Высшая школа делового администрирования
Click to order
Публикации
2021 (№ 17-31)

Воловичева Т.Н., Голоденко С.А. ГРУППОВЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Библиографическое описание:
Воловичева Т.Н., Голоденко С.А. Групповые и индивидуальные учебные исследования младших школьников // Современная начальная школа. 2021. № 22. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/22.pdf.

Наш опыт показывает, что реализация дидактических принципов системы Л.В. Занкова способствует формированию общеучебных интеллектуальных умений, мыслительной и познавательной активности младших школьников. Учащиеся ежедневно открывают что-то новое для себя в окружающем мире, активно познают и исследуют его. В ходе выполнения исследований на уроках и внеурочных занятиях они учатся видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, формулировать определения, классифицировать, обобщать, наблюдать, проводить эксперименты, систематизировать и анализировать полученную из разных источников информацию, обобщать факты, явления, делать выводы, объяснять события и процессы с помощью теоретических знаний, определять направления и способы дальнейшего изучения проблемы.

Организуя учебные исследования, мы консультируем учащихся, корректируем и стимулируем их деятельность, оказываем необходимую помощь, стараемся заинтересовать их и увлечь, показать значимость выполняемой работы, вселить уверенность в своих силах. Часто привлекаем родителей к совместной деятельности с ребенком для выполнения несложных исследований (наблюдения за выращиванием растений, погодными явлениями и т.д.). Родители также оказывают помощь в сборе информации для теоретического обоснования проблемы; участвуют в подготовке к защите проекта, создании рисунков, видео- и фотоматериалов, презентаций.

Тематика предлагаемых учащимся групповых и индивидуальных исследований разнообразна. Темы для исследовательской работы можно объединить в три основные группы (по А.И. Савенкову):

– фантастические, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений;

– эмпирические, тесно связанные с практикой (проведение собственных наблюдений и экспериментов);

– теоретические, предполагающие изучение и обобщение фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках.

При выборе темы каждого исследования руководствуемся следующими требованиями: интерес учащихся к данной проблеме; соответствие содержания и сложности работы возрастным возможностям младших школьников; относительно короткие сроки проведения.

Выполняя задания поискового характера, первоклассники вовлекаются в мини-исследования. Если они носят коллективный характер, каждый ученик выполняет свою часть общего дела. Итогом исследовательской работы может быть выступление на уроках и внеурочных занятиях. Перед началом работы договариваемся: сообщение должно быть кратким, интересным и не повторять содержание учебника

Исследовательская деятельность способствует развитию познавательного интереса, творчества, формированию универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных. Она приучает младших школьников работать с книгой, газетой, журналом, энциклопедиями, информацией в Интернете. Выполняя исследования в группах, учащиеся имеют возможность проявить свои лучшие качества. Участие в исследовательской деятельности повышает у слабых учащихся уверенность в себе, позволяет им достичь определенного успеха в посильной для них работе, внести свой вклад в общее дело.

В I и III классах учащиеся увлеченно работали над темами «Материки», «Мировой океан», «Вселенная», «Планеты Солнечной системы», «Минеральные источники родного края», «Вода и ее свойства», «Витамины», «Числа», «Измерение времени», «Календарь», «История часов». С большим интересом и удовольствием они составляли анаграммы, филлворды, кроссворды, готовили презентации.

Ниже представлены разработанные нашими учащимися материалы.

Кроссворд

«Планеты Солнечной системы»

1. На этом пути ни один человек не бывал. (Млечный Путь)

2. Из этого ковша не пьют, не едят, а только на него глядят. (Большая Медведица)

3. Эта желтая звезда согревает нас всегда,

Все планеты освещает,

От других звезд защищает. (Солнце)

4. Золотые угли по небу разбросаны. (Звезды)

5. Эта звезда всегда показывает на север и находится в созвездии Малой Медведицы. (Полярная звезда)

6. В космосе сквозь тысячу лет

Ледяной летит объект.

Хвост его – полоска света,

А зовут объект... (комета)

7. Планета голубая, любимая, родная.

Она твоя, она моя,

А называется... (Земля)

8. В телескоп скорей взгляните,

Он гуляет по орбите.

Там начальник он над всеми,

Больше всех других планет.

В нашей Солнечной системе

Никого крупнее нет. (Юпитер)

9. В небе я свечусь нередко,

Ваша ближняя соседка.

Я Меркурию сестра,

И на мне всегда жара. (Венера)

10. В сиянье голубом –

«Морское божество»,

Он в кольцах

из частичек пыли. (Нептун)

11. Красная планета, названная в честь бога войны. (Марс)

12. То худеет, то полнеет,

Светит с неба, но не греет.

И на Землю лишь одной

Вечно смотрит стороной. (Луна)

Филлворд «Звериный круг»

Двенадцать созвездий вавилоняне назвали зодиакальным, или «звериным кругом», соответствующим двенадцати месяцам года. Найдите их.



Филлворд «Пятнадцать созвездий»

Двигаясь вверх, вниз, влево и вправо, найдите пятнадцать созвездий, названных в честь животных и птиц.



Кроссворд «Планеты Солнечной системы»



Географическая задача

В каждой строчке зачеркните буквы, повторяющиеся более трех раз, и прочитайте названия океанов нашей планеты.

Р А Т Р Л Р А Р Н Р Т Р И Р Ч Е Р С К Р И Й

Т П И П Х П И П Й П

И Н П Д И Й П С П К И Й

Б С Б Е Б В Е Б Р Б Н Б Ы Б Й Б

Л Е К Д К О К В К И К Т К Ы Й

Филлворд «Шесть материков»



Кроссворд «Материки»

По горизонтали:

2. Обширное пространство суши, омываемое морями и океанами.

5. Самый жаркий материк.

6. Самый маленький материк нашей планеты.

По вертикали:

1. Есть Южная и Северная.

3. Самый холодный материк в Южном полушарии.

4. Самый большой материк на планете Земля.



Загадки о воде

1. Что сильнее всех на свете?

2. Без рук, без ног на гору ползет.

3. С горы летит, шумит, всех обрызгать норовит.

4. Что в решете не унесешь?

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Большая детская энциклопедия / Пер. с англ. А.И. Кима и В.В. Демыкина. М., 2003.

Гальперштейн Л.Я. Моя первая энциклопедия: Науч.-поп. изд. для детей. М., 2010.

Савенков А.И. Я– исследователь: Рабочая тетрадь для младших школьников. 4-е изд. Самара, 2012.

Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. 4-е изд. Самара, 2010.