Высшая школа делового администрирования
Публикации
2022 (№ 32-43)

Буторина А.В. ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ

Библиографическое описание:
Буторина А.В. Внеклассная работа как средство воспитания у младших школьников ценностного отношения к труду // Современная начальная школа. 2022. № 4 (35). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2022/35.pdf.

Человек как личность определяется системой его отношений с миром. Особое место в этой системе принадлежит ценностным отношениям, которые имеют социально-историческую, культурную значимость и связаны с деятельностью человека по осознанию значения определенной деятельности для себя как субъекта.

Проблема трудового воспитания детей всегда остро стояла в центре внимания общества. Однако нравственное состояние современного общества, по отношению к трудовой деятельности, вызывает тревожность. Происходит обесценивание труда человека. Труд становится непрестижным. Идет переоценка ценностей. Трудовая деятельность человека в современном мире сводится лишь к высокому заработку. В связи с этим формирование ценностных основ жизни вырастает в основную проблему современности, которую предстоит решать в первую очередь системе образования.

Разработанный российскими учеными Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения (2009 г.), впервые включивший в себя «Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», открывает пути решения данной проблемы. Воспитание школьников обозначено в документе в качестве приоритетной задачи и рассматривается как воспитание ценностей, воспитание отношения человека к миру, к труду, себе, другим.

В.А. Сухомлинский глубоко верил, что труд облагораживает человека. Если ребенок вложит частицу души в труд людей и найдет в этом радость, он уже не сможет стать злым, не добрым человеком.

К.Д. Ушинский, подчеркивая важную роль воспитания, писал: «Возможность труда и любовь к нему – лучшее наследство, которое может оставить своему ребенку и бедный и богач». Итак, что же такое труд?

Труд - это целесообразная деятельность человека, направленная на изменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей.

Труд – основной источник духовных и материальных ценностей общества, основа личностного развития.

Трудовое воспитание занимает одно из ведущих мест в системе всестороннего развития школьников. Необходимо, чтобы желание школьника заниматься определенной деятельностью, опиралось на его интересы, психофизиологические особенности ученика. Для этого необходимо как можно раньше начинать работу по формированию положительного отношения школьников к труду. Поэтому ведущей идеей в воспитании ценностного отношения к труду у школьников, особенно в младшем школьном возрасте, должна стать идея привития интереса к труду. Труд – не обязанность, а радость, счастье, способ самовыражения личности.

Учащиеся в процессе трудовой деятельности получают первичные знания о различных профессиях, приобретают первоначальный опыт участия в разных видах общественно-полезной и личностно значимой для них деятельности, учатся выражать свои потребности и умения в наиболее привлекательных для них видах деятельности, осознают свое место и роль труда для общества.

Значимым периодом для воспитания ценностного отношения к труду является младший школьный возраст. Именно в этом возрасте в процессе труда младшие школьники приобретают трудовые навыки и умения, в труде развиваются многие жизненно важные качества личности, трудовая деятельность при этом имеет свои особенности. Поэтому учителям начальных классов необходимо систематически и целенаправленно, во взаимодействии с родителями, обучать детей основным умениям и навыкам самообслуживания, воспитывать творческую активность и способность ориентироваться в многообразии трудовой деятельности человека.

Внеклассная работа в школе имеет большое воспитательное и образовательное значение. Проводимая в тесной связи с урочной, классной работой, внеклассная деятельность, рассматриваемая как один из этапов процесса обучения, направленный на использование содержания учебного материала в жизни учащихся, углубляет их знания, расширяет способы деятельности, создает условия для раскрытия индивидуальных способностей школьников, для побуждения у них интереса к самообразованию, к самосовершенствованию. Она призвана удовлетворять постоянно меняющиеся интересы детей и подростков, духовные, социокультурные и образовательные потребности, создавать возможности школьникам для занятий любимым делом.

Внеклассная работа формирует и развивает личность ребёнка. Управление воспитательным процессом – означает не только развитие и совершенствование заложенных в человеке природой качеств, корректирование нежелательных отклонений в его поведении. Но и формирование у него потребности в постоянном саморазвитии, самореализации духовных и физических сил, так как каждый человек воспитывает себя, прежде всего сам. Здесь добытое самостоятельно - добыто на всю жизнь.

