Высшая школа делового администрирования
Публикации
2023

Кремез Е.И. АКТУАЛЬНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕСЕННОГО МАТЕРИАЛА ПРИ ИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Библиографическое описание:
Кремез Е.И. АКТУАЛЬНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕСЕННОГО МАТЕРИАЛА ПРИ ИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ // Современная начальная школа. 2023. № 5 (48). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2023/48.pdf.

Согласно современной концепции образования в целом и иноязычного образования в частности поиск эффективных способов и приемов обучения привлекает пристальное внимание многих талантливых педагогов и методистов. Одним из наиболее эффективных приемов обучения иностранному языку в рамках коммуникативной методики можно считать использование стихотворных и песенных материалов.

По утверждению как отечественных, так и зарубежных психологов, музыка является одним из эффективных способов запоминания лингвистического материала, поскольку представляет такой вид деятельности, который вовлекает в работу оба полушария головного мозга, что в свою очередь способствует хранению изучаемого материала и, как показывает опыт, его более быстрому воспроизведению. Дети любят петь, танцевать, играть - это естественные для них способы познания мира. Поэтому любая проигранная или спетая языковая структура пережита ими, связана с их личными эмоциями и чувствами, она становится для ребенка личнозначимой и запомнится навсегда.

Включая песню в учебный процесс, мы решаем ряд задач, определяемых ФГОС начального общего образования:

- формирование представления об английском языке как средстве общения;

- расширение лингвистического кругозора младшего школьника;

- развитие личностных качеств ученика, его внимания, мышления, памяти и воображения;

- развитие познавательных способностей детей;

- развитие эмоциональной сферы ученика.

Музыка и песни в музыкальном сопровождении отлично воспринимаются аудиалами, а если песня сопровождается движениями (детские песни практически всегда включают в себя танцевальные или спортивные движения), то она легко запомнится и кинестетиками. Если к песне подобрать картинки по сюжету, то не будет проблем и у