воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 37 «Белочка»
Цель мастер – класса:
Представление опыта работы с детьми дошкольного возраста по развитию познавательной активности через экспериментально-исследовательскую деятельность.
Задачи:
-Поделиться с педагогами опытом по развитию познавательной активности дошкольников через экспериментально-исследовательскую деятельность;
-Представить одну из форм проведения опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста;
-Сформировать у участников мастер-класса мотивацию на использование в воспитательно–образовательном процессе опытно-экспериментальной деятельности, способствующей познавательной активности дошкольников;
-Активизировать самостоятельную работу воспитателей, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта.
Стремление к исследованиям, поисковая активность- естественное состояние ребёнка дошкольного возраста. Детям свойственна потребность в получении и переработке информации. Организуя поисково-исследовательскую деятельность дошкольников, следует помнить, что при дефиците новых впечатлений дети испытывают интеллектуальный голод, а избыточная стимуляция умственной деятельности и критика со стороны взрослого тормозят развитие любознательности и потребности в самостоятельном поиске. Следовательно, для успешного формирования исследовательского поведения ребёнка необходимо создавать такие условия, которые бы поощряли у ребёнка стремление к открытиям, но при этом не давали бы готовых образцов, решений, а активизировали бы самостоятельную познавательно-практическую деятельность. Таким образом, необходимы преодолимые препятствия, развивающие вкус к поиску и составляющие исследовательскую практику ребёнка.
Дети существа удивительные, они каждый день совершают открытия, заставляя нас взрослых, взглянуть на мир по новому, и чтобы лучше их понять нужно самим стать чуть-чуть ребёнком и взглянуть на мир его глазами.
Сейчас я Вас превращу в детей.
1-2-3 взрослых в детей преврати.
А теперь ребята, и Вам взрослые предлагаю немного поиграть и загадку отгадать, чем же время нам занять?
Посмотрите на экран и подумайте, о чём идёт речь? (показ видео, в котором дети рассуждают, что такое эксперимент).
И тема моего мастер-класса «Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей» (с использованием сказки).
В своей работе метод экспериментирования использую не только в условиях искусственно созданной лаборатории, но и посредством путешествия в сказку. Именно это я Вам сегодня и продемонстрирую.
Итак, сказка «Приключения в Цитрусовом царстве»
В некотором царстве, в цитрусовом государстве жили- были 3 брата: Как вы думаете, кто?
-Мандарин, лимон и апельсин.
-Верно.
В один день, Лимон рассердился на своих братьев и говорит: «Почему это у мандарина этого 2, у апельсина 1, а у меня и вовсе нет?» Попробуйте догадаться, чего у Мандарина -2, у Апельсина-1, а у Лимона нет вовсе? (буква А). Сначала они жили вместе, но потом поссорились и разъехались в разные стороны, по разным замкам.
Долго- долго они не встречались, даже письма друг другу они не писали, пока с одним из них - Лимоном, не случилась беда.
Напали на него злые перцы-разбойники, замок отобрали, а самого посадили в самую высокую башню.
Вот тут-то Лимон и вспомнил о своих братьях, ведь только они одни могут ему помочь. Решил он послать о себе весточку, но как это сделать, если под рукой нет даже малюсенького карандаша. Только лист белой бумаги. Долго он думал и придумал.
Как вы думаете, что придумал Лимон? Как он написал письмо братьям? (написал письмо лимонным соком).
Написал, свернул лист бумаги самолётиком и запустил его. Куда ветер подует, туда и понесёт. А полетел самолётик в замок Мандарина, увидел он самолёт, поднял его, да поранился о бумагу. Взял он йод, чтобы рану обработать, и нечаянно пролил на лист и увидел…
А что он там увидел, мы сейчас с вами узнаем.
Эксперимент с бумагой и соком лимона.
Перед вами лежат белые листы бумаги. Возьмите кисточку и нанесите на листы бумаги раствор йода.
Хорошо, молодцы.
Тайное письмо открывается (на бумаге появляется слово «ПОМОГИТЕ»).
Почему совершенно белый лист бумаги стал синего цвета?
Как вы думаете?
Произошла какая- то реакция?
А происходит это потому, что при изготовлении бумаги используется крахмал, который синеет при соединении с йодом, а лимон нет.
Как вы думаете, можно ли это свойство лимона применять в жизни?
Игра «Шпион», Разведчики» и тд.
Прочитал Мандарин письмо своего брата и тут же забыл все обиды, и стал думать, как же ему спасти своего брата.
Да одному ему не справиться, решил он отправиться к своему брату в царство Апельсина.
Докатился он до речки, что возле Апельсинового царства протекает. Как же перебраться? Ни моста, ни лодки. Прыгнул в воду и плавает как поплавок, волной его к берегу прибивает, никак не может переплыть реку. Сел на берег и думает, что же ему делать. А давайте, сейчас проверим, действительно ли мандарин плавает как поплавок? Опустите его в воду.
Как Вы думаете, что Мандарину мешает, почему его течением по поверхности носит? (в порах кожуры находится воздух, поэтому он и не тонет).
Где это свойство воздуха применяется в жизни? (при строительстве кораблей). Выплыл мандарин на берег и стал думать. Думал, думал и придумал…
-Что нужно сделать мандарину, чтобы перебраться на другой берег?
- Раздеться
- Правильно!
Снял Мандарин с себя кожуру, сложил её на песочке и прыгнул в воду.
Эксперимент с мандарином.
А давайте попробуем, правда мандарин плавает как поплавок.
Опустите в воду мандарины: с кожурой и без.
Без кожуры Мандарин опустился на дно. И по дну, цепляясь за ветки, водоросли перебрался на другой берег.
Приходит он в царство Апельсина, а там веселье, смех. День рождения у апельсина, везде шары. Услышал он историю Мандарина, и сразу стало не до смеха, когда брат родной - Лимон в беде.
Сели они на крылечке, думают, как же спасти своего брата Лимона.
И решили они лететь на воздушных шарах.
Летят на воздушных шарах! Долго ли коротко ли летели. Вот и башня впереди с темницей. Первым на башню приземлился Мандарин.
А Апельсин неуклюжий был, зацепился кожурой за воздушный шар, тот и лопнул.
Как вы думаете, почему лопнул шарик у Апельсина?
А Вы внимательно слушали сказку? Чем дотронулся Апельсин до шара?
Шар лопнул потому, что он дотронулся апельсиновой кожурой.
Давайте проверим.
А теперь вы попробуйте дотронуться кожурой до шарика.
Эксперимент с шариком и апельсиновой кожурой.
Воспитатель: Почему от кожуры лопнули шарики?
Всё дело в эфирном масле, которое содержится в кожуре апельсина. Оно растворяет резину, шарик и лопнул.
-А почему у мандарина не лопнул шарик?
-Мандарин без шкурки!
-Правильно!
Где применяются эфирные масла? (в косметологии, парфюмерии).
Испугались злые перцы взрывов и убежали, а братья стали жить дружно и весело. И больше никогда не ссорились.
Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец.
1-2-3 детей во взрослых преврати.
Итог: Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. А закончить свой мастер-класс мне бы хотелось словами педагога Василия Александровича Сухомлинского: «Умейте открывать перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открывать так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».