Высшая школа делового администрирования
Публикации
2021 (№ 17-31)

Пудовкина Н.В. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Библиографическое описание:
Пудовкина Н.В. Теоретические основы формирования читательского интереса младших школьников // Современная начальная школа. 2021. № 18. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/18.pdf.

Анализ проблемы формирования читательского интереса в психолого-педагогической литературе

В современном мире не смотря на быстро развивающиеся информационные технологии, книга остается источником знаний, собеседником и наставником, как для взрослого, так и для ребенка. Вследствие этого, проблема формирования читательского интереса учащихся становится особенно актуальной в современном мире. Читательские интересы во многом определяют личность человека, поэтому процесс формирования их у школьников рассматривается не только как педагогическая, психологическая, методическая, но и как социальная проблема.В целях формирования читательских интересов учащихся проводится целенаправленная планомерная работа, которую учитель может осуществлять посредством использования активных форм и методов творческих заданий при организации уроков литературного чтения, проведения уроков литературного слушания и внеклассного чтения. Помогает в решении данной проблемы творческий подход к ведению уроков и составления заданий, а также сотрудничество с библиотекой, систематическая работа с родителями по организации семейного чтения, проведение внеклассных мероприятий по литературному чтению.

В современном мире не смотря на быстро развивающиеся информационные технологии, книга остается источником знаний, собеседником и наставником, как для взрослого, так и для ребенка.

Под влиянием современной медиакультуры в обществе меняется статус чтения, круг чтения, способы восприятия печатного текста, мотивация обращения к книге. Это позволяет специалистам в области исследования процессов чтения Е.И. Голубевой, Н.Н. Сметанниковой, В.П. Чудиновой говорить о "недетских проблемах детского чтения", о смене модели чтения. Современные дети стали читать по-другому, другие книги. Ученые охарактеризовали восприятие текста современным школьником как мозаично-клиповое, требующее постоянной смены декораций, что затрудняет освоение многостраничного печатного текста. Все больше времени в детском досуге занимают игра на компьютере, просмотр телепередач, уходит в прошлое традиция семейного чтения, школьнику не стыдно признаться в том, что он не любит читать. В результате этих процессов выявились проблемы: падение грамотности, огрубление речи, снижение общего культурного уровня.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования рассматривает чтение в качестве средства, оказывающего влияние на личностное развитие ученика, его способность к адаптации в обществе, решающего задачу по воспитанию ответственного, инициативного и компетентного гражданина, указывает на необходимость формировать у учащихся образовательные компетенции, основополагающие читательские умения и знания, приемы понимания текста, овладение техникой чтения, развитие читательского интереса.

О большом значении формирования и развития интереса говорили многие дидакты прошлого. В самых разнообразных трактовках проблемы в педагогике главную функцию интереса все видели в том, чтобы приблизить ученика к учению, завлечь так, чтобы обучение для учащегося стало желанным, чтобы обучения стало потребностью, без удовлетворения которой немыслимо благополучное формирование.

Термин «интерес» в переводе с латинского означает «иметь значение». В психологическом словаре под интересом понимается «потребностное отношение или мотивационное состояние, побуждающее к познавательной деятельности, развертывающейся преимущественно во внутреннем плане. Он возникает на основе познавательного влечения (желания) к той или иной области действительности и в процессе своего развития может перерасти в устойчивую личностную потребность в активном, деятельном отношении к своему предмету, в склонность» [1].

Можно сделать вывод, что понятие «интерес» конкретизируется как «познавательный интерес». В XVII веке проблема интереса была упомянута в трудах Я.А. Коменского. В своей книге «Великая дидактика» Я.А. Коменский писал: «Какое бы занятие ни начинать, нужно прежде всего возбудить у учеников серьезную любовь к нему, доказав превосходство этого предмета, его пользу, приятность и что только можно». Для решения данной проблемы педагог отводил важную роль поддержке родителями авторитета ученика, личности учителя и процессу обучения и воспитания. В основе созданных Я.А. Коменским книг, по существу, лежит принцип интереса в обучении.

