Высшая школа делового администрирования
Публикации
2020 (№ 3-16)

Латипова В.А. МЕТОДЫ И СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ ГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМ ИСКУССТВОМ

Латипова Венера Андреевна
педагог дополнительного образования, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Дом учащейся молодежи «Икар» городского округа Тольятти, г. Тольятти

Библиографическое описание: Латипова В.А. Методы и способы развития графических умений младших школьников на занятиях изобразительным искусством // Современная начальная школа. 2020. № 14. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/14.pdf.

Целью преподавания изобразительного искусства в учреждениях дополнительного образования детей является развитие у учащихся интереса и любви к искусству и формирование специальных художественных умений, в том числе и графических. Графические умения – комплекс умений, полученных путём неоднократного повторения упражнений на приёмы, средства и техники графического искусства.

Рассмотрим основные методы развития графических умений младших школьников:

1. Объяснительно-иллюстративный метод. На таких уроках мы рассматриваем репродукции художников и анализируем их.

2. Репродуктивный метод. Например, упражнение на копирование линейного орнамента и создание его продолжения.

3. Метод проблемного изложения. В контексте изобразительного искусства можно выстроить так: это изображение бытового предмета и наложение штриховых линий по его форме. Мы анализируем форму предмета и приходим к выводу, что круглому объекту подойдут закругленные штрихи.

4. Эвристический метод. Это, например, разложить на свет и тень какой-либо округлый предмет, на основе имеющихся знаний о том, как распределяется свет и тень в шаре. Или же учащимся можно раздать отдельные листы с поэтапной разработкой в тоне, расположенных в хаотичном порядке, один лист из которых пуст. Учащимся их необходимо расположить в определенной последовательности и заполнить в ней пробел.

5. Исследовательский метод. Напри-мер, определить какой графический способ изображения использовал художник в своей работе.

В отдельную группу развития графических умений младших школьников входит игровой метод. Основными задачами игровых упражнений в развитии художественных умений являются: развитие внимательности и наблюдательности, активизация учебной деятельности. Учащиеся изображают на листе бумаги схематичные стрелу и мишень, после чего ведут от наконечника резкую линию, чтобы эта линия оказалась в центре.

Развитие графических умений младших школьников должно вестись в определенной закономерности:

1. Ознакомление с материалами и их возможностями. Имеется большое разнообразие графических материалов, приёмов работы с ними: тушь или чёрные чернила – в данной технике удобно варьировать толщину нанесенной линии, что существенно влияет на выразительность; карандаши мягкие и твёрдые, в зависимости от состава грифеля: чем больше графита, тем мягче тон; уголь позволяет штриховать, закрывая большие плоскости ровным тоном, позволяет рисовальщику быстро работать даже тогда, когда приходится покрывать на бумаге большие поверхности. Богатство тонов угля — от воздушного серого до глубочайшего чёрного; акварель – быстро сохнет и экономична в использовании; пастель используется для создания набросков и зарисовок на тонированной бумаге; фломастеры – для линейных зарисовок, где нужен сильный контур.

2. Знакомство с приемами. В черно-белой графике используются следующие средства художественной выразительности: точка, линия, штрих и пятно.

3. Формирование художественно-творческих умений обучающихся, а именно создание композиций, выполнение упражнений.

Реализованные уроки графического искусства заключаются в упражнениях на основные средства художественной выразительности, а также создание графической работы с предварительным эскизным рядом. Эти уроки скорее были ознакомительными, поскольку ребята знакомились с материалами и с приемами художественного выражения.

Урок первый. «Линия как средство графики». Мы обсуждали как пользоваться линией, как регулировать ее толщину. И исполнили свои композиции линейно.

Урок второй: «Штрих как средство графики». Суть упражнений заключается в видах нанесений штриховой линии, т. е. сначала учащиеся проводят различные линии только в одном направлении, (горизонтальная, вертикальная и т.д.), а затем совмещает виды штриха. После выполнения упражнения ученикам предлагается исполнить этот градиент.

Урок три. «Пятно как средство графики». В этом упражнении мы работали заливками.

Урок 4. Это композиция в графике. В начале урока мы вспомнили все средства художественного выражения, что они значат и как ими пользоваться. И затем мы выполняли с каждым учеником эскизы к графической композиции.

И уже на последующих уроках мы рисовали композиции уже на больших листах.

Таким образом, развитие у учащихся младшего школьного возраста умений работы в чёрно-белой графике будет эффективным, если при объяснении заданий будет использоваться иллюстративный ряд, раскрывающий основные задачи работы; будут использоваться психолого-педагогические условия организации урока по обучениям приёмам черно-белой графики (возрастные и личностные особенности, уровень подготовки учащихся и т.д.); будет предоставлена грамотная оснащенность аудитории; будут рационально использоваться методы.



Библиографический список

1. Бесчастнов Н.П. Черно-белая графика: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит изд. центр ВЛАДОС, 2002.

2. Желондиевская Л.В. Формальные изобразительные средства графической композиции // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2007. - №76.

3. Кандинский В. Точка и линия на плоскости. - СПб.: Азбука, 2001.

4. Полунина В. Н. Искусство и дети: из опыта работы учителя / В. Н. Полунина; [Послесл. Б. П. Юсова]. - М.: Просвещение, 1982. - 191 с

5. Сопроненко Л.П., Локалов В.А. Техники черно-белой графики: учебное пособие. – СПб.: НИУ ИТМО, 2014.