Высшая школа делового администрирования
Публикации
2020 (№ 3-16)

Харлова Г.Н. РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Харлова Галина Николаевна
учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Тогурская средняя общеобразовательная школа", Томская область, Колпашевский район, с. Тогур

Библиографическое описание: Харлова Г.Н. Развитие креативности на уроках литературного чтения // Современная начальная школа. 2020. № 13. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/13.pdf.

В знаменитой книге В.А. Сухомлинского «Сердце отдаю детям» есть глава, в которой великий педагог пишет: «Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти, к отступающей, одурманивающей, никому не нужной, вредной для здоровья и для умственного развития ребёнка зубрёжке… Хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире. Наблюдать, думать, рассуждать переживать радость труда и гордиться созданным, творить красоту и радость для людей и находить в этом творении счастье»

Каким должно быть образование сегодня, чтобы нашлось достойное место человеку завтра? С этой целью пытаются привести задачи школы в соответствие с современной культурой, реальностью разработать методики, позволяющие обучать творчеству, строить модели гибкой школьной организации. Вместе с тем необходимо создать условия не только для решения ближних задач, но и на перспективу.

Я всегда стараюсь работать в продуктивном режиме, направленном на объединение усилий учителя и ученика в обучении. Главный стимул – воспитание положительного отношения к школе, глубокого интереса к учению. Через все реформы и концепции образования я постепенно пришла к формуле «Учить по-новому всех».

В последние годы потоком хлынули в школу новации и эксперименты, без чего не возможны новые подходы к обучению. Главное лицо в организации школьного обучения, сколько бы ни говорили о компьютеризации и дистанционном обучении, всё-таки – это учитель. Можно до бесконечности перечислять качества настоящего учителя – от жёсткости до юмора, но все они достойно войдут в формулу «оптимист». Только оптимист может сегодня решать те задачи, которые родились в давние времена и, усложняясь, трансформируясь, переходя из поколения в поколение: «Какими дети рождаются – это ни от кого не зависит, но чтобы они путём правильного воспитания сделались хорошими, творчески развитыми – это в нашей власти».

По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую активность, уроки литературного чтения, безусловно, занимают одно из первых мест. Ценность литературного творчества, его функции, заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе. Именно уроки чтения могут способствовать развитию креативности у учащихся младших классов. Под креативностью я понимаю развитие творческих умений в восприятии (слушательской деятельности), сочинении, исполнении, импровизации, размышлении.

Как же вовлечь учеников в процесс творчества? Прежде всего, это система вопросов и творческих заданий, помогающих раскрыть детям образное содержание читаемых произведений. Она должна представлять, по сути, диалогическое общение и рождать у детей варианты творческих прочтений произведений. Важно не только задать детям вопрос, но и услышать ответ, часто оригинальный, нестереотипный - ибо нет ничего более богатого, чем высказывание ребёнка. И пусть в нём будет подчас противоречивость, недосказанность, но зато в нём будет индивидуальность, личностная окрашенность. Ребёнок наделён живой фантазией и потребностью творить, поэтому необходимо с раннего возраста развивать творческие способности в каждом ребёнке.

Уже в 1 классе я обратила внимание, что многие дети способны к импровизации, любят сочинять небольшие мотивы, ответные фразы на предложения и слова, заданные ритмические рисунки. Чтобы не угасло в детях это желание, я старалась создать на уроке бодрую эмоциональную атмосферу, позволяющую ученикам осознать пользу и значимость изучаемого материала и выполняемой работы, пережить свой личный успех и успех товарищей, а также чувство радости открытия и познания нового. На уроке всегда царит доброжелательное отношение между учителем и учениками, между учащимися, взаимопонимание, вера в силы и возможности каждого ученика. Создание эмоциональной атмосферы в классе способствует активному творческому поиску детей, повышает их интерес к знаниям. Так же на каждом уроке учу детей учиться, то есть развиваю их познавательную способность, учу думать и рассуждать, спорить и доказывать.

Для развития творческих способностей на уроках литературного чтения необходима система творческих заданий как основа для развития креативности. Она существенным образом влияет на мышление, речь, воображение, активность ребёнка. Творческие задания пронизывают весь урок от начала и до конца, независимо от темы урока, целей и задач. Зрительная наглядность в сочетании со слуховой, двигательной и тактильными ощущениями, помогают детям получить представление об особенностях данного произведения. При этом работают и развиваются такие механизмы мышления, как анализ синтез развивается образная речь детей. В момент выполнения творческих заданий у ребёнка активно работает воображение.

Также важным аспектом в формировании творческих способностей у детей является овладение навыками сравнительного анализа посредством рассуждения. Например: На что похоже это облако? (ветка, звук, данный предмет). Интересно описание конкретных явлений окружающего мира (голосов зверей, пение птиц, шелест листвы) с тем, чтобы другие дети угадали, о чём идёт речь. Здесь уместна игра «Что на что похоже?» Все эти задания способствуют развитию видения, слушания и умения замечать выразительные свойства предметов и явлений.