Внеклассная работа, посвящённая воспитанию у детей ценностного отношения к труду, должна регулярно проводиться во всех школах, начиная с первого года обучения. Информация о профессиях, о труде людей поданная в доступных интересных формах, поможет детям в выборе книг для чтения, кружков, секций, творческих коллективов для внешкольных занятий.

В данной статье определим те педагогические условия и приёмы, которые сделают внеклассную работу эффективным средством воспитания у младших школьников ценностного отношения к труду.

Ценностное отношение к труду – это связь субъекта с объектом окружающего мира, устанавливаемая избирательно субъектом и расположенная в его сознании. Отношение проживается при постижении социального значения объекта, а продуктом такого проживания является обретение личностного смысла изучаемого объекта и выявление ценностного содержания других частных предметов.

Его компоненты: когнитивный, мотивационно-потребностный, практико-деятельностный.

Ценностное отношение к труду не будет качественно сформировано, если хоть один компонент остался не развитым.

Для формирования первого компонента необходимо развивать у детей познавательные процессы. Учитель Т.В. Васильева предлагает использовать игру «Путешествие по городу Мастеров», в процессе которой происходит знакомство детей с миром труда и профессий. Игра проводится в виде путешествия по районам выдуманного города. Групповая форма занятий с элементами соревновательности усиливает познавательный эффект. Игровые упражнения не только способствуют усвоению знаний, но и помогают развивать самостоятельность, самоконтроль, познавательные процессы. Игра носит продолжительный характер, поэтому возможны различные варианты ее проведения: в форме курса внеурочной деятельности (например, для группы продленного дня); в процессе изучения некоторых учебных предметов (технологии, окружающего мира, экономики); возможно также использование фрагментов игры для проведения классных часов и праздничных мероприятий. Для систематизации знаний о мире труда и профессий в данной игре используется игровой сюжет – путешествие по городу, состоящему из шести районов. Каждый район соответствует одной из профессиональных сфер, выделенных на основе классификации Дж. Голланда.

В процессе изучения каждого отдельного района города детям предлагается исследовать жизнь его обитателей: составить план района, придумать названия улиц и переулков, придумать какие предприятия и учреждения будут находиться в этом районе, разместить их на плане, «заселить» дома сказочными персонажами, рассказать об их образе жизни, описать один день из жизни жителей района.

Помимо этого, школьники вовлекаются в диагностические и развивающие упражнения, соответствующие логике данного района.

В современном обществе в условиях глобального развития технических процессов, целесообразно будет использовать во внеклассной работе цифровые средства обучения. Современному школьнику будет гораздо интереснее изучать мир профессий и труда через цифровые платформы. Такие как uchi.ru, LearningApps.org, kvestodel.ru, learnis.ru, ru.padlet.com. Это позволит замотивировать детей на продуктивную деятельность. На данных платформах школьники могут проходить квесты, различные формы игр и даже самостоятельно создавать их. А также знакомиться с одной или несколькими профессиями.

В начальной школе целесообразно проводить классные часы, посвященные формированию представлений учащихся о мире труда и профессий. Например, «Кем я хочу стать», «Профессии моих родителей», «Новые профессии».

На уроках по окружающему миру (программа «Школа России») дети, в процессе проектной деятельности, также знакомятся с миром профессий и сами рассказывают о некоторых из них.

Важное воспитательное, развивающее значение имеют профориентационные экскурсии, которые не только дают конкретные представления детям о труде взрослых, о различных профессиях, но и углубляют их знания, расширяют кругозор, оказывают влияние на эмоциональную сферу, воспитывают нравственное отношение к труду.

Под экскурсией понимается такая форма организации обучения и воспитания, при которой учащиеся усваивают знания путем выхода к месту расположения изучаемых объектов и непосредственного ознакомления с ними.

Особая роль экскурсий в воспитании ценностного отношения к миру труда и профессий состоит в том, что они наиболее доступны ученикам, в процессе их осуществления реализуется принцип наглядности, имеющий особое значение в воспитании младших школьников. У них преобладает наглядное мышление и память, а в процессе экскурсии дети могут наглядно познакомиться с производствами, техникой, увидеть, как трудятся люди.

