Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ПРИМЕНЕНИЯ КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ ПЕДАГОГОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Костерина Марина Николаевна
педагог дополнительного образования
МУДО «Дворец детского творчества»
г. Саранск, Республика Мордовия
Применения квест-технологий в работе педагогов, занимающихся туристско-краеведческой деятельностью в учреждении дополнительного образования детей
В современной педагогической практике под квест-игрой понимают сюжетно игровую педагогическую технологию, предусматривающую достижение заданной цели за конечное число игровых этапов по предопределенным правилам. Прохождение каждого этапа (стадии) зависит от выполнения отдельных игровых заданий предметного, ориентировочно-поискового или спортивного характера.
Актуальность использования квестов сегодня осознаётся всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа. Жизнь показывает, что современные дети лучше усваивают знания в процессе самостоятельного добывания и систематизирования новой информации. С помощью этой технологии, преподнесение любого образовательного материала перестает быть скучным и однообразным. Через выполнение определенных заданий, возрастает интерес, потому что движение к цели происходит путем поиска промежуточных решений и без присутствия и участия со стороны педагога. При прохождении квеста, обучающиеся учатся мыслить в критических ситуациях, решать проблемы, а также незамедлительно принимать взвешенные решения, брать на себя ответственность за их реализацию, работать командой. Результатом является то, что повышается эффективность и качество образовательного процесса в целом, так как его активными участниками становятся сами дети.
Туристско-краеведческое направление как никакое другое имеет огромный потенциал для использования данной технологии.
Соревнования вида «перемещение команд учащихся от контрольного пункта к контрольному пункту», с разнообразными вопросами, головоломками и практическими заданиями последние десять лет активно использовались педагогами туристами-краеведами нашего учреждения в рамках системы палаточных лагерей «Школа приключений» (лагеря «Туристенок», «Первооткрыватель»). Затем в летних оздоровительных лагерях пришкольного типа – «Юный краевед», «Трансформер». В нашем случае это поиски клада (шоколадные монеты, просто шоколадки, призы, связанные с сюжетом игры и т.д.) в различных ролевых трактовках – «Золото пиратов», «Сокровища Дикого запада», «Сундук Кощея» и др. Это, часто эмоционально окрашенные с помощью костюмированных героев и инвентаря сюжетные игры, имеющие сплачивающий, познавательный и развлекательный характер.
Для «Первооткрывателя» была разработана подобная игра даже с элементами ПСР (Поисково-спасательной работы). Квест-игра, применялась и как самостоятельное мероприятие и как часть более масштабного (например, празднование масленицы). Последняя из значимых разработок – краеведческий квест-экскурсия с дистанционной выдачей заданий.
Часто методически технологию проведения квеста называли, да и называют станционной игрой. Отсюда, есть смысл разобрать отличия этих методик проведения игрового мероприятия. Основное отличие квеста от игры по станциям в том, что в игре по станциям, игроки знают сразу пункт своего назначения - движение по маршрутному листу. В квесте же, играющие смогут понять, куда они должны двигаться дальше, только выполнив определенную задачу.
Конечно, в своей работе мы используем и занятия, разработанные по технологии станционной игры. Эта технология до сих пор также актуальна.
Но квест – это квест! В нем есть сюжет, есть интрига… Организация деятельности детей через проведение квест-игры имеет ряд преимуществ, что позволяет решать цели и задачи:
– всестороннее развитие детей по различным направлениям (физическому, познавательному, социально-коммуникативному);
– создание положительного эмоционального настроя;
– развитие социально-коммуникативных качеств путем коллективного решения общих задач;
– действовать в команде, а не поодиночке;
– помощь и взаимовыручка;
– побуждение к познавательно-исследовательской деятельности путем решения проблемных ситуаций;
– внимательность и смелость;
– обеспечение интеграции содержания разных образовательных областей.
В нашем случае квест-игра являлась еще и образовательным пространством для кружковцев, посещающих кружки туристско-краеведческой направленности. Будучи куратором контрольной точки или куратором целой команды, они имели возможность приобрести опыт общения, подачи себя в условиях выполнения определенной задачи или роли.
Методика проведения квест-игры:
1.Разработать сценарий, который включает легенду игры и сюжет. По структуре сюжетов различают квест- игры:
Линейные (Основное содержание квеста выстроено по цепочке. Отгадаешь одно задание – получишь следующее, и так, пока не дойдешь до финиша).
