Высшая школа делового администрирования
Публикации
2020 (№ 3-16)

Коршунова П.О. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕКСТОВЫХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СОЧИНЕНИЮ

Коршунова Полина Олеговна
учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3, п. Алтынай

Библиографическое описание: Коршунова П.О. Совершенствование текстовых умений у младших школьников в процессе обучения сочинению // Современная начальная школа. 2020. № 9. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/09.pdf.

Аннотация. В данной статье автор рассматривает процесс совершенствования текстовых умений у младших школьников в процессе обучения сочинению. В настоящее время остро стоит проблема выбора наиболее эффективных методов и приемов формирования текстовых умений у детей младшего школьного возраста. На современном этапе методики развития речи важную роль играет обращение к тексту как к коммуникативной единице. Главной задачей по развитию речи школьников является обучение детей правильному выражению своих мыслей в устной и письменной форме. При написании сочинений в начальной школе у детей развиваются навыки логичного, последовательного и грамотного изложения мыслей. В процессе работы над сочинением у младших школьников развивается речь, расширяется словарный запас и совершенствуется грамматический строй речи.

В статье описываются критерии диагностики сформированности текстовых умений у обучающихся четвертого класса и результаты данной диагностики: приведен качественный и количественный анализ сочинений школьников. По результатам диагностики предлагается комплекс упражнений, направленный на формирование текстовых умений у младших школьников. Дано описание блоков упражнений комплекса.

Ключевые слова: младший школьник; текстовые умения; совершенствование текстовых умений; связная речь; диагностика сформированности текстовых умений; комплекс упражнений.

В последнее время возрастает интерес к изучению методики развития устной и письменной речи. В сфере преподавания родного языка на смену грамматическому направлению приходит коммуникативное, и на первое место выходит обучение родному языку как средству общения. Проблема развития речи школьников была актуальна всегда, она рассматривалась в трудах различных ученых (Леонтьев А. А., Лурия А. Р., Зимняя И. А., Выготский Л. С., Жинкин Н.И. и др.).

Исследователи Выготский Л.С. и Лурия А.Р. при изучении речи и мышления показали, что все психические процессы у ребенка развиваются с прямым участием речи [2].

Также остро стоит проблема выбора наиболее эффективных методов и приемов формирования текстовых умений у детей младшего школьного возраста. На современном этапе методики развития речи важную роль играет обращение к тексту как к коммуникативной единице.

Систематическая работа над связной речью, а также над понятием «текст» формирует коммуникативные и текстовые умения детей. Методы и приемы такой работы рассматривали в своих трудах Львов М. Р., Закожурникова М. Л., Ладыженская Т. А. и др.

В ФГОС второго поколения говорится о том, что в результате изучения предметов в начальной школе выпускники приобретут первичные навыки работы с информацией. А, как известно, работа с информацией предусматривает также и работу с текстом.

В курсе русского языка начальной школы ученики систематически работают с текстом и анализируют различные языковые явления.

Познание языковых явлений в процессе изучения русского языка выводит обучающихся на новый уровень овладения средствами общения (использование различных средств языка при решении коммуникативных задач).

Понимание темы текста и выделение основной мысли, раскрытие темы в своих высказываниях, умение располагать предложения в логической последовательности – это те умения, которые нужно формировать у детей в процессе совершенствования их речевой деятельности. Также важна работа над развитием грамотной устной и письменной речи младших школьников. Все это не может быть реализовано без систематической работы над текстом и формированием текстовых умений у обучающихся начальной школы.

Речевое развитие в период младшего школьного возраста заключается в осознании форм речи (звукового состава слов, лексики, грамматического строя), овладении письменной речью, понятием о литературном языке и норме, интенсивном развитии монолога [4].

Основной функцией речи является коммуникация. Младший школьник уже может общаться на уровне контекстной речи, которая достаточно точно описывает, о чем говорится, и вполне понятна без восприятия самой обсуждаемой ситуации.

Львов М. Р. выделяет три условия, без соблюдения которых речевая деятельность и успешное развитие речи обучающихся невозможны. Первым условием является потребность высказываний. Ребенок не заговорил бы, не будь у него потребности выразить свои чувства, мысли, стремления. Второе условие – это наличие содержания, того, о чем нужно сказать. Чем богаче и полнее этот материал, тем содержательнее будет высказывание. Третье условие – вооружение средствами языка. Выражение мысли и общение между людьми возможны только с помощью слов, их сочетаний. Ребенку нужно дать образцы языка, создать для него хорошую речевую среду [1].

Текстовые умения стоят на первом месте в системе общеучебных умений, и для большинства из них они являются базовыми. Владеть понятиями «текст», «стили текста», «элементы композиции текста» необходимо прежде всего учителю, чтобы осознанно проводить речевую работу. Ученикам также нужны некоторые лингвистические знания, так как на них основывается развитие у школьника способности сознательно осуществлять речевое поведение и контролировать свои речевые действия.

Главной задачей по развитию речи школьников является обучение детей правильному выражению своих мыслей в устной и письменной форме. При этом важно учитывать различия устной и письменной речи. При написании сочинений в начальной школе у детей развиваются навыки логичного, последовательного и грамотного изложения мыслей. В процессе работы над сочинением у младших школьников развивается речь, расширяется словарный запас и совершенствуется грамматический строй речи.

Львов М. Р. определяет сочинение как учебную работу, упражнение в развитии связной речи, в построении текста; в то же время оно является средством самовыражения личности школьника, его жизненной позиции, его внутреннего мира [5].

