Библиографическое описание:
Раула И.Е. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ПАМЯТНИКИ СТОЛИЦЫ» // Современная начальная школа. 2023. № 3 (46). Часть 2. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2023/46-2.pdf.
Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи, и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успешность работы зависит от её организации, основанной на методологии учебно-исследовательской деятельности. Поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальными для ребёнка, исследовательская работа выполняется на добровольных предпочтениях, обеспечивается необходимыми материалами, средствами, оборудованием. Действенным средством сохранения интереса к исследованиям становится творческое проектирование. Проектная деятельность – более широкое понятие, чем просто исследовательская работа, это совокупность определённых действий: изначально исследование (процесс выработки новых знаний) и вместе с этим решение определённой, ясно осознаваемой задачи, замысла для создания реального объекта, конечного продукта. А это всегда творческая деятельность, в основе которой идёт развитие познавательных творческих навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления, оформление конечных результатов, презентация полученного продукта, обсуждение и выводы. Творческий проект ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, выполняемую в течение определённого отрезка времени, выливается в конечный результат, например, в нашем случае, театрализованный праздник, который проводился в нашей гимназии. Мои воспитанники 2 класса, исходя из общешкольной тематики проекта «Моя Москва» остановились на конкретном предмете исследования «Памятники Москвы».
Актуальность темы «Памятники столицы»: Человека окружает не только природа. Все мы живем в среде, которая была создана предками – исторической и культурной. Сохранить ее столь же важно, как редкие растения, животных и птиц. Памятники культуры и истории – «лицо» народа, то, что его характеризует и делает особенным. Они представляют большую ценность для страны, в которой созданы.
Москва, как столица государства с внушительной историей, неразрывно связна со многими знаковыми событиями и выдающимися личностями. В их честь во все времена в городе появлялись памятники на любой вкус. На улицах и площадях, в скверах и парках можно найти как монументы прошлого, так и современные. Памятники своим величием дают эмоциональный заряд, помогают сохранять значимое прошлое. Они призваны воспитывать в гражданах чувство гордости за страну.
Актуализировать тему проекта позволила обзорная виртуальная мини-экскурсия «Памятники Москвы». Затем был проведён анализ опроса: какие памятники знают ученики, какие находятся неподалёку от дома, о каком хотел бы рассказать. Раздача индивидуально карты маршрута движения к проектной цели: что мне надо сделать, как будет называться мой проект в контексте основного, что будет результатом моего проекта, кто и что помогает мне советом, что мне надо прочитать, что мне нужно для оформления и презентации проекта, итоги (выполнено ли задуманное, что было трудно, как оценили мой проект родители, учителя, друзья, в чём согласен). Карта маршрута по этим вопросам разделена на ступени проекта для структурирования содержательной части с указанием поэтапных результатов по датам: выбор темы, сбор информации, отбор материала, оформление, представление. Было выявлено, что предметно-содержательная часть отбора материала детьми имела такие области исследования, как литературно-творческая (памятник Пушкину А.С.), культуроведческая (памятник Ю.С. Никулину), естественнонаучная (памятник М.В. Ломоносову), музыкальная (памятник П.И. Чайковскому), географическая (памятник Ю.А. Гагарину), историческая (памятник Петру Первому, К. Минину и Д. Пожарскому), языковая (памятник Ивану Фёдорову). Добровольность выбора исходила из личных предпочтений интересов учащихся, желанием знать более подробную информацию по выбранной теме, погрузиться в реализацию образа выбранного объекта по своему усмотрению (конечный продукт творческого проекта). Теоретические знания хорошо вплетались в введение проекта беседами с размышлениями, информационными слайдами, которые обосновали, что памятники истории и культуры представляют собой, для чего нужно изучать памятники, как появляются и какие бывают, почему нужно беречь памятники культуры и истории, как сохранить, На этапе сбора информации выслушивали самые показательные моменты: что заинтересовало, что нового узнал, важность этих знаний для меня лично и моего окружения. Оформление итогового плода проекта вырабатывалось по тем критериям, которые наиболее близки учащимся: важно показать героя памятника «вживую» творческой личностью. Для этого немалая работа выполнена по изучению особенности исторической личности, кому посвящён памятник, событий его жизни в семье, в стране. Познакомившись поближе с биографией, учащиеся могли по-иному увидеть героя уже глазами скульптора. Затем перешли к изучению истории создания памятников, замыслу архитекторов, материалам и размерам памятников, их расположениям в конкретном месте. На этом этапе работы проекта создавалась фотовыставка, рисунки на уроках изо. Конечным проекта каждый ребёнок избрал своё перевоплощение в образ героя: репетировались танцы, выразительность заученных стихотворений, собственных мастер-классов, научных опытов, реализации фокусов и др.)
Итог проекта вылился в замечательный праздник творчества, умений и знаний моих второклассников. Радость творчества выражалась и в подборе костюмов для персонажей, и продуманным оформлением жанра выступления, репетициями и сюрпризами. Улыбки на лицах ребят, слова одобрения и восхищения в их адрес от присутствующих на празднике, незабываемость ярких моментов выступления – огромная польза творческих проектов, вложений труда затраченных сил и пользы потраченного времени как неизбежный его результат. Учащиеся предложили продолжить проект с потенциалом расширения этой темы в совокупности «Необычные памятники страны» и «Я автор нового памятника» также с театрализованным сценарием.
Источники:
https://www.kakprosto.ru/kak-97856-zachem-nuzhny-pamyatniki#ixzz7sRYoH6T1
https://fishki.net/3742473-istoricheskie-i-sovremennye-pamjatniki-moskvy.html
https://razvivashka.online/poznavatelnoe/pamyatniki-kultury-i-istorii-dlya-detey
Раула И.Е. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ПАМЯТНИКИ СТОЛИЦЫ» // Современная начальная школа. 2023. № 3 (46). Часть 2. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2023/46-2.pdf.
Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи, и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успешность работы зависит от её организации, основанной на методологии учебно-исследовательской деятельности. Поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальными для ребёнка, исследовательская работа выполняется на добровольных предпочтениях, обеспечивается необходимыми материалами, средствами, оборудованием. Действенным средством сохранения интереса к исследованиям становится творческое проектирование. Проектная деятельность – более широкое понятие, чем просто исследовательская работа, это совокупность определённых действий: изначально исследование (процесс выработки новых знаний) и вместе с этим решение определённой, ясно осознаваемой задачи, замысла для создания реального объекта, конечного продукта. А это всегда творческая деятельность, в основе которой идёт развитие познавательных творческих навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления, оформление конечных результатов, презентация полученного продукта, обсуждение и выводы. Творческий проект ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, выполняемую в течение определённого отрезка времени, выливается в конечный результат, например, в нашем случае, театрализованный праздник, который проводился в нашей гимназии. Мои воспитанники 2 класса, исходя из общешкольной тематики проекта «Моя Москва» остановились на конкретном предмете исследования «Памятники Москвы».
Актуальность темы «Памятники столицы»: Человека окружает не только природа. Все мы живем в среде, которая была создана предками – исторической и культурной. Сохранить ее столь же важно, как редкие растения, животных и птиц. Памятники культуры и истории – «лицо» народа, то, что его характеризует и делает особенным. Они представляют большую ценность для страны, в которой созданы.
Москва, как столица государства с внушительной историей, неразрывно связна со многими знаковыми событиями и выдающимися личностями. В их честь во все времена в городе появлялись памятники на любой вкус. На улицах и площадях, в скверах и парках можно найти как монументы прошлого, так и современные. Памятники своим величием дают эмоциональный заряд, помогают сохранять значимое прошлое. Они призваны воспитывать в гражданах чувство гордости за страну.
Актуализировать тему проекта позволила обзорная виртуальная мини-экскурсия «Памятники Москвы». Затем был проведён анализ опроса: какие памятники знают ученики, какие находятся неподалёку от дома, о каком хотел бы рассказать. Раздача индивидуально карты маршрута движения к проектной цели: что мне надо сделать, как будет называться мой проект в контексте основного, что будет результатом моего проекта, кто и что помогает мне советом, что мне надо прочитать, что мне нужно для оформления и презентации проекта, итоги (выполнено ли задуманное, что было трудно, как оценили мой проект родители, учителя, друзья, в чём согласен). Карта маршрута по этим вопросам разделена на ступени проекта для структурирования содержательной части с указанием поэтапных результатов по датам: выбор темы, сбор информации, отбор материала, оформление, представление. Было выявлено, что предметно-содержательная часть отбора материала детьми имела такие области исследования, как литературно-творческая (памятник Пушкину А.С.), культуроведческая (памятник Ю.С. Никулину), естественнонаучная (памятник М.В. Ломоносову), музыкальная (памятник П.И. Чайковскому), географическая (памятник Ю.А. Гагарину), историческая (памятник Петру Первому, К. Минину и Д. Пожарскому), языковая (памятник Ивану Фёдорову). Добровольность выбора исходила из личных предпочтений интересов учащихся, желанием знать более подробную информацию по выбранной теме, погрузиться в реализацию образа выбранного объекта по своему усмотрению (конечный продукт творческого проекта). Теоретические знания хорошо вплетались в введение проекта беседами с размышлениями, информационными слайдами, которые обосновали, что памятники истории и культуры представляют собой, для чего нужно изучать памятники, как появляются и какие бывают, почему нужно беречь памятники культуры и истории, как сохранить, На этапе сбора информации выслушивали самые показательные моменты: что заинтересовало, что нового узнал, важность этих знаний для меня лично и моего окружения. Оформление итогового плода проекта вырабатывалось по тем критериям, которые наиболее близки учащимся: важно показать героя памятника «вживую» творческой личностью. Для этого немалая работа выполнена по изучению особенности исторической личности, кому посвящён памятник, событий его жизни в семье, в стране. Познакомившись поближе с биографией, учащиеся могли по-иному увидеть героя уже глазами скульптора. Затем перешли к изучению истории создания памятников, замыслу архитекторов, материалам и размерам памятников, их расположениям в конкретном месте. На этом этапе работы проекта создавалась фотовыставка, рисунки на уроках изо. Конечным проекта каждый ребёнок избрал своё перевоплощение в образ героя: репетировались танцы, выразительность заученных стихотворений, собственных мастер-классов, научных опытов, реализации фокусов и др.)
Итог проекта вылился в замечательный праздник творчества, умений и знаний моих второклассников. Радость творчества выражалась и в подборе костюмов для персонажей, и продуманным оформлением жанра выступления, репетициями и сюрпризами. Улыбки на лицах ребят, слова одобрения и восхищения в их адрес от присутствующих на празднике, незабываемость ярких моментов выступления – огромная польза творческих проектов, вложений труда затраченных сил и пользы потраченного времени как неизбежный его результат. Учащиеся предложили продолжить проект с потенциалом расширения этой темы в совокупности «Необычные памятники страны» и «Я автор нового памятника» также с театрализованным сценарием.
Источники:
https://www.kakprosto.ru/kak-97856-zachem-nuzhny-pamyatniki#ixzz7sRYoH6T1
https://fishki.net/3742473-istoricheskie-i-sovremennye-pamjatniki-moskvy.html
https://razvivashka.online/poznavatelnoe/pamyatniki-kultury-i-istorii-dlya-detey