Изучение интереса как средства успешного обучения отмечал К.Д. Ушинский: «Воспитатель не должен забывать, что ученье, лишенное всякого интереса и взятое только силою принуждения убивает в учение охоту к ученью, без которой он далеко не уйдет» [2]. Педагогом была создана система пробуждения любознательности и развития интереса к знаниям. Эта система связана с воспитанием внимания, искусством классного рассказа, изучением научных основ процесса воздействия на детей в школе.

Интерес является многоплановым понятием. Проанализировав психолого-педагогическую литературу, можно прийти к выводу, что единого понимания сущности интереса нет. Исследователи расходятся во мнениях о происхождении интереса, его содержании и структуре. Это возникает из-за сложности понятия «интерес», а также из-за тех методологических позиций, которых придерживаются при изучении интереса.

По мнению Г.И. Щукиной понятие интерес является многоаспектным. Интерес может представлять собой и избирательную направленность психических процессов человека на объект интереса, и стимулятор активности человека, и особое избирательное отношение человека к окружающему миру.

В психологических исследованиях интерес связывают с направленностью личности. По мнению С.Л. Рубинштейна интерес охватывает и направляет все психические познавательные процессы – восприятие, память, мышление, то есть интерес относится ко всей личности, а не к какой-то определенной психической функции. Важным свойством интереса, как считает С.Л. Рубинштейн, является направленность познавательной деятельности [3].

По мнению А.Н. Леонтьева, интерес также является «специфической познавательной направленностью личности на предметы и явления действительности».

По мнению Н.Г. Морозовой отмечает, что интерес характеризуется тремя существенными чертами:

* положительной эмоцией по отношению к деятельности;

* наличием познавательной стороны этой эмоции, т.е. тем, что принято называть радостью познания;

* наличием мотива, идущего от самой деятельности. Иными словами, деятельность сама по себе привлекает и побуждает ею заниматься, независимо от других мотивов [4].

Л.М. Фридман и К.Н. Волкова считают, что интерес является потребностью. По их мнению, интерес также «служит мотивом». Интерес в некоторых случаях можно рассматривать в качестве мотива деятельности. Такой точки зрения придерживается Г.И. Щукина. Я считаю, что понятия «интерес» и «мотив» взаимосвязаны, но отождествлять их нельзя, так как они представляют различные психические свойства. В своей работе интерес определю как устойчивую, избирательную, эмоционально-окрашенную направленность личности на определенные предметы и деятельность, а также особой формой проявления познавательной потребности.

Изучая проблему развития интереса, можно определить сущность понятия «читательский интерес». Дать определение этому понятию является проблематичным, связи с тем, что нет единого понимания понятия «интерес».

Большой вклад в изучение развития читательского интереса внесла профессор Н.Н. Светловская [5].

Термин «читательский интерес» она рассматривает в узком и широком смысле. В узком смысле читательский интерес проявляется в интересе к чтению: механизму прочтения, способу перевода знаков. Данным читательским интересом обладает ребенок, который только учится. У него появляется желание понять написанное в книге и показать окружающим, как он овладеет процессом чтения.

В широком смысле слова – читательский интерес, то есть активное отношение читателя к человеческому опыту, заключенному в книгах, и к своей способности самостоятельно добывать этот опыт из книг. При этом обязательно проявление читателем умственной и эмоциональной активности, чтобы целенаправленно ориентироваться в книжном окружении, в книге как инструменте для чтения, в тексте как основном компоненте книги, хранящем и передающем читателю этот опыт при условии квалифицированного прочтения текста.

Удачным следует признать определение Б.П. Умнова, видящем в читательском интересе наличие избирательно-положительного отношения личности (или группы) к произведениям печати. Определение значимости и эмоциональной привлекательности, которые соответствуют потребностям личности (группы) в чтении [6].