С большим удовольствием дети берутся за сочинение стихотворений. Целесообразно приступать к стихотворению не с завершения предложенного педагогом начала, а с более простой предварительной игры «Угадай рифму» Её суть заключается в следующем: педагог читает несложное стихотворение, пропуская последние слова поэтических строк. А дети, исходя из ощущения рифмы, тут же заполняют пропуски. Отыскание нужного слова по рифме – не просто приятная забава, подготавливающая ребёнка к сочинению стихотворения. Она учит ощущать структурные закономерности в поэзии. Уже начиная с первого класса на уроках обучения грамоте при чтении слоговых слияний у детей стали рождаться первые рифмы.

На-на-на в лесу живёт сосна.

Ну-ну-ну сяду на лугу.

Заметив это, я стала вводить ежедневно на уроках «рифмовочки». Во втором классе дети стали придумывать загадки – описания.

«Всегда стоит красивая,

Стройная и милая,

Ветками качает,

Соком угощает».

На уроках стало традиционным задание «Я начну, а ты продолжи…»:

Учитель:

Порхает и кружится

На улице снежок…

Дети:

А по дороге бегает

Заливистый щенок.

Такая работа способствует развитию творческого воображения, чувства слова, а также служит хорошим средством развития чувства юмора. Уроки оформляю на слайдовых презентациях и провожу в компьютерном классе, что очень нравится детям.

Стремясь привить детям интерес к предмету, воспитать любовь к русскому народному поэтическому слову, ввожу на уроках литературного чтения скороговорки для речевой разминки, потешки, считалки, пословицы, которые помогают совершенствовать речь детей, обогащают словарный запас, развивают память, мышление, вдохновляют на творчество. С третьего класса стали пробовать писать стихи. Сначала это были рифмовки, продолжения поэтических строчек. Конечно, не все их можно было назвать стихами, но я увидела, что у детей появилось желание выразить свои ощущения в стихотворной форме.

Мама.

Ты красивая,

Хорошая и милая.

Ты самая прекрасная

На всей большой земле.

И с искренней любовью

Успехов и здоровья,

Добра, удачи, счастья

Желаю я тебе!

На уроках чтения дети очень любят минутки поэзии, на которых читают стихи собственного сочинения. Я не ставлю задачей научить детей писать стихи: этому научить нельзя. Стихи рождаются из души. Это одно из средств самовыражения ребёнка. И не надо бояться, что ребёнок не умеет рифмовать. Нужно довериться детской природе. У детей получится. Результаты поисков подталкивают детей к новым знаниям, рождают новые идеи. Всё чаще ребята демонстрируют настоящие «шедевры» творчества, которые тут же на уроке становятся предметом всеобщего внимания и одновременно триумфом самого исполнителя. Вот пример басни собственного сочинения.

Медведь, мартышка и осёл

Решили потрудиться.

Медведь пошёл за хворостом,

Осёл же за овсом.

Ну, а мартышка же решила,

Что без труда наестся до отвала

И всё благодаря чужому же труду.

И в кустики сбежав,

Весь день там прокоротала.

Однако к вечеру, как будто бы ни в чём и не бывало,

Пришла, но, к сожалению, уж никого и не застала.

Мораль сей басни такова:

«Ведь без труда не выловишь и рыбки из пруда».

Ласковая улыбка, прикосновение к ребенку, обращение к детям только по имени способствует созданию эмоционального благополучия на уроке. Зная психологию младшего школьника, уважая в каждом ребенке личность, стараюсь создать на уроке ситуацию успеха. Никому из детей не даю отрицательной оценки его поэтического начинания.

Большую роль в развитии творчества играют сочинения, которые пробовали писать с первого класса. Это описание по предметным картинкам, дописывания начатых рассказов, сочинения по заданной теме. Сочинение - от старого русского слова «чин», т.е. порядок. Сочинять, создавать сочинения, значит, приводить в порядок мысли, свои знания. Именно сочинение – высшая форма проявления творческих способностей ребенка. Дети очень тонко чувствуют и понимают прекрасное, язык природы. Только надо научить их видеть, всматриваться в жизнь. В сочинениях дети делятся своими радостями, тревогами, секретами, надеждами. Дети с удовольствием пишут сочинения, даже те, чей литературный опыт не совсем удачен. Дети сами зачитывают свои сочинения, а класс оценивает работу. Вместе ищем удачный момент, думаем, как исправить неточности. Атмосфера на таких уроках становится особенно теплой и доверительной. Другим средством создания положительных эмоций, развития творческих способностей детей являются сказки. «Через сказку, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка», - утверждал В.А. Сухомлинский. В первом классе мы начинали со старых сказок, добрых, хорошо всем известных. Дети не просто пересказывали произведения, а обыгрывали их, добавляя что-то свое (героя, обстановку) или, наоборот, убирая что-то, изменяя концовку. Позднее пробовали писать свои сказки. Лучшие зачитывали, обсуждали, обыгрывали.

Лучшие работы ребят я отправляла в редакцию газеты «Добрята» г. Томска. Подводя итоги проделанной работы, я еще раз убеждаюсь в том, как бесконечна, разнообразна и неожиданна палитра красок маленьких художников слова. Я считаю, что каждый ребенок индивидуален в своем творчестве, каждый имеет свои определенные способности, которые мы должны поддерживать и развивать.