Обучение написанию сочинения проходит в рамках различных методов: имитационных, коммуникативных и методах конструирования. При использовании имитационных методов обучения внимание в основном уделяется подражанию предлагаемым образцам. Данные методы направлены на формирование автоматизированных речевых навыков. Обучающиеся повторяют за учителем, переписывают текст, решают языковые задачи и т.д. Коммуникативные методы обучения направлены на живое общение, языковую коммуникацию. При помощи этих методов формируется умение осознавать связную речь и выражать свои мысли (осознание и самостоятельное составление словосочетаний, предложений, связных текстов). С помощью методов конструирования развивается речь обучающихся, расширяется их словарный запас, совершенствуется грамматический строй речи [6].

Работа над сочинением занимает ключевое место в формировании текстовых умений младших школьников.

В процессе анализа программ «Перспективная начальная школа», «Перспектива» и «Школа России» мы выявили, что в учебниках представлено достаточное количество упражнений на формирование и совершенствование текстовых умений младших школьников. Однако большинство заданий однотипные, направленные на отработку умений озаглавливать текст, определять его тему и основную мысль. Таким образом, мы пришли к выводу о необходимости создания комплекса упражнений на формирование текстовых умений у младших школьников.

В своей статье мы хотим предложить вниманию читателя результаты диагностики по определению уровня сформированности текстовых умений у детей младшего школьного возраста. В исследовании принимали участие 23 обучающихся 4 класса г. Екатеринбурга.

Для определения уровня сформированности текстовых умений у младших школьников обучающимся было предложено написать сочинение повествовательного типа на тему «Как приходит весна». Для диагностического исследования текстовых умений у младших школьников были выделены следующие критерии оценки:

1. Логичность повествования.

2. Соответствие теме.

3. Умение грамматически и лексически правильно строить высказывания.

4. Использование лексических средств выразительности.

5. Использование разнообразных типов синтаксических конструкции.

В соответствии с умениями, сформированными у обучающихся в процессе усвоения содержания образовательной программы, выявляется уровень сформированности текстовых умений у младших школьников. Наблюдение за уровнем развития этих умений производится на основе диагностического исследования сформированности текстовых умений обучающегося и предусматривает наличие трех уровней: высокий, средний и низкий.

Проанализировав работы учеников по показателям сформированности текстовых умений, мы сделали следующие выводы. Наиболее сложным для обучающихся оказалось грамотное построение предложений, а также соблюдение структуры построения текста. В работах встречалось достаточно много грамматических и лексических ошибок. Также встречались ошибки в оформлении сочинения (объем, выделение абзацев). В некоторых сочинениях нарушалась логика повествования, обучающиеся перескакивали с одной мысли на другую.

Преобладающим уровнем сформированности текстовых умений является низкий уровень (52%). Средний уровень сформированности текстовых умений показали 22% обучающихся, высокий – 26%. Среди показателей среднего уровня сформированности текстовых умений встречаются показатели, приближенные к низкому уровню.

Исходя из проведенной диагностики мы видим, что исходный уровень сформированности текстовых умений у детей младшего школьного возраста соответствует средним и низким показателям.

После проведения диагностического исследования мы составили комплекс упражнений, направленный на формирование текстовых умений у младших школьников.

В комплекс включены 5 блоков упражнений:

1) упражнения на отработку умения грамматически и лексически

правильно строить высказывания;

2) упражнения на определение темы текста;

3) упражнения, направленные на работу с планом текста;

4) упражнения, направленные на работу с элементами текста (начало, основная часть, конец);

5) упражнения, направленные на работу со средствами выразительности.

В каждом блоке представлены упражнения разного уровня сложности. Так, например, в блоке упражнений на отработку умения грамматически и лексически правильно строить высказывания содержатся следующие упражнения:

1) Определите, какие группы слов являются предложением.

1. Пришла теплая весна.

2. Дождь идет весь день.

3. Гулять погоду нельзя в такую.

4. Давно птицы улететь перелетные.

5. Мама испекла вкусный пирог.

2) Составьте предложения из слов.

1. Лесной, громко, кто-то, дверь, царапаться, в, начал, сторожки.

2. Встал, лапы, мишка, вытаскивать, на, рыбу, задние, и, начал, сетей, из.

3) Составьте предложения, используя подходящие по смыслу слова из скобок.

1. Собака Жучка спала на ________ (окне, море, дереве, полу).

2. После долгих ________ дней пришла весна. (летних, теплых, ветреных, зимних).

3. Миша получил пятерку на ________ (тетради, концерте, уроке, перемене).

4) Прочитайте рассказ мальчика Пети. Подумайте, какими словами можно заменить повторяющиеся слова.

Кот – это домашнее животное. Коты любят мясо и молоко. В деревнях коты ловят мышей. Домашние коты преданы своим хозяевам.

5) Распространите каждое предложение, состоящее из одного слова, так, чтобы получился связный рассказ.

Пасмурно. Ветер. Молния. Гром. Дождь. Радуга.

Мы считаем, что данный комплекс эффективен и будет способствовать формированию таких текстовых умений, как умение определять тему текста, составлять план текста, выделять элементы композиции и использовать лексические средства выразительности.

Библиографический список

1. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1966. 386 с.

2. Выготский Л.С. Психология. М.: ЭКСМО Пресс, 2000. 1008 с.

3. Закожурникова М.Р. Обучение изложению и сочинению в начальной школе. М., 1959. 80 с.

4. Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах / М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева, Н.Н. Светловская. М., 1987. 414 с.

5. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. М.: Просвещение, 1988. 240 с.

6. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. М.: Академия, 2013. 461 с.

7. Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах. М., 1994. 80 с.