Латипова Венера Андреевна
педагог дополнительного образования, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Дом учащейся молодежи «Икар» городского округа Тольятти, г. Тольятти
Библиографическое описание: Латипова В.А. Методы и способы развития графических умений младших школьников на занятиях изобразительным искусством // Современная начальная школа. 2020. № 14. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/14.pdf.
Целью преподавания изобразительного искусства в учреждениях дополнительного образования детей является развитие у учащихся интереса и любви к искусству и формирование специальных художественных умений, в том числе и графических. Графические умения – комплекс умений, полученных путём неоднократного повторения упражнений на приёмы, средства и техники графического искусства.
Рассмотрим основные методы развития графических умений младших школьников:
1. Объяснительно-иллюстративный метод. На таких уроках мы рассматриваем репродукции художников и анализируем их.
2. Репродуктивный метод. Например, упражнение на копирование линейного орнамента и создание его продолжения.
3. Метод проблемного изложения. В контексте изобразительного искусства можно выстроить так: это изображение бытового предмета и наложение штриховых линий по его форме. Мы анализируем форму предмета и приходим к выводу, что круглому объекту подойдут закругленные штрихи.
4. Эвристический метод. Это, например, разложить на свет и тень какой-либо округлый предмет, на основе имеющихся знаний о том, как распределяется свет и тень в шаре. Или же учащимся можно раздать отдельные листы с поэтапной разработкой в тоне, расположенных в хаотичном порядке, один лист из которых пуст. Учащимся их необходимо расположить в определенной последовательности и заполнить в ней пробел.
5. Исследовательский метод. Напри-мер, определить какой графический способ изображения использовал художник в своей работе.
В отдельную группу развития графических умений младших школьников входит игровой метод. Основными задачами игровых упражнений в развитии художественных умений являются: развитие внимательности и наблюдательности, активизация учебной деятельности. Учащиеся изображают на листе бумаги схематичные стрелу и мишень, после чего ведут от наконечника резкую линию, чтобы эта линия оказалась в центре.
Развитие графических умений младших школьников должно вестись в определенной закономерности:
1. Ознакомление с материалами и их возможностями. Имеется большое разнообразие графических материалов, приёмов работы с ними: тушь или чёрные чернила – в данной технике удобно варьировать толщину нанесенной линии, что существенно влияет на выразительность; карандаши мягкие и твёрдые, в зависимости от состава грифеля: чем больше графита, тем мягче тон; уголь позволяет штриховать, закрывая большие плоскости ровным тоном, позволяет рисовальщику быстро работать даже тогда, когда приходится покрывать на бумаге большие поверхности. Богатство тонов угля — от воздушного серого до глубочайшего чёрного; акварель – быстро сохнет и экономична в использовании; пастель используется для создания набросков и зарисовок на тонированной бумаге; фломастеры – для линейных зарисовок, где нужен сильный контур.
2. Знакомство с приемами. В черно-белой графике используются следующие средства художественной выразительности: точка, линия, штрих и пятно.
3. Формирование художественно-творческих умений обучающихся, а именно создание композиций, выполнение упражнений.
Реализованные уроки графического искусства заключаются в упражнениях на основные средства художественной выразительности, а также создание графической работы с предварительным эскизным рядом. Эти уроки скорее были ознакомительными, поскольку ребята знакомились с материалами и с приемами художественного выражения.
Урок первый. «Линия как средство графики». Мы обсуждали как пользоваться линией, как регулировать ее толщину. И исполнили свои композиции линейно.
Урок второй: «Штрих как средство графики». Суть упражнений заключается в видах нанесений штриховой линии, т. е. сначала учащиеся проводят различные линии только в одном направлении, (горизонтальная, вертикальная и т.д.), а затем совмещает виды штриха. После выполнения упражнения ученикам предлагается исполнить этот градиент.
Урок три. «Пятно как средство графики». В этом упражнении мы работали заливками.
Урок 4. Это композиция в графике. В начале урока мы вспомнили все средства художественного выражения, что они значат и как ими пользоваться. И затем мы выполняли с каждым учеником эскизы к графической композиции.
И уже на последующих уроках мы рисовали композиции уже на больших листах.
Таким образом, развитие у учащихся младшего школьного возраста умений работы в чёрно-белой графике будет эффективным, если при объяснении заданий будет использоваться иллюстративный ряд, раскрывающий основные задачи работы; будут использоваться психолого-педагогические условия организации урока по обучениям приёмам черно-белой графики (возрастные и личностные особенности, уровень подготовки учащихся и т.д.); будет предоставлена грамотная оснащенность аудитории; будут рационально использоваться методы.
Библиографический список
1. Бесчастнов Н.П. Черно-белая графика: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит изд. центр ВЛАДОС, 2002.
2. Желондиевская Л.В. Формальные изобразительные средства графической композиции // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2007. - №76.
3. Кандинский В. Точка и линия на плоскости. - СПб.: Азбука, 2001.
4. Полунина В. Н. Искусство и дети: из опыта работы учителя / В. Н. Полунина; [Послесл. Б. П. Юсова]. - М.: Просвещение, 1982. - 191 с
5. Сопроненко Л.П., Локалов В.А. Техники черно-белой графики: учебное пособие. – СПб.: НИУ ИТМО, 2014.