Например, экскурсия в «Мануфакторию» - детский город профессий, который разнообразит и сделает учебный процесс более увлекательным, интересным, а также повысит стремление к новым знаниям. Дети смогут попробовать себя в роли человека любой профессии и на себе ощутить все тяготы этой профессии, определиться с профессией своей мечты.

Для того чтобы экскурсия стала эффективным средством воспитания ценностного отношения к миру труда, необходимо учитывать некоторые условия. Многие педагоги, организуя экскурсию, используют занимательный материал: стихи, загадки, пословицы, песни. Это делает экскурсию увлекательной, эмоциональной. Во время экскурсии необходимо организовывать встречи с людьми различных профессий, чтобы дети имели представление о данной профессии, средствах труда используемых для работы. Встреча с человеком определенной профессии, живое общение, интересные случаи, произошедшие на его работе, вызовут гораздо больше эмоции, чем просмотр картинок и «сухой» рассказ учителя.

Второй компонент – мотивационно - потребностный.

Для возникновения целенаправленной деятельности необходимо соотнести потребность с предметом, которым можно удовлетворить данную потребность. Осознанная потребность становится мотивом поведения. Немотивированной деятельности, также как и нецеленаправленной, просто не может быть.

Мотивация – это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Учебно-познавательная мотивация младших школьников – это их деятельностный подход к учёбе, реализация желания хорошо учиться. Чтобы у ребёнка возникла стойкая внутренняя мотивация «хочу хорошо учиться», «хочу хорошо выполнить» надо, чтобы каждый говорил себе: «Я смогу! У меня обязательно получится!».

Возникают вопросы о том, почему один ребёнок учится с удовольствием, а другой – с безразличием? Что делать, чтобы учение для каждого было увлекательным и успешным? Ответ на этот вопрос - решение проблемы мотивации школьников.

Формирование мотивации – это не «закладывание» учителем в голову ученика готовых мотивов и целей учения. На практике формирование мотивации - это создание определенных условий, при которых появится внутреннее побуждение к учению; осознание дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы. Учитель при этом не выступает в роли наблюдателя за тем, как развивается мотивационная сфера ребенка, он стимулирует ее развитие системой продуманных приемов и методов.

Важную роль в развитии познавательного интереса имеет позитивная психологическая атмосфера, обеспечение гуманных отношений между учителем и учеником, выбор демократического стиля педагогического взаимодействия: принятие своих учеников независимо от их успехов, преобладание поощрения, понимания и поддержки. Большое значение имеет формирование мотивации не только у неуспевающих учащихся, но и даже у внешне благополучного ученика. Для этого необходимо выявить состояние познавательной мотивационной сферы ребёнка (стремление учиться, мотивы), волевой и эмоциональной сферы (цели в ходе учения, переживания в процессе учения).

Чтобы развить учебно-познавательную мотивацию, необходима такая деятельность, которая опиралась бы на их потребности. Педагогу необходимо включать ребёнка в деятельность, которая соответствует зоне его ближайшего развития, вызывает у ученика положительные эмоции.

Третий компонент – практико-деятельностный.

Младший школьник постепенно начинает занимать в семье новое по сравнению с дошкольником место.

Кроме семьи, большое и важное место в его жизни начинает занимать школа и связанные с ней обязанности. У ребенка появляется свое собственное важное дело, за которое он отвечает перед своими учителями, семьей, товарищами. Школьник теперь не просто «ребенок», он — ученик. Отец и мать ходят на работу, — он ходит в школу. У родителей свои трудовые обязанности, у ребенка — свои. Это решительно меняет взаимоотношения ребенка с родителями. По отношению к детям школьного возраста на первое место должно выходить уважение и требовательность к ребенку. «Моим основным принципом, — говорил А.С. Макаренко в отношении детей школьного возраста, — всегда было как можно больше требований к ребенку, но вместе с тем, — как можно больше уважения к нему».

