Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА «СОЛНЕЧНЫЙ КРУГ»

Козлова Елена Алексеевна,
воспитатель,
Кизина Ольга Алексеевна,
воспитатель,
ГБУ АО СРЦ ДОВ «Ручеек»,
г. Северодвинск
Организация работы родительского клуба «Солнечный круг»
Программа родительского клуба «Солнечный круг»
Аннотация к программе родительского клуба «Солнечный круг»
Данная программа может быть использована педагогами, социальными работниками, педагогами-организаторами, работающими с семьями, воспитывающими детей с ментальными нарушениями, в том числе с синдромом Дауна.
В программе представлен план совместных мероприятий с родителями и детьми, направленный на создание благоприятных условий для преодоления социальной изолированности семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.
1.         Пояснительная записка.
Актуальность.
Современный подход к семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), рассматривает ее как реабилитационную структуру, изначально обладающую потенциальными возможностями к созданию максимально благоприятных условий для развития и воспитания ребенка. Но зачастую родители не обладают необходимыми ресурсами для помощи своему ребенку, потому что сами нуждаются в поддержке.
Любая семья мечтает о том, что их родившийся малыш будет здоровым, красивым и умным, что он добьется успехов в обществе и станет опорой своим близким. Факт появления на свет ребенка «не такого, как у всех», является причиной сильного стресса, испытываемого родителями, в первую очередь матерью. Длительный и постоянный стресс оказывает негативное воздействие на психику родителей и является условием резкого травмирующего изменения сформировавшихся в семье жизненных стереотипов. Все надежды, связываемые с рождением ребенка, рушатся в один миг. Обретение же новых жизненных ценностей растягивается порой на очень длительный период. Положение родителей можно охарактеризовать как внутренний (психологический) и внешний (социальный) тупик.
Рождение малыша с нарушением в развитии изменяет весь ход жизни семьи и является причиной ее продолжительной дезадаптации. Семья попадает в группу риска, становится малообщительной и избирательной в контактах. Она сужает круг своих знакомых и ограничивает общение с родственниками в силу особенностей состояния ребенка с отклонением, а также из-за личностных установок самих родителей. Рождение ребенка с нарушением в развитии оказывает, по большей мере, деформирующее влияние на взаимоотношения между родителями. В некоторых случаях подобные трудности сплачивают семью, однако гораздо чаще наблюдается ее распад. Накладывается табу на репродуктивную функцию из страха, что несчастье может повториться. Такие семьи более других подвержены конфликтам и распаду.
Кроме того, переживания, выпавшие на долю матери ребенка с отклонением в развитии, зачастую превышают уровень переносимых нагрузок, что проявляется в появлении различных соматических заболеваний, астенических и вегетативных расстройств.
Таким образом, проблемы семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, имеют много аспектов психологического, социального и соматического характера. Все это в совокупности обусловливает острую необходимость оказания семьям, воспитывающим детей с ОВЗ, специальной психологической помощи и поддержки.
Работа с семьей становится, таким образом, одним из важнейших направлений в системе медико-социального и психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
В 2019 году в нашем Центре для развития сотрудничества педагогов и семей начал свою работу родительский клуб «Солнечный круг».
Планируя нашу работу по организации родительского клуба, мы изучили методическую литературу. В литературе описаны разные классификации форм работы образовательного учреждения с родителями: коллективные и индивидуальные, внутри учреждений и за его пределами, традиционные и инновационные. Наш интерес вызвали нетрадиционные формы взаимодействия с семьями воспитанников. Изученная литература и опыт работы других детских учреждений позволил нам выявить такую эффективную форму работы с семьей, как родительский клуб. Программа является авторской.
Родительский клуб – эффективная форма сопровождения семей, воспитывающих детей с ментальными нарушениями, в том числе с синдромом Дауна.
Целью программы является создание благоприятных условий для преодоления социальной изолированности семей, воспитывающих детей с ментальными нарушениями, в том числе с синдромом Дауна.
Программа направлена на решение следующих задач:
1.         создание условий для активизации социальной активности семей;
2.         повышение психолого-педагогической компетентности родителей;
3.         содействие сплоченности родительского коллектива;
4.         привлечение родителей к совместной деятельности;
5.         создание положительного эмоционального фона в процессе совместной деятельности педагогов, родителей и детей.
Масштаб реализации: дети с ментальными нарушениями, в т.ч. с синдромом Дауна, и их родители.
Форма организации работы: групповая, с периодичностью 1 раз в месяц.
Сроки реализации: один учебный год.
Виды направленности программы:
1.         по содержанию – социально-педагогическая;
2.         по функциональному назначению – досуговая;
3.         по форме организации – групповая;
4.         по времени реализации – долгосрочная (1 год).
Ожидаемые результаты:
1.         активное участие родителей в совместной деятельности;
2.         появление доверительных отношений между родителями;
3.         сплочение родительского коллектива;
4.         проявление родительской инициативы в процессе организации совместных мероприятий;
5.         эмоциональное раскрепощение родителей, общение семей вне Центра.
Этапы работы:
1.         Подготовительный этап. Проведение первичного анкетирования, информирование семей о мероприятиях в рамках программы, подготовка к реализации программы. (Приложение 1)
2.         Основной этап. Проведение совместных мероприятий с родителями и детьми.
3.         Завершающий этап. Проведение итогового анкетирования по результатам работы. Анализ итогов программы. (Приложение 1)
2. Описание и содержание программы.
План мероприятий с родителями:

Месяц

Содержание

Задачи

Оборудование

сентябрь

Городской творческий конкурс «Праздник урожая»:

1. индивидуальное изготовление поделки (ежик);

2. создание коллективной работы;

3. посещение итогового мероприятия в городском парке.