Первым, кто выделил структуру читательского интереса, является Л.С. Выготский. По его мнению, читательский интерес имеет сложную структуру, в которую включается собственно интерес, а также эмоциональное влечение к объекту интереса. При этом собственно интерес рассматривается как познавательный момент, а эмоциональное влечение – как побудительная сила [7].

По мнению Р.В. Никитиной, важной составляющей читательского интереса является знание об авторах, их биографии, произведения. Если человек будет знать многообразие книг, тем, жанров, то сможет подобрать книгу, которая будет соответствовать его интересам и познавательным потребностям [8].

Основным признаком читательского интереса И.И. Тихомирова называет «значимость определенной литературы для субъекта и положительное эмоциональное отношение к ней» [9].

По мнению С.Я. Соловейчик, нет наслаждения книгой, если нет чтения, значит, нет читателя. Безынтересное перелистывание страниц, холодное наблюдение за происходящим в книге – это не чтение. Любование искусством автора, рассказывание слова с удовольствием, восторг по поводу удачного высказывания, изумление перед мастерством изображения и описания, волнение, вызванное глубиной содержания – вот чтение.

Обязательным условием развития читательского интереса является положительное личностное отношение к книгам. Важной составляющей в развитии читательского интереса является заинтересованность. Существуют виды заинтересованности, которые выделила Н.Н. Светловская:

*заинтересованность текстом;

* ситуативная заинтересованность;

*личная заинтересованность [5].

При заинтересованности текстом происходит оценка услышанного о какой-либо книге, и на основе этого принимается решения прочитать книгу. Важную роль при ситуативной заинтересованности играет качество печати. Интерес возникает при пролистывании книги. Яркое оформление, заглавие, занимательность, новизна подачи привлекает внимание читателя, и он уже не может оторваться от книги, не дочитав ее.

Проявление устойчивых свойств личности (потребностей, способностей, интересов) приводит к личной заинтересованности, которая возникает при чтении и просмотре книг.

Ситуативный и личностный интерес определяет основную качественную характеристику читательского интереса – устойчивость. Если интерес ситуативный, т. е. вызван внешними стимулами, то он может снижаться в определенных ситуациях. Устойчивость будет выше, если интерес вызван духовными или познавательными потребностями человека, то есть личностным интересом.

Важной задачей является вовлечение учащихся в деятельность. Не работая над текстом произведения, не осознавая смысл прочитанного, сложно заинтересовать ребенка в дальнейшем прочтении произведения. Следует отметить, что некоторые исследователи стараются дать более глубокое, всестороннее определение процесса чтения. Они признают ведущее значение осмысленного чтения, при котором слова и фразы становятся выразителями содержания и обретают способность возбуждать у читателя поток представлений, образов, картин, мыслей, чувств, стремление.

Таким образом, читательский интерес – это направленный интерес, проявляемый в активном отношении читателя к человеческому опыту, заключенному в книгах, и к своей способности самостоятельно добывать этот опыт из книг. При этом обязательно проявление читателем умственной и эмоциональной активности, чтобы целенаправленно ориентироваться в книжном окружении, в книге, как инструменте для чтения, в тексте, как основном компоненте книги, хранящем и передающем читателю этот опыт. Можно выделить следующие составляющие развития читательского интереса:

*знание о многообразии книг,

*личная заинтересованность,

*и понимание смысла прочитанного.

Психолого-психологические условия формирования читательского интереса младших школьников

Формирование читательского интереса проходит под влиянием внутренних причин – возрастных особенностей школьников, так и внешних, к которым в первую очередь относится обучение.

Оптимальные результаты в читательской деятельности, как и во всякой творческой деятельности, не достигаются только путем прямого обучения, и в то же время формирование читательских интересов не происходит автоматически, а направляется всей учебной и внеклассной деятельностью.

