Высшая школа делового администрирования
Конференции

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СКАЗКИ «ПРИКЛЮЧЕНИЯ В ЦИТРУСОВОМ ЦАРСТВЕ»

Магомедова Вера Курбановна
воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 37 «Белочка»

Цель мастер – класса:

Представление опыта работы с детьми дошкольного возраста по развитию познавательной активности через экспериментально-исследовательскую деятельность.

Задачи:

-Поделиться с педагогами опытом по развитию познавательной активности дошкольников через экспериментально-исследовательскую деятельность;

-Представить одну из форм проведения опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста;

-Сформировать у участников мастер-класса мотивацию на использование в воспитательно–образовательном процессе опытно-экспериментальной деятельности, способствующей познавательной активности дошкольников;

-Активизировать самостоятельную работу воспитателей, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта.

Стремление к исследованиям, поисковая активность- естественное состояние ребёнка дошкольного возраста. Детям свойственна потребность в получении и переработке информации. Организуя поисково-исследовательскую деятельность дошкольников, следует помнить, что при дефиците новых впечатлений дети испытывают интеллектуальный голод, а избыточная стимуляция умственной деятельности и критика со стороны взрослого тормозят развитие любознательности и потребности в самостоятельном поиске. Следовательно, для успешного формирования исследовательского поведения ребёнка необходимо создавать такие условия, которые бы поощряли у ребёнка стремление к открытиям, но при этом не давали бы готовых образцов, решений, а активизировали бы самостоятельную познавательно-практическую деятельность. Таким образом, необходимы преодолимые препятствия, развивающие вкус к поиску и составляющие исследовательскую практику ребёнка.

Дети существа удивительные, они каждый день совершают открытия, заставляя нас взрослых, взглянуть на мир по новому, и чтобы лучше их понять нужно самим стать чуть-чуть ребёнком и взглянуть на мир его глазами.

Сейчас я Вас превращу в детей.

1-2-3 взрослых в детей преврати.

А теперь ребята, и Вам взрослые предлагаю немного поиграть и загадку отгадать, чем же время нам занять?

Посмотрите на экран и подумайте, о чём идёт речь? (показ видео, в котором дети рассуждают, что такое эксперимент).

И тема моего мастер-класса «Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей» (с использованием сказки).

В своей работе метод экспериментирования использую не только в условиях искусственно созданной лаборатории, но и посредством путешествия в сказку. Именно это я Вам сегодня и продемонстрирую.

Итак, сказка «Приключения в Цитрусовом царстве»

В некотором царстве, в цитрусовом государстве жили- были 3 брата: Как вы думаете, кто?

-Мандарин, лимон и апельсин.

-Верно.

В один день, Лимон рассердился на своих братьев и говорит: «Почему это у мандарина этого 2, у апельсина 1, а у меня и вовсе нет?» Попробуйте догадаться, чего у Мандарина -2, у Апельсина-1, а у Лимона нет вовсе? (буква А). Сначала они жили вместе, но потом поссорились и разъехались в разные стороны, по разным замкам.

Долго- долго они не встречались, даже письма друг другу они не писали, пока с одним из них - Лимоном, не случилась беда.

Напали на него злые перцы-разбойники, замок отобрали, а самого посадили в самую высокую башню.

Вот тут-то Лимон и вспомнил о своих братьях, ведь только они одни могут ему помочь. Решил он послать о себе весточку, но как это сделать, если под рукой нет даже малюсенького карандаша. Только лист белой бумаги. Долго он думал и придумал.

Как вы думаете, что придумал Лимон? Как он написал письмо братьям? (написал письмо лимонным соком).

Написал, свернул лист бумаги самолётиком и запустил его. Куда ветер подует, туда и понесёт. А полетел самолётик в замок Мандарина, увидел он самолёт, поднял его, да поранился о бумагу. Взял он йод, чтобы рану обработать, и нечаянно пролил на лист и увидел…

А что он там увидел, мы сейчас с вами узнаем.

Эксперимент с бумагой и соком лимона.

Перед вами лежат белые листы бумаги. Возьмите кисточку и нанесите на листы бумаги раствор йода.

Хорошо, молодцы.

Тайное письмо открывается (на бумаге появляется слово «ПОМОГИТЕ»).

Почему совершенно белый лист бумаги стал синего цвета?

Как вы думаете?

Произошла какая- то реакция?

А происходит это потому, что при изготовлении бумаги используется крахмал, который синеет при соединении с йодом, а лимон нет.

Как вы думаете, можно ли это свойство лимона применять в жизни?

Игра «Шпион», Разведчики» и тд.

Прочитал Мандарин письмо своего брата и тут же забыл все обиды, и стал думать, как же ему спасти своего брата.

Да одному ему не справиться, решил он отправиться к своему брату в царство Апельсина.

Докатился он до речки, что возле Апельсинового царства протекает. Как же перебраться? Ни моста, ни лодки. Прыгнул в воду и плавает как поплавок, волной его к берегу прибивает, никак не может переплыть реку. Сел на берег и думает, что же ему делать. А давайте, сейчас проверим, действительно ли мандарин плавает как поплавок? Опустите его в воду.

Как Вы думаете, что Мандарину мешает, почему его течением по поверхности носит? (в порах кожуры находится воздух, поэтому он и не тонет).

Где это свойство воздуха применяется в жизни? (при строительстве кораблей). Выплыл мандарин на берег и стал думать. Думал, думал и придумал…

-Что нужно сделать мандарину, чтобы перебраться на другой берег?

- Раздеться

- Правильно!

Снял Мандарин с себя кожуру, сложил её на песочке и прыгнул в воду.

Эксперимент с мандарином.

А давайте попробуем, правда мандарин плавает как поплавок.

Опустите в воду мандарины: с кожурой и без.

Без кожуры Мандарин опустился на дно. И по дну, цепляясь за ветки, водоросли перебрался на другой берег.

Приходит он в царство Апельсина, а там веселье, смех. День рождения у апельсина, везде шары. Услышал он историю Мандарина, и сразу стало не до смеха, когда брат родной - Лимон в беде.

Сели они на крылечке, думают, как же спасти своего брата Лимона.

И решили они лететь на воздушных шарах.

Летят на воздушных шарах! Долго ли коротко ли летели. Вот и башня впереди с темницей. Первым на башню приземлился Мандарин.

А Апельсин неуклюжий был, зацепился кожурой за воздушный шар, тот и лопнул.

Как вы думаете, почему лопнул шарик у Апельсина?

А Вы внимательно слушали сказку? Чем дотронулся Апельсин до шара?

Шар лопнул потому, что он дотронулся апельсиновой кожурой.

Давайте проверим.

А теперь вы попробуйте дотронуться кожурой до шарика.

Эксперимент с шариком и апельсиновой кожурой.

Воспитатель: Почему от кожуры лопнули шарики?

Всё дело в эфирном масле, которое содержится в кожуре апельсина. Оно растворяет резину, шарик и лопнул.

-А почему у мандарина не лопнул шарик?

-Мандарин без шкурки!

-Правильно!

Где применяются эфирные масла? (в косметологии, парфюмерии).

Испугались злые перцы взрывов и убежали, а братья стали жить дружно и весело. И больше никогда не ссорились.

Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец.

1-2-3 детей во взрослых преврати.

Итог: Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. А закончить свой мастер-класс мне бы хотелось словами педагога Василия Александровича Сухомлинского: «Умейте открывать перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открывать так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».
Февраль 2023