Штурмовые (Каждый игрок решает свою цепочку загадок, чтобы в конце собрать их воедино)
Кольцевые (Представляют собой тот же линейный квест, но замкнутый в круг. Команды стартуют из разных точек, которые будут для них финишными).
В условиях проведения квеста в оздоровительном лагере дневного пребывания уместно и главное эффективно применение игры, выстроенной по линейному принципу. Именно эту форму педагоги туристы-краеведы нашего учреждения освоили в полной мере и могут поделиться опытом построения сюжетной линии.
2.Составить паспорт прохождения этапов или карту маршрута.
3.Продумать методику и организацию проведения игровых заданий.
Задания необходимо продумать таким образом, чтобы они были последовательными, логически взаимосвязанными. Все задачи должны соответствовать сюжету. Все игры и задания должны быть безопасными (не следует просить детей перепрыгнуть через костер или залезть на дерево). Задачи, поставленные перед детьми, должны соответствовать возрасту участников и их индивидуальным особенностям. В содержании сценария требуется внедрить разные виды деятельности.
4.Оформить наглядные материалы (карты, ключи, загадки и др.)
5.Подготовить необходимый реквизит для прохождения каждого испытания.
6.Нужно учитывать образовательное пространство, где будет проходить игра. В практике проведения квестов в МУДО «Дворец детского творчества» используется традиционная образовательная среда, а именно территория учреждения, парк, улицы города с учетом безопасности конечно. Мобильные устройства и интернет используется только для передачи загаданного объекта и то не детям, а куратору команды. Последнее хочется особенно отметить, так как одна из задач детского пребывания в объединениях нашей направленности – отвлечение ребенка от виртуальной среды, вовлечение в активные виды деятельности.
Немного о роли педагога в квесте. Педагог выступает как координатор процесса образования, направляет детей, «наталкивает» на правильное решение, но окончательные выводы дети делают самостоятельно. Задача педагога: мотивировать ребёнка на самостоятельный поиск информации.
Педагог должен сам внутренне принять условия игры, быть в игре. Где-то стать самому ребенком. Дети должны чувствовать, что данная игра –это реальность, принимаемая всеми организаторами и участниками. Это очень важно для успешного проведения мероприятия.
Хорошо, что что-то вдруг в квесте пошло не так. Именно в непредсказуемой ситуации происходит развитие самого педагога. Отсюда следует, что абы кто, т.е. неподготовленный педагог квест-игру не организует. Для этого нужна серьезная подготовка.
Из минусов же и то, что разработка и проведение подобных мероприятий требует большого количества времени на подготовку, определенного материального и человеческого ресурса.
Здесь особняком стоит краеведческий квест-экскурсия с дистанционной выдачей заданий. На данный момент – это самая универсальная методика проведения квест-игры нашего учреждения. Не затратна по ресурсам, проста в организации, максимально познавательна. Авторство методики принадлежит автору статьи – педагогу Костериной М.Н. Апробирована на разных уровнях – занятиях с кружковцами, в летних и осенних оздоровительных лагерях пришкольного типа, мероприятиях с участием кружковцев и их родителей и даже на региональном уровне – нами было мероприятие, приуроченное ко Дню защиты детей под эгидой Туристско-информационного центра РМ. Методику построения приводим ниже.
Краеведческий квест-экскурсия с дистанционной выдачей заданий «Я люблю Саранск».
Цель - развитие познавательного интереса к истории города Саранска и Республики Мордовия; развитие умения работать в команде.
Задачи - проверить и углубить знания кружковцев по истории малой родины; развивать навыки учащихся к самостоятельному изучению истории родного края, повысить интерес к исследовательской деятельности; развить навыки решения интерактивных викторин.
Оборудование: смартфоны с доступом в Интернет, приложение на мобильном телефоне для передачи – приема данных, маршрутные листы, карты города, текстовые наводки.
