по классу, прося его догнать или пересаживался с парты на парту. Через две недели подобная мера «зажимания ребенка в кольцо» уже не пригодилась. Он понял, что ходить только можно тогда, когда просит учитель.
У мальчика наблюдается низкий уровень активности и познания, ее непосредственные потребности и эмоциональные проявления не подчинены мышлению и, следовательно, не осознаются и не регулируются самим ребенком. Поэтому настраиваться на работу порой приходится достаточно долго.
Обучающийся больше фиксируется на самой игре и порой, устанавливает свои правила, пытается манипулировать. Именно поэтому приходится постоянно в ненавязчивой форме, учитывая возможности ребенка, объяснять правила и нормы сюжетно-ролевой игры, чтобы получать обратную связь от ребенка (уточнение, как он их воспринимает и понимает). При этом устанавливая правила игры, необходимо прислушиваться к мнению ребенка. Например, когда ученик не хочет открывать учебник и читать, предлагая мне отгадать загадки, в свою очередь и я соглашаюсь на его условия, добавив свои. Если отгадываю я, то прощу ученика выполнить любой вид работы, запланированный на занятие, если выигрывает Арсений, тогда он выбирает тот вид, работы, который ему интересен (найти и раскрасить букву, слепить букву, обвести по контуру, дописать элементы букв, назвать позицию звука в слове, раскрасить предметы, начинающиеся на заданную букву и т.д.). Игра обеспечивает формирование самооценки ребенка. Таким образом, обучение чтению воспринимается как некая игра по правилам.
Принято считать, что у людей, утративших одно из чувств, в данном случае зрение, усиливаются другие чувства, как правило, слух. В данном случае из-за поражения некоторых отделов головного мозга, у учащегося преобладает образное мышление. Трудности возникали первые несколько занятий, так как сложно было понимать то, что говорил ребенок. Только прислушавшись к тому, что он говорит, можно работать. Поскольку у него отчетливо выражены нарушения речи. Наблюдая за словарным запасом и лексико-грамматическим значением слов, которые употреблял в свое речи ученик, отметила, что у него встречаются значительные трудности в употреблении слов и образных выражений, часто происходило смешение и не расчленение словесного определения предмета и явления действительности.
Есть мнение, что звуковой метод больше подходит левополушарным детям. Чтобы пройти путь от звука к букве, слогу, слову, мозгу требуется помощь именно левого – аналитического полушария. Правое, отвечающее за образы, задействовано мало. В ходе работы с учеником было определено, что у него преобладает правое полушарие (ребенок левша), и звуковой метод вызывает трудности, но тем не менее в комплексе с методом «чтения целых слов» дает положительный результат.
Складовый метод базируется на идее, что мельчайшим элементом чтения является не отдельная буква и не ритмический слог, а короткий звуковой склад (в педагогической литературе звуковой склад чаще называют "слог-слияние" или "открытый слог"). В складовом методе ребенок должен заучивать не только отдельно "Б" и отдельно "А", проблема слияния отпадает сама собой,-но также сразу и слитный звуковой склад «БА», а вместе с этим отпадает и долгий подготовительный этап, присущий аналитико-синтетическому методу. Николай Зайцев, первым предложивший складовый метод обучения, заменил абстрактные теоретические понятия более понятными ребенку образами в виде "золотых", "железных" и "деревянных" кубиков большой и маленькой величины, и с самого первого занятия погрузил детишек в подвижный, деятельный процесс составления слов. Этот метод в обучении чтению с моим подопечным дал положительный результат: за полгода с изученными буквами ученик читает слова, состоящие из 3-4 букв.
Совсем не пользуюсь на занятиях буквосослагательным методом, которым пользуются большинство родителей, чем создают большие трудности не только для ребенка начинающего читать, но и для учителя, которому сложно его переучить. Принцип его прост, и потому он кажется удобным: сначала ребенок заучивает названия букв, а затем пытается соединить их в слоги и в слова. Несмотря на кажущуюся простоту, метод этот алфавитные названия букв "Бэ" и "А"-срабатывает у многих детей с огромным трудом никак не хотят в сознании ребенка соединяться в слитное "БА".
Также не эффективен в моем случае и метод аналитико-синтетический, суть которого состоит в том, что еще перед знакомством с буквами дети сначала учатся делить устные слова на слоги, затем делят слоги на фонемы, затем заучивают наизусть, какие фонемы являются гласными или согласными, твердыми или мягкими, звонкими или глухими, затем учатся из красных, синих и зелёных фишек составлять схемы слов, и только потом переходят непосредственно к чтению и к письму.
Вывод. Чтение является важным и жизненно необходимым навыком для учащихся. Однако, как показывает практика, навык полноценного чтения формируется у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с легкой умственной отсталостью медленно и с большим трудом. Сказать однозначно какой методикой обучения чтению детей с ОВЗ пользоваться или не пользоваться нельзя, так как в каждой есть свои положительные и отрицательные стороны. Некоторые авторы соединили в своих методиках элементы и принципы разных методов. Остается сказать, что выбор остается за педагогом.