Самое главное необходимо выделить особенности формирования читательского интереса в младшем школьном возрасте. Младший школьный возраст – этап развития ребёнка, который соответствует периоду обучения в начальной школе. Хронологические границы этого возраста различны, но условно определены в интервале от 6-7 до 10-11 лет.

Включение ребёнка в учебную деятельность знаменует начало перестройки всех психических процессов и функций. Младший школьный возраст – возраст достаточно заметного формирования личности. Для него характерны новые отношения с взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности – учение, которое предъявляет ряд серьёзных требований к ученику. Всё это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к людям, коллективу, к учению и связанным с ними обязанностям, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, развивает способности.

Л.С.

Выготский [7] отмечает, что в младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности. Характер младших школьников отличается некоторыми особенностями. Прежде всего, они импульсивны – склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам. Причина – потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения.

Возрастной особенностью является и общая недостаточность воли: младший школьник ещё не обладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий, о чем пишет в своей статье А.Т. Алексеевская. Он может, опустить руки при неудаче, потерять веру в свои силы и невозможности. Нередко наблюдается капризность, упрямство. Обычная причина их – недостатки семейного воспитания. Ребёнок привык к тому, что все его желания и требования удовлетворялись, он ни в чём не видел отказа. Капризность и упрямство своеобразная форма протеста ребёнка против тех твёрдых требований, которые ему предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, что хочется, во имя того, что надо [10].

Также в младшем школьном возрасте идёт чрезвычайно быстрое развитие эмоциональной сферы, так называемого чувственного интеллекта. Обращая большое внимание на эту особенность младшего школьного возраста, учитель может добиться высокой эффективности в своей работе по формированию интереса к чтению.

На базе положительных эмоциональных переживаний появляются и закрепляются потребности и интересы человека. Именно в младшем школьном возрасте происходит накопление чувств и переживаний. Поэтому младшие школьники ищут в чтении:

* занимательности, сильных эмоциональных переживаний. Их воображение захватывают остросюжетные произведения, героические подвиги кажутся нормой жизни, а любимые герои – это, прежде всего, герои действия;

* для детей младшего школьного возраста нужны произведения, которые учат их удивляться. Способность удивиться событию, явлению, человеку для ребёнка очень необходима: из удивления рождается интерес к жизни, жажда познания, умение видеть прекрасное и дорожить им.

Поэтому одним из ключевых моментов в формировании позитивного отношения к чтению младших школьников является грамотное построение учебного процесса и разнообразие форм работы на урочной деятельности. А для этого необходимо использовать различные методические техники, приемы, наглядные пособия как в урочной деятельности:

* развитие интереса к чтению и, как следствие, формирование читательского интереса в целом;

* совершенствование качества чтения, как основы глубокого и полноценного восприятия младшими школьниками художественного текста;

* развитие речи учащихся через формирование правильного литературного языка и умений выражать свои мысли и чувства в разных формах устной и письменной речи;

* освоение учениками-читателями нравственных ценностей, содержащихся в художественном произведении, осмысление нравственных понятий, формирование нравственных качеств личности на примере литературных героев.

Внимание учащихся направлено на осознание значимости чтения для личного развития, успешности обучения по всем учебным предметам, формирование потребности в систематическом чтении, достижение необходимого уровня читательской компетентности. Все это требует новых форм работы. Используя многообразные формы работы с детской книгой, с первых дней пребывания первоклассников в школе начинается активное приобщение учащихся в увлекательный мир детской книги.

Взрослый (педагог, родитель) должен научить ребенка выбирать такие книги, которые будут не просто развлекательным чтивом, но помогут пережить эмоции более высокого уровня, когда школьник будет соотносить себя с героями книг, сравнивать себя с ними, отделять себя от них учиться отличать плохое и хорошее и таким образом воспитывать в себе личность.