педагог дополнительного образования, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Дом учащейся молодежи «Икар» городского округа Тольятти, г. Тольятти
Библиографическое описание: Латипова В.А. Методы и способы развития графических умений младших школьников на занятиях изобразительным искусством // Современная начальная школа. 2020. № 14. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/14.pdf.
Целью преподавания изобразительного искусства в учреждениях дополнительного образования детей является развитие у учащихся интереса и любви к искусству и формирование специальных художественных умений, в том числе и графических. Графические умения – комплекс умений, полученных путём неоднократного повторения упражнений на приёмы, средства и техники графического искусства.
Рассмотрим основные методы развития графических умений младших школьников:
1. Объяснительно-иллюстративный метод. На таких уроках мы рассматриваем репродукции художников и анализируем их.
2. Репродуктивный метод. Например, упражнение на копирование линейного орнамента и создание его продолжения.
3. Метод проблемного изложения. В контексте изобразительного искусства можно выстроить так: это изображение бытового предмета и наложение штриховых линий по его форме. Мы анализируем форму предмета и приходим к выводу, что круглому объекту подойдут закругленные штрихи.
4. Эвристический метод. Это, например, разложить на свет и тень какой-либо округлый предмет, на основе имеющихся знаний о том, как распределяется свет и тень в шаре. Или же учащимся можно раздать отдельные листы с поэтапной разработкой в тоне, расположенных в хаотичном порядке, один лист из которых пуст. Учащимся их необходимо расположить в определенной последовательности и заполнить в ней пробел.
5. Исследовательский метод. Напри-мер, определить какой графический способ изображения использовал художник в своей работе.
В отдельную группу развития графических умений младших школьников входит игровой метод. Основными задачами игровых упражнений в развитии художественных умений являются: развитие внимательности и наблюдательности, активизация учебной деятельности. Учащиеся изображают на листе бумаги схематичные стрелу и мишень, после чего ведут от наконечника резкую линию, чтобы эта линия оказалась в центре.
Развитие графических умений младших школьников должно вестись в определенной закономерности:
1. Ознакомление с материалами и их возможностями. Имеется большое разнообразие графических материалов, приёмов работы с ними: тушь или чёрные чернила – в данной технике удобно варьировать толщину нанесенной линии, что существенно влияет на выразительность; карандаши мягкие и твёрдые, в зависимости от состава грифеля: чем больше графита, тем мягче тон; уголь позволяет штриховать, закрывая большие плоскости ровным тоном, позволяет рисовальщику быстро работать даже тогда, когда приходится покрывать на бумаге большие поверхности. Богатство тонов угля — от воздушного серого до глубочайшего чёрного; акварель – быстро сохнет и экономична в использовании; пастель используется для создания набросков и зарисовок на тонированной бумаге; фломастеры – для линейных зарисовок, где нужен сильный контур.
2. Знакомство с приемами. В черно-белой графике используются следующие средства художественной выразительности: точка, линия, штрих и пятно.
3. Формирование художественно-творческих умений обучающихся, а именно создание композиций, выполнение упражнений.
Реализованные уроки графического искусства заключаются в упражнениях на основные средства художественной выразительности, а также создание графической работы с предварительным эскизным рядом. Эти уроки скорее были ознакомительными, поскольку ребята знакомились с материалами и с приемами художественного выражения.
Урок первый. «Линия как средство графики». Мы обсуждали как пользоваться линией, как регулировать ее толщину. И исполнили свои композиции линейно.
Урок второй: «Штрих как средство графики». Суть упражнений заключается в видах нанесений штриховой линии, т. е. сначала учащиеся проводят различные линии только в одном направлении, (горизонтальная, вертикальная и т.д.), а затем совмещает виды штриха. После выполнения упражнения ученикам предлагается исполнить этот градиент.
Урок три. «Пятно как средство графики». В этом упражнении мы работали заливками.
Урок 4. Это композиция в графике. В начале урока мы вспомнили все средства художественного выражения, что они значат и как ими пользоваться. И затем мы выполняли с каждым учеником эскизы к графической композиции.
И уже на последующих уроках мы рисовали композиции уже на больших листах.
Таким образом, развитие у учащихся младшего школьного возраста умений работы в чёрно-белой графике будет эффективным, если при объяснении заданий будет использоваться иллюстративный ряд, раскрывающий основные задачи работы; будут использоваться психолого-педагогические условия организации урока по обучениям приёмам черно-белой графики (возрастные и личностные особенности, уровень подготовки учащихся и т.д.); будет предоставлена грамотная оснащенность аудитории; будут рационально использоваться методы.
Библиографический список
1. Бесчастнов Н.П. Черно-белая графика: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит изд. центр ВЛАДОС, 2002.
2. Желондиевская Л.В. Формальные изобразительные средства графической композиции // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2007. - №76.
3. Кандинский В. Точка и линия на плоскости. - СПб.: Азбука, 2001.
4. Полунина В. Н. Искусство и дети: из опыта работы учителя / В. Н. Полунина; [Послесл. Б. П. Юсова]. - М.: Просвещение, 1982. - 191 с
5. Сопроненко Л.П., Локалов В.А. Техники черно-белой графики: учебное пособие. – СПб.: НИУ ИТМО, 2014.