Методика проведения краеведческого квеста - экскурсии, с дистанционной выдачей заданий:
Краеведческий квест - экскурсия «Я люблю Саранск» задуман как линейный – игра построена по цепочке; разгадав одно задание, участники получают следующее и так до тех пор, пока не пройдут весь маршрут. Маршрут строиться в зависимости от целей мероприятия и местонахождения точек «старта» и «финиша». Проводится в виде соревнования между несколькими командами. Участники собираются в МУДО «Дворец детского творчества» и делятся на команды при помощи жеребьевки (выбора карточки с номером команды). Количество и численность команд зависит от количества участвующих детей. В запасе у организаторов всегда должен быть добавочный маршрутный лист. Оптимально 4 команды по 4 участника. Так как краеведческий квест проводится непосредственно в городе, каждая команда имеет своего куратора из старших участников клуба ЭХО. В их задачу входит: следить за соблюдением участниками команды правил безопасности, обеспечивать связь с ведущим квеста при помощи смартфона (отправка креативного фото с контрольной точки и получение нового задания). Ведущий квеста проводит инструктаж по технике безопасности и объясняет правила квеста. Кураторы команд получают текстовые наводки первых контрольных точек, после чего им дается 3 часа на поиски 7-и достопримечательностей. На финише подводятся итоги игры, проводятся ее обсуждение и награждения победителей.
Примерные текстовые наводки:
1.34-тонный исторический памятный камень, на котором высечена древняя карта Мордовии, на одной из сторон которого также изображена Подвеска рубежа Х – ХI вв. со знаком Рюриковичей с другой стороны, послание нашего президента – В. Путина и круглый знак на котором изображена ладья и надпись, связанная с торжеством, по случаю которого был установлен сей памятный знак.
2. Главная достопримечательность площади, которая с 2009 года носит имя героев, бесстрашно шагнувших в неизведанные просторы. Время появления - 1963 г.
3. Городская достопримечательность, появившаяся в центре города в августе 2009 года. Это парковый ансамбль, который представляет собой мост с декоративными перилами, расположенный в зоне отдыха, с одной стороны имеет скульптурную вставку в центре, напоминающую герб города. Изюминкой композиции являются установленные на постаментах и крутящиеся вокруг своей оси круглые фигуры и памятный камень у основа
4. Главная достопримечательность городского сквера, основанного еще в 1951 году на пересечении двух улиц в нижней части города. Сюда, с Советской площади были перенесены и перезахоронены останки борцов за революцию. И в канун 60-летия Великого Октября, на земляном холмике установлен памятник в форме белого мраморного обелиска с серпом и молотом. По бокам от него 2 фигуры военных в одеждах времен Гражданской войны.
5. Памятная доска, установленная на доме, где середине прошлого века проживал первый профессиональный мордовский певец (бас)., Заслуженный артист Мордовской АССР (1936). Народный артист Мордовской АССР (1945). Заслуженный артист РСФСР (23.02.1960).
Подсказка - в г. Саранске, в сквере Славы, установлен его бюст, его имя присвоено Государственному музыкальному театру Мордовии.
6. Памятник земляку, поэту 19в., имевшего демократические взгляды установленный в городе в 1967 году. Он представляет из себя человеческую фигуру в полный рост, на левое плечо накинута шинель, в правой руке книга.
7. Это место долгое время является зеленым массивом в черте города. В начале 20 века здесь была усадьба, а в 1924 году на ее базе был разбит большой парк. Это было крупное хозяйство: тенистые аллеи, 18 цветочных клумб, 10 скульптур, беседки, сказочные домики, карусель, аттракционы, спортивная школа, футбольное поле, пионерский лагерь в летнее время и каток, прокатная лыжная база в - зимнее. Сейчас это благоустроенная территория с детской площадкой, зоной отдыха.
Примерные маршрутные листы:
-1-
1. Стратонавты
2. Дом Яушева
3. Камень
4. Лисий мостик
5.Памятник Полежаеву
6. Памятник Борцам за сов. власть
7. Детский парк
-2-
1. Камень
2. Лисий мостик
3. Памятник Полежаеву
4. Дом Яушева
5. Стратонавты
6. Памятник Борцам за сов. власть
7. Детский парк
-3-
1. Детский парк
2. Памятник Полежаеву
3. Лисий мостик
4. Камень
5. Дом Яушева
6. Стратонавты
7. Памятник Борцам за сов. власть
-4-
1. Памятник Борцам за сов. власть
2. Стратонавты
3. Дом Яушева
4. Камень
5. Лисий мостик
6. Памятник Полежаеву
7. Детский парк
Список использованной литературы:
1.«Некоторые аспекты классификации и применения квест-игр в школе» Фаритов А.Т.//Школьные технологии 4-2018 с.91-92
2. Мищенко Д. В. Использование технологии квеста в дополнительном образовании. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://infourok.ru/ispolzovanie-tehnologii-kvesta-v-dopolnit)
Август 2021