Немаловажную роль в формировании читательского интереса имеет семья. Совместное прочтение книги, общение по поводу прочитанного материала сближает членов семьи, объединяет их духовно и воспитывает у детей потребность читать самостоятельно. Необходимо помочь родителям осознать ценность детского чтения, как эффективного средства образования и воспитания школьников, как залог учебного, а за тем и жизненного успеха, вовлечь каждого родителя в решение проблемы детского чтения и развития активной читательской среды детей. Поэтому надо просвещать родителей, чтобы детское чтение не превращалось в пытку, а было трудом души. Чтобы воспитать в ребенке привычку к чтению, взрослому надо читать самому, читать ребенку вслух, читать с ним по очереди. Тогда в один прекрасный день он согласится с героем знаменитой «Считалочки» Валентина Берестова: «Как хорошо уметь читать! Не надо к маме приставать, не надо бабушку трясти».

Формирования читательского интереса младших школьников в процессе выполнения творческих заданий

«Через сказку, фантазию, игру

Через неповторимое детское творчество

Верная дорога к сердцу ребёнка»

(В. А. Сухомлинский)

Что же представляет собой детское творчество, в чём его неповторимость? Что нужно понимать под творческой деятельностью, какой она бывает?

Выготский писал, что под творческой деятельностью нужно понимать такую деятельность, которая создаёт нечто новое. Именно творческая деятельность, делает человека существом, обращённым к будущему, созидающим его и видоизменяющим своё настоящее.

В начальной школе должен закрепиться один из приёмов положительной мотивации учения – опора на творчество учащихся. В этом помогут грамотно составленные учителем творческие задания.

Урок литературы, особенно в начальной школе, — это всегда урок творчества. Прежде всего, это творчество самого учителя и, если оно есть, будет и творчество учащихся.

Творчество строится из элементов, взятых из действительности и содержащихся в прежнем опыте человека.

Творчество является постоянным спутником детского развития. Литературное творчество самое характерное для школьного возраста.

Прежде всего - это творчество читателя. В нём, в чтении, участвуют разные сферы психики человека: чувство, воображение, мышление, память.

Здесь важна активность и точность эмоциональной реакции, глубина осмысления художественного текста, конкретизация литературных образов в читательском воображении, способность эстетически оценить форму произведения, видеть за художественным миром его автора.

Сильная эмоциональная реакция на произведение обычно сопровождается включением читательского воображения.

Деятельность читателя в сравнении с восприятием других искусств особенно сложна, так как слово не обладает вещественностью звука, линии, цвета, объёма, движения. Но если помочь читателю включить эмоции, воображение, то будет услышан звук, увиден цвет, почувствовать движение.

Творческая деятельность – одно из условий утверждения нравственного достоинства, вершина духовной жизни человека. Именно в этом возрасте так важно утвердить такие духовные начала в ребёнке и закрепить их, чтобы они не были потеряны во взрослой жизни.

Благодаря творчеству обогащается эмоциональная жизнь, раскрываются задатки, способности, наклонности личности. Дети передают в данной ситуации чувства, мысли, стремления. Чем глубже впечатление, полученное от непосредственного восприятия, чем ярче образы воображения, тем острее потребность передать это в своём творчестве.

Современный урок литературы – это сочетание уже известных методов и приемов обучения и их творческое видоизменение, нацеленное на создание положительной устойчивой мотивации при помощи эмоционального воздействия на чувства и духовный мир школьника. Поэтому тщательный отбор творческих заданий, их разнообразие, уместное применение на уроках способствуют формированию и развитию умений работать с текстом не только на уроках литературного чтения, а вообще на всех учебных предметах. Основные направления в формировании читательского интереса с использованием творческих заданий определились в результате изучения опыта учителей.

1. Проекты, развивающие интерес к чтению.

Метод проектов связан с развитием и формированием читательского интереса, так как он дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их совместное сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. Проект ценен и тем, что в ходе его выполнения учащиеся учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Проекты нацелены как на изучение личности ученика, так и на выявление и пробуждение его явных или потенциальных задатков, интересов.