1. приобщать родителей к изготовлению поделок из природного и растительного материала вместе с детьми;

2. создавать положительную эмоциональную атмосферу во время совместной деятельности;

3. содействовать сплоченности родительского коллектива.

1. разнообразный природный материал (шишки, орехи, семечки, листья и др.);

2. пластилин, картон, цветная бумага;

3. декоративные украшения.

октябрь

Городская библиотека «Бестселлер», совместное занятие на тему: «Овощи-фрукты»:

1. интерактивная игра «Корзинка овощей и фруктов»;

2. веселая минутка (танцевальная);

3. мастер-класс «Банка с овощами».

1. привлекать родителей к участию в совместной деятельности с детьми (мастер-класс «Банка с овощами»);

2. создавать положительную эмоциональную атмосферу во время совместной деятельности;

3. содействовать сплоченности родительского коллектива.

1. компьютер;

2. интерактивный экран;

3. муляжи овощей и фруктов;

4. готовые силуэты овощей и фруктов;

5. клей, ножницы, клеенки.

ноябрь

Городской краеведческий музей игровое развлечение «Забавы возле печки»:

1. знакомство с обычаями и традициями русского народа (название предметов быта и их назначение);

2. старинные русские игры;

3. посещение музея кукол.

1. приобщать детей и родителей к истокам русской народной культуры по средствам знакомства с обычаями и традициями русского народа (старинные русские игры);

2. создавать положительную эмоциональную атмосферу во время совместной деятельности;

3. содействовать сплоченности родительского коллектива.

1. старинные предметы быта;

2. куклы.

декабрь

Постановка и показ сказки «Теремок»:

1. распределение ролей, создание атрибутов;

2. репетиции;

3. показ сказки.


1. привлекать родителей и детей к театрализованной деятельности;

2. расширять круг общения родителей;

3. создавать положительную эмоциональную атмосферу во время совместной деятельности.

1. костюмы персонажей, маски;

2. атрибуты (горшок, стулья);

3. приглашения.

январь

Мастер-класс «Рождественская игрушка в технике Декупаж»:

1. история возникновения и развития техники «Декупаж»;

2. показ способа изготовления поделки в технике «Декупаж»;

3. изготовление поделки.

1. привлекать родителей и детей к творчеству и технике «Декупаж»;

2. познакомить родителей и детей с историей возникновения и развития техники «Декупаж»;

3. создавать положительную эмоциональную атмосферу во время совместной деятельности;

4. содействовать сплоченности родительского коллектива.

1. салфетки трехслойные, клей ПВА, кисточки, ножницы;

2. деревянные заготовки;

3. декоративные украшения.

февраль

Мастер-класс по изготовлению «Куколки-желанницы»:

1. знакомство с обычаями и традициями русского народа;

2. знакомство с малыми формами фольклора;

3. изготовление поделки.

1. привлекать родителей и детей к совместной деятельности по изготовлению поделки;

2. обучать родителей практическим навыкам;

3. приобщать детей и родителей к истокам русской народной культуры по средствам знакомства с обычаями и традициями русского народа;

4. создавать положительную эмоциональную атмосферу во время совместной деятельности;

5. содействовать сплоченности родительского коллектива.

1. ткань, ножницы, нитки.

март

Семейный городской конкурс «Скворечник»:

1. беседы с детьми о птицах, наблюдение за птицами, прилетающими на участок;

2. индивидуальное изготовление поделки (скворечник);

3. посещение итогового мероприятия в городском парке.

1. приобщать родителей к совместной деятельности с детьми по изготовлению поделки (скворечник);

2. вызвать желание заботиться о птицах;

3. вызвать чувство радости от совместной деятельности;

4. содействовать сплоченности родительского коллектива.

1. заготовки для скворечника;

2. декоративные украшения;

3. угощения для птиц.

апрель

Городской краеведческий музей мастер-класс «Семейная мастерская» (мукосольки):

1. знакомство детей и родителей с соленым тестом, его свойствами;

2. показ способов изготовления поделок;

3. изготовление поделки.

1. привлекать родителей к участию в совместной деятельности с детьми (мастер-класс по изготовлению поделки из соленого теста);

2. создавать положительную эмоциональную атмосферу во время совместной деятельности;

3. содействовать сплоченности родительского коллектива.

1. соленое тесто;

2. вода, кисть.


май

Городской театр:

1. чтение литературного произведения;

2. знакомство с правилами поведения в театре;

3. просмотр спектакля.

1. привлекать родителей к участию в совместной деятельности с детьми;

2. развивать эстетические чувства детей и родителей, обогащать словарный запас;

3. создавать положительную эмоциональную атмосферу во время совместной деятельности;

4. содействовать сплоченности родительского коллектива.

1. книга со сказками

Приложение 1
Анкета для семей-участников программы родительского клуба «Солнечный круг»
1.         Часто ли Вы посещаете общественные места с Вашим ребенком?
·          часто
·          иногда
·          редко
2.         Какие именно общественные места Вы посещаете?
·          кафе
·          магазины
·          библиотеки
·          музеи
·          детские площадки
·          другое
3.         Часто ли Вы общаетесь с другими семьями, в которых растут дети с ограниченными возможностями здоровья?
·          часто
·          иногда
·          редко
4.         Как Вы считаете, нужны ли Вам совместные мероприятия?
·          да
·          нет
5.         Как часто Вы хотели бы участвовать в совместных мероприятиях?
·          часто
·          иногда
·          редко
6.         Готовы ли Вы взаимодействовать с педагогами при подготовке совместных мероприятий?
·          да
·          нет
7.         Удовлетворены ли Вы качеством совместных мероприятий в рамках участия программы «Солнечный круг»?
·          да
·          нет
·          частично
8.         Есть ли у Вас какие-либо предложения, рекомендации?
Август 2021