С этого возраста дети начинают принимать более активное участие в трудовой жизни семьи, несмотря на занятость в школе. Дома у них появляются определенные обязанности, которые они разделяют со старшими членами семьи. В основном это бывает помощь по хозяйству: уборка комнаты, участие в работе на огороде, в уходе за домашними животными. В некоторых семьях старшие дети заботятся о младших. От школьника родители ждут помощи, которая облегчает им собственный труд, более ответственного отношения к поручаемым детям трудовым обязанностям. Они требуют, чтобы ребенок понимал значимость своего труда, чувствовал ответственность, добивался хорошего качества и результатов.

Таким образом, в младшем школьном возрасте, у ребенка происходит четкое разделение игры и труда, т.е. деятельности, осуществляемой ради удовольствия и деятельности, направленной на достижение значимого и социально-оцениваемого результата. Это разграничение игры и труда является важным этапом в жизни ребенка. Выделение труда в самостоятельную область решительно изменяет содержание и характер трудовой деятельности ребенка. То, что школьник выполняет в семье определенные поручения, нужные для всех членов семьи, — воспитывает у него ответственность за систематическое, своевременное и добросовестное выполнение своих обязанностей, приучает его считаться с желаниями и потребностями других членов семьи, уступать в своих интересах интересам семьи.

В этой общественной стороне труда школьника и заключена его воспитательная роль.

Примечательно, что те школьники, которые выполняют в семье трудовые поручения, учатся лучше, чем дети, совершенно освобожденные от семейного труда. Учение в школе тоже труд, требующий от ребенка умения преодолевать сложности, прилагать усилия, организовывать свое время и свою деятельность, а также нести ответственность за результат своей работы.

Внеклассная работа – это разнообразная организованная педагогом деятельность школьников во внеурочное время, обеспечивающая необходимые условия для социализации личности ребёнка. Она обладает широкими возможностями воспитательного воздействия на ребёнка.

Во-первых, разнообразная внеурочная деятельность способствует разностороннему развитию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке.

Во-вторых, включение в различные виды внеклассной работы обогащает личный опыт ребёнка, его знания о разнообразной человеческой деятельности, ребенок приобретает необходимые практические умения и навыки.

В-третьих, способствует развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в трудовой деятельности.

В-четвертых, в различных формах внеклассной работы дети не только проявляют свои индивидуальные особенности, но и учатся жить в коллективе, сотрудничать друг с другом, заботиться о своих товарищах.

Таким образом, внеклассная работа является самостоятельной областью воспитательной работы учителя, осуществляемой во взаимосвязи с воспитательной работой на уроке и в семье. Она строится на добровольной основе, не терпит неорганизованности, призвана дать простор для развития творческой инициативы и фантазии, пробудить у детей живой интерес и стремление овладевать знаниями и умениями о мире трудовой деятельности.

Трудовая деятельность младших школьников во внеклассной работе развивает у них привычку и любовь к труду, дает возможность найти любимое занятие в жизни, реализовать свои способности и отыскать свое призвание.

Из выше сказанного можно выделить следующее: развитие ценностного отношения к труду можно успешно осуществить через внеклассную работу, учитывая программные требования проведения внеклассных мероприятий. При этом учитывая индивидуальные способности учащихся, их желание к выполнению заданий, подбирая эффективные формы и методы обучения. Только интересные внеклассные мероприятия способствуют развитию ценностного отношения к трудовой деятельности.

Список используемых источников

1. Васильева, Т.В. Путешествие по городу мастеров: Экспериментальная программа. III класс [Текст]/Т.В. Васильева. – Кемерово: ОблИУУ, Институт общего среднего образования, 1996. – 83 с.

2. Макаренко, А.С. Выбор профессии/ А.С. Макаренко // Соч. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1978. – Т.5. – 467 с.

3. Ожегов, С.А. Словарь русского языка: около 57 000 слов [Текст]/под ред. Чл.-корр АН СССР Н.Ю. Шведовой. – 18-е изд. – М.: Русский язык, 1986. – 797 с.

4. Прошицкая, Е.Н. Джон Голланд о выборе профессии [Текст]/Е.Н. Прошицкая// Школа и производство. – 1993. -№ 4. – С. 22-25

5. Рогов, Е.И. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. Е.И. Рогов. – М.: ВЛАДОС, 1995. – 448 с.

6. Тамбовкина, Т.В. Мир профессий [Текст]/Т.В. Тамбовкина// Начальная школа. – 1999. -№ 21. – С. 12-13.