Проект “Талантливые читатели”.

Проект реализуется в тесном контакте с родителями, включая в себя:

1). тестирование родителей, которое помогает им обратить внимание на круг чтения ребенка и показывает пути благотворного влияния на читательскую деятельность школьника;

2). тестирование учащихся различных возрастных групп, цель которого помочь раскрыть себя как читателя и личность;

3). игры, конкурсы, задания на развитие качественной стороны восприятия детей;

4). анкетирование детей и родителей “Читательские пристрастия моей семьи”;

5). изучение читательских дневников;

6). составление картотеки детского чтения;

7). анализ сочинений школьников, направленных на рефлексию читательского опыта (“Моя домашняя библиотека”, “Я – читатель”, “Исповедь читателя” …);

8). большое количество экскурсий;

9). памятки для родителей, помогающие им осуществлять комплексный контроль за умением самостоятельно работать с книгой.

С целью расширения читательского опыта учащихся и учета их интересов можно организовать “три круга” чтения (программные произведения для чтения и изучения, произведения для самостоятельного чтения и обсуждения в классе, произведения для внеклассного чтения).

Проект «Семейные чтения».

Подразумевает коллективное обсуждение на тематическом родительском собрании книги, предложенной учителем, и прочитанной предварительно и родителями, и детьми.

2. Организация разнообразных форм внеклассных мероприятий.

Внеклассное чтение - одно из важнейших направлений в работе учителя-словесника, которое способствует развитию читательской самостоятельности учащихся, формированию их читательских интересов, является опорой школьного курса.

Главным звеном в работе по развитию читательского интереса школьников является организация литературных игр и литературных праздников, в процессе которых развиваются интеллектуальные, моральные, волевые качества личности играющих, проявляется и совершенствуется кругозор, активизируются задатки и способности детей.

Каждый ученик в классе имеет свое "дерево достижений", которое растет вместе с ребенком от класса к классу. В конце каждого учебного года выявляются интеллектуальные лидеры и активные читатели года.

3. Взаимодействие учителя и библиотекаря в формировании читательской культуры.

В сотрудничестве учителя и библиотекаря важными компонентами являются совместные действия по привитию любви к чтению, бережному отношению к книге, формировать которые помогают проекты «Книжкина больница», «Передай добро по кругу», «Клуб любителей чтения», «Книжное меню для книжного банкета», «Читательский дневник». Вместе с библиотекарем школьники учатся системе работы с книгой, знакомятся с поэтапным освоением методов чтения (осмысленно, выразительно, вдумчиво), совершенствуют умение пересказа прочитанного (подробно, выборочно, сжато).

Помощь учащимся в выборе книг, подходящих им по уровню, может стать связующим звеном в поиске верного начала, а содержание читательских дневников учащихся поможет учителю и библиотекарю оценить читательские навыки и предпочтения учащихся.

4. Роль Интернета в развитии читательского интереса.

Для современных детей и подростков Интернет — это, помимо развлечения, один из способов доступа к нужной информации. Детским увлечением Интернетом и другими элементами информационных технологий можно воспользоваться для расширения сферы и пробуждения у ребят познавательных интересов.

5. Взаимодействие с родителями.

Своевременный и тесный контакт с родителями учащихся позволяет обрести в их лице необходимых и надежных помощников, углубляющих у детей интерес к чтению. Чтение — это своеобразный диалог между человеком и книгой, требующий усердия, работы ума и сердца. Книги делают человека лучше, а это одно из основных условий, чуть ли не единственная цель искусства.

От того, какие книги читает ребенок, во многом зависит, каким человеком он станет. Книга воспитывает и формирует нравственные качества личности, духовный мир школьника, так как через нее происходит передача нравственных ценностей и норм от одного поколения к другому. Помочь ребенку осознать необходимость чтения, пробудить интерес к чтению лучших книг и талантливо их прочесть — задача взрослых (будь то родитель, писатель, издатель, учитель, библиотекарь, воспитатель), задача всех, кто верит в силу чтения и болеет душой за возрождение культуры и интеллектуальной мощи своей страны.

