Высшая школа делового администрирования
Конференции
Сентябрь 2023

ГЕЙМИФИКАЦИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Семенова Оксана Николаевна
учитель
МАОУ "Школа с углубленным изучением отдельных предметов № 85", г. Нижний Новгород

Методическая копилка современного преподавателя состоит из разнообразных методов и приемов преподавания иностранного языка и использования метода обучающей игры все чаще используется на уроке. Интерес к использованию этого метода не случаен и имеет несколько специфических причин.

Во-первых, в условиях современного мира преподавателю необходимы методы, способствующие оптимизации учебного процесса, что указывает на необходимость поиска средств для создания заинтересованности учащихся в предмете, а также активизации их познавательной деятельности. В качестве такого средства используются обучающие игры.

Во-вторых, для учителя иностранного языка основной задачей является изучение устной речи (общение на иностранном языке). Изучая иностранный язык, учащийся должен понимать, что это не просто школьный предмет, а средство коммуникации, как и его родной язык. Игра в таком случае создает необходимую мотивацию, которая очень важна в изучении иностранного языка.

Игровая деятельность влияет на механизмы всех познавательных процессов, таких как внимание, память, мышление и внимание. Игра создает условия для глубокого проявления способностей ребенка, оказывает положительное влияние на общее развитие учащихся, а также способствует их самореализации.

Эффективность метода игры еще в том, что игра может быть организована в различных формах работы, что важно при изучении иностранного языка, где использование разнообразных задач является привычным явлением процесса обучения. Игра может использоваться в индивидуальной, парной, групповой и коллективной формах работы на занятиях. Данный факт указывает на то, насколько эффективно использование игры с точки зрения экономии учебного времени.

Еще одним преимуществом использования данного метода обучения является универсальность игр: их можно использовать на любом этапе изучения иностранного языка, с любыми категориями учащихся и на разных этапах урока. При этом важно учитывать речевые способности учащихся, их возраст, а также особенности, присущие каждому этапу обучения.

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, позволяющей сделать интересной не только работу учащихся на творческом поисковом уровне, но и ежедневное изучение иностранного языка. Заинтересованность в игре положительно влияет на монотонную деятельность по повторению, закреплению и усвоению информации, а с другой стороны, игра способствует использованию знаний в новой ситуации и придает интересу и разнообразию учебного процесса.

На занятиях мы имеем дело с обучающими играми, которые в отличие от развлекательных, имеют специфическую методическую цель, которую учитель должен всегда четко себе представлять. Для учителя любая обучающая игра – это, прежде всего, упражнение.

Тщательно продуманная и хорошо проведённая игра облегчает изучение и закрепление речевого материала (фонетики, лексики, грамматики) и способствует формированию соответствующих умений и навыков.

Игра является эффективным средством обучения, охватывающим разные виды речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо), она помогает в овладении иностранным языком, а кроме того, учащиеся испытывают эмоциональное удовлетворение как в процессе игры, так и при достижении результатов.

Основными видами обучающих игр для изучения иностранного языка являются фонетические, лексические и грамматические.

1.Фонетические игры.

Фонетические игры занимают важное место в процессе преподавания иностранного языка. Они являются своеобразными помощниками для учителя, потому что с одной стороны игры дают учащимся возможность отдохнуть некоторое время, повышают их настроение, помогают детям чувствовать себя увереннее, создают во время занятия дружелюбную атмосферу. А с другой стороны, учащиеся продолжают учиться, даже не замечая, что они изучают новые слова и фразы, активизируют уже пройденный материал, не стесняются свободно общаться на иностранном языке, что необходимо при изучении правил фонетики. Существует много фонетических игр, которые можно использовать на уроках иностранного языка для каждого аспекта языка.

1. Игра “Who Knows the Symbols for the Sounds?” (Кто знает знаки транскрипции?)

1) Учитель произносит звуки из английской фонетики, а учащиеся показывают на карточках соответствующие им знаки транскрипции.

2) Учитель показывает знаки транскрипции, а учащиеся называют слова на карточках, в которых есть этот звук. За каждый правильный ответ учащийся получает балл. Выигрывает тот, кто наберет большее количество баллов.

2. Игра "Guess What" (Догадайся).

Учитель называет несколько слов, похожих по произношению. Задача учащихся угадать, какой звук повторяется в каждом слове.

Например: nice, island, write. Учащиеся должны догадаться, что это звук [ai].

3. Tongue-twisters (Скороговорки).

Для повторения определенных звуков английской фонетики можно использовать скороговорки, а после снятия лексических и фонетических затруднений можно их изучить наизусть. Скороговорки являются эффективным средством усвоения фонетического материала. Это хороший игровой приём при изучении правил фонетики. Скороговорки - лучшее средство в достижении четкости произношения, потому что нет более быстрого темпа, чем в скороговорках. Использование скороговорок на уроке иностранного языка поможет учителю в игровой форме отработать произношение отдельных согласных и гласных.

4. Игра “Fill in the Missing Letter” (Найди пропущенную букву).

На доске написаны слова, в каждом из которых пропущена одна буква.

Например, h…me, r…se, n…se, R…me. Учащимся надо прочесть слова и догадаться, что пропущены буква o и звук [ou].

5. Игра «Телеграмма» (Telegram)

Класс выбирает главного игрока. Этому ученику нужно представить себя в роли телеграфиста и выслать «телеграмму» - сказать по буквам слова с паузами после каждого слова. Во время паузы ученик каждой команды называет по одному слову из «телеграммы». Если учащийся ошибся, то команда теряет балл.

6. Игра “Who Has the Best Pronunciation?” (У кого лучшее произношение?)

Учитель произносит несколько слов или предложений и называет одного из участников игры. Последний должен воспроизвести слова в том же порядке, повторяя произношение и интонацию учителя. Каждый учащийся отвечает несколько раз. Выигрывает тот ученик, у кого лучшее английское произношение.

7. Игра Let Us Work on Intonation (Поработаем с интонацией).

Класс делят на две команды. На доске написаны предложения на английском языке. Представители обеих команд должны правильно поставить ударение, стрелочками отметить повышение голоса или его понижение и правильно прочесть эти предложения.

8. Игра Spell the Word (Назови слово по буквам).

Учитель показывает карточки с рисунками, а учащиеся должны назвать из каких букв состоящие слова.

9. Игра “Who is the Fastest?” (Кто самый быстрый?)

Учитель называет отдельный звук, а учащиеся должны назвать больше слов, начинающихся с этого звука.

К примеру, учитель называет звук [t] – take, tea, tomato, telegram, toast.

10. Игра “True or False” (Да или нет?)

Учитель называет звуки и показывает карточки с буквосочетаниями или словами. Учащиеся должны догадаться, соответствуют ли данные звуки буквосочетаниям и словам.

2. Лексические игры.

Игра – инструмент преподавания, который способствует активизации умственной деятельности учащихся и делает учебную деятельность более интересной.

Лексические игры используют для знакомства с новым материалом, для закрепления его учениками и для развития устной речи. Лексическая игра как один из приемов обучения должна быть несложной и интересной, способствовать закреплению ранее изученного материала. Лексические игры помогают учащимся сконцентрировать внимание на лексическом материале, помогают им увеличить словарный запас и отработать употребление слов в ситуациях реального общения.

1. Игра “Memory Game” (Игра на запоминание).

Учитель дает учащимся задание вспомнить слова к определенной теме, например "Weather". Первый ученик называет слово, второй – повторяет его и называет свое, третий – повторяет первое и второе и прибавляет свое. Ученик, который допустит ошибку, выбывает из игры.

К примеру:

Ученик 1: дождь

Ученик 2: снег

Ученик 3: туман.

2. Игра “Seasons” (Игра «Времена года»)

Цель игры – активизировать употребление лексики к теме "Seasons". Учитель предлагает кому-то из учеников описать время года и описать, не называя его. Например, “It's cold. It often snows. It is frosty.” Ученики отгадывают: "Is it autumn?" "It's winter".

3. Игра “ Remember Pictures” (Игра «Запомни картинки»)

Для проведения этой игры нужны картинки с предметами к соответствующей теме. Учитель размещает на доске рисунки и предлагает учащимся запомнить все, что на них изображено. Через 2-3 минуты рисунки закрывают, а учащимся надо назвать все предметы по рисункам. Выигрывает тот, кто назовет самое большое количество предметов.

4. Игра “Antonyms” (Игра «Антонимы»)

Ведущий, обращаясь к игрокам, говорит предложение с прилагательным, например, The apple is small. Ученик должен сказать предложение с прилагательным - антонимом, например: "The apple is big."

3. Грамматические игры используются для отработки новых правил или для закрепления уже изученного материала.

1. Игра “Questions and Answers” (Игра «Вопросы и ответы») Цель игры – отработать общие вопросы. Учитель пишет на доске предложения. Например, "My favourite season is winter/spring/summer/autumn".

Ответ: “Do you like cold weather?” Ученик, первый отгадает правильный вариант, получает бал. Выигрывает тот, у кого в конце игры будет больше баллов.

2. Игра “Transformation” (Игра «Трансформация»)

Цель игры – отработка правил строения предложений в разных временных формах.

Учащимся дают несколько предложений. Необходимо изменить каждое из них по заданию: добавить слово, изменить окончание или изменить порядок слов в предложении.

Например, необходимо изменить порядок слов в предложении:

I am reading a book.\Am I reading a book?

Следовательно, приходим к заключению, что метод использования обучающих игр очень важен, потому что именно во время игры учащиеся лучше усваивают учебный материал в различных коммуникативных ситуациях.

Таким образом, можно сделать выводы, что использование традиционных и современных инновационных методов дает наилучший результат в преподавании иностранных языков и учителю необходимо владеть всеми методами и приемами преподавания для того, чтобы его ученики хорошо знали и с удовольствием изучали иностранный язык.