Высшая школа делового администрирования
Конференции
Январь 2023

СОЦИАЛЬНОЕ СИРОТСТВО КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Спиридонова Ирина Михайловна
педагог дополнительного образования
Иркутский детский дом-интернат № 2, г. Иркутск

Изменения в жизни страны всегда обостряют социальные проблемы общества, что в первую очередь отражается на уязвимых слоях населения. Глубокие перемены в сфере нравственных ценностей и социальных ролей снизили воспитательный потенциал семьи и уровень защищенности несовершеннолетних. Семья главная составляющая естественной защиты ребенка, кризисное состояние, отразившееся на ней, вызвало рост социального сиротства. Соответственно возникла потребность в социально-педагогической поддержке социальных сирот и дезадаптированных молодых семей. При реализации поддержки бывают трудности из-за отсутствия должного внимания к ним со стороны государства и общества, консерватизма и профессиональной некомпетентности специальных учреждений, а также не востребованностью социальных сирот обществом. На современном этапе развития России идут радикальные изменения в отношении проблемы социального сиротства. Понимается необходимость их интеграции в общество и восстановление нарушенных связей между ребенком в закрытом в стенах интерната и обществом.

Образование не может оставаться в стороне от такой актуальной проблемы общества. Интеграция социальных сирот в общеобразовательные школы вносит свои коррективы подходы в образования таких детей. Достаточно часто ребенок сирота несет в себе огромное количество психологических травм, иногда не совместимых с нормальным развитием. Оторванный от семьи, социума ребенок имеет одну задачу выжить и сил на обучение часто просто нет. Таких детей считают сложными происходит стигнация детдомовца. Главным направлением в комплексной работе педагогов становится формирование познавательной потребности, правильное отношение к труду в том числе и к учебному посредством включения в общественно полезную деятельность в коллективе и преодоление негативных наклонностей. При этом помощь педагога должна быть дозированной и с тенденцией снижения для расширения зоны самостоятельного мышления. Задания для самостоятельного выполнения посильны, а требования повышаются в соответствии с возрастом. Вовлечение детей-сирот в общее обсуждение проблем, интерес к их мнению, поощрение и создание ситуаций успеха ведут к положительным результатам. Обучение на основе личностного подхода позволяет продуктивно организовать взаимодействие ребенка сирота с домашними сверстниками. Помогает преодолеть или ослабить последствия депривации базовых потребностей. Адекватное отношение к ребенку сироте со стороны педагогов нивелируют негативное отношение со стороны домашних сверстников и их родителей. У каждого ребенка должен быть значимый взрослый, которому не безразличны его успехи, достижения, кто поддержит при неудачах и промахах. Появление небезразличного взрослого помогает обрести силы и поверить в себя. Формируется толерантное отношение к другим как у детей сирот, так и домашних детей. Целенаправленные мероприятия с детьми по развитию физических возможностей, укреплению здоровья, развитие опыта переживаний, расширение социальных контактов, получение опыта успешности в значительных видах деятельности, вхождение в социальные группы и получение нового социального статуса – все это компоненты успешной интеграции.

К сожалению, в коррекционной работе есть ряд объективных причин, которые тормозят адекватное принятие интеграции социальных сирот. К ним можно отнести высокую наполняемость классов, не достаточную компетентность педагогов в этом вопросе, отсутствие мотивации к ведению данной работы, не принятие социальных сирот обществом. Просвещение всех слоев населения и подготовка кадров поможет защитить детей сирот и сделает адаптацию более спокойной. В данное время ситуация начинает меняться в лучшую сторону. Социальные учреждения становятся более открытыми для общества, готовыми к сотрудничеству. Самым главным направление в решении проблемы социального сиротства будет являться переход к семейным формам устройства ребенка.