Изучив психолого-педагогическую литературу по проблемам детского чтения, можно заключить, что детское чтение будет развивать личность ребёнка, если оно соответствует возрасту и индивидуальным особенностям, обеспечивает качественный уровень восприятия читаемых произведений, поддерживает престиж книги, формирует интерес. Развитие младшего школьника как читателя должно происходить согласно его читательскому типу. Основные качества читательских интересов: устойчивость, глубина, избирательность, содержание зависят не только от литературного материала, но и от подачи его читателям.

Психологической основой читательских интересов является побуждение, обусловливающее читательский спрос. В нём выделяют стимулы, потребности, интересы. Для развития читательских интересов важны внутреннее желание ребёнка общаться с хорошей книгой, эмоциональный отклик на происходящее в произведении, идентификация, т.е. узнавание себя в литературном герое, а также – соотнесение текста с жизненным опытом, ведь сотворчество в процессе чтение дает возможность испытать эмоциональное потрясение, возникающее в результате сопереживания героям книги.

В процессе формирования читательского интереса у ребенка семи – десяти лет, педагогу необходимо предоставить учащемуся способность выбирать источник литературного чтения, в зависимости от персональной направленности и индивидуальной особенности личности. Инициатива в этом вопросе играет роль двигателя интересов ребенка и помогает ему осознать важность принятия самостоятельного решения в выборе художественного произведения для чтения.

Можно сделать вывод о необходимости использования и применения педагогом различных форм работы, для того чтобы оживить процесс чтения, прибавить ему привлекательности, чтобы в дальнейшем воспитать настоящего читателя и способствовать возможности творческого подхода к чтению.

Целенаправленная и должным образом организованная работа по развитию интереса к чтению у учащихся младших классов призвана сформировать читательский интерес, а также умение работать с художественным словом, умению анализировать, соотносить факты, логически рассуждать, корректно выстраивать высказывания и суждения о прочитанном материале способствует образованию первоначальных навыков к самостоятельной исследовательской деятельности.

Таким образом, стандарт и программа творческого характера создают условия для успешного формирования читательской компетентности, которая не может существовать без читательского интереса. Сформировав читательский интерес, мы можем сформировать читательскую компетенцию.

Библиографический список

1.Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики: Учеб. пособие для студ. психол. фак. вузов - М. Издательский центр «Академия», 2002. — 272 с.

2.Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения: 2 т. Т. 1 / К.Д. Ушинский. – М.: Педагогика, 1974. – 638 с.

3.Рубинштейн C.Л. Основы общей психологии / C.Л. Рубинштейн. СПб.: Питер Ком, 1999. -720 с.

4.Морозова Н. Г. Учителю о познавательном интересе. – М.: Знание, 1979. – 48 с.

5.Светловская Н.Н. Методика обучения чтению: что это такое? – М.: Просвещение. -1991. – С. 44-65.

6.Умнов, Б.Г. Чтение детей и подростков в конце XX в. / Б.Г. Умнов. - М., 2012. – 153 с.

7.Выготский, Л. C. Вопросы детской психологии [Текст] / Л. C. Выготский. – СПб.: Союз, 2008. – 65с.

8.Никитина Р.В. Как вызвать читательский интерес в эпоху гадже-тов / Р.В. Никитина, Н.Н. Кривоногова // Начальная школа. – 2016.№6. – С.68-70.

9.Тихомирова, И.И. Психология детского чтения от А до Я. Методический словарь-справочник для библиотекарей / И.И. Тихомирова. – М.: Школьная библиотека, 2014. – 248 с.

10.Алексеевская, A. T. Формирование читательских интересов младших школьников [Текст] / А. Т. Алексеевская // Журнал «Начальная школа». – 2008. – № 3. – С. 18.