воспитатель
МБДОУ "Детский сад № 113" г. Чебоксары, Чувашская Республика
Программа инклюзии предполагает обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в обычных общеобразовательных организациях с обычными детьми, потому как, для России это дело новое, возникает много вопросов, особенно в период введения такого обучения: как подготовить ребенка с ограниченными возможностями здоровья к посещению в обычный детский сад? какие проблемы у него возникнут? готов ли детский сад к обучению таких детей? кому все же необходимо специальное образование, и в чем его плюсы, минусы?
В нашей стране появилось довольно много дошкольных образовательных учреждений, внедряющих принципы инклюзивного образования. И конечно же у этой идеи есть как сторонники, так и противники.
И на какой же стороне я? Наверное, больше склоняюсь к противникам. Почему?
Естественно, при получении образования по инклюзивному принципу у лиц, имеющих особые потребности, появляется преимущество, которое можно отнести определенно к плюсам.
1. Возможность контакта с более широким кругом лиц, в том числе не имеющих ограничение по здоровью, иными словами, с обычными детьми.
2. Без сомнения можно сказать, что у большинства лиц с ограниченными возможностями круг общения ограничивается в основном близкими родственниками, либо с такими же детьми по центру реабилитации.
3. Возможность вхождения в общество (социализации) вместе и наравне с другими членами социума. Примером может служить посещение мест культурного отдыха (театры, музеи и кинотеатры) адаптированных к необходимым потребностям, облегчающим пребывание в этих местах, то есть «доступная безбарьерная среда». В наши дни это уже обычное явление.
4. Возможность иметь по жизни и в период получения образования психологическое, психолого-социальное, коррекционное и социализирующее сопровождение. Эти типы сопровождения могут и должны обеспечивать специалисты, подготовленные к преподаванию по инклюзивному типу.
5. Развитие социальных и коммуникативных навыков, взаимодействие с обществом посредством тьютерского сопровождения на всех этапах получения образования и первичного вхождения в общество. Необходимо отметить, что лица с ограниченными возможностями и особыми потребностями не обладают развитыми социальными и коммуникативными навыками. По этой причине аспект тьютерского сопровождения чрезвычайно важен. Тьютер часто выполняет роль посредника между человеком с особенностями и социумом. Особенно на первичных этапах развития социальных навыков. В образовательных учреждениях, не имеющих инклюзивной направленности, тьютеры отсутствуют.
6. Несомненным плюсом образования по инклюзивному типу является возможность разбиения общеобразовательного учебного плана с увеличением срока обучения на 1/3 времени. Это позволяет человеку с проблемами здоровья осваивать учебную программу в удобном для него темпе. Совмещать образовательный процесс с необходимыми для него мероприятиями по улучшениям качества жизни с учётом его особенностей здоровья.
И как бы это все здорово не звучало, но и там тоже есть ряд минусов. В идеале никаких минусов быть не должно, поскольку инклюзивное образование способствует улучшению качества жизни детей, особенно детей из социально уязвимых групп. Но, учитывая наши социально-экономические условия, проблемы в осуществлении инклюзивного образования существуют:
1) Отсутствие гибких образовательных стандартов.
2) Несоответствие учебных планов и содержания обучения массовых детских садов особым образовательным потребностям ребенка.
3) Отсутствие специальной подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения общего типа, незнание основ коррекционной педагогики и специальной психологии.
4) Отсутствие у педагогов детских садов представлений об особенностях психофизического развития детей с ОВЗ, методиках и технологии организации образовательного и коррекционного процесса для таких детей.
5) Недостаточное материально-техническое оснащение детского сада под нужды детей с ОВЗ (отсутствие пандусов, лифтов, специального учебного, реабилитационного, медицинского оборудования, специально оборудованных учебных мест и т.д.).
6) Отсутствие в штатном расписании образовательных учреждений общего типа дополнительных ставок педагогических (сурдопедагоги, логопеды, педагоги-психологи, тифлопедагоги) и медицинских работников.
Конечно, приятно сознавать, что сейчас государственная политика направленна на то, чтобы исключить имеющиеся минусы в инклюзивном образовании, сделать процесс получения образования на всех уровнях общедоступным для нуждающихся в нем детей.
Долгие годы система образования четко делила детей на обычных и инвалидов, которые не имели возможности получить образование и реализовать свои возможности, их не брали в учреждения, где обучаются обычные дети. Ошибочность такой ситуации бесспорна. Дети с особенностями развития должны иметь равные возможности с другими детьми. Инклюзивный подход предполагает понимание различных образовательных потребностей детей и предоставление услуг в соответствии с этими потребностями через более полное участие в образовательном процессе. Но пока минусы будут преобладать, детям с ограниченными возможностями здоровья, лучше всего обучатся в специализированных учреждениях, где им созданы все специальные условия для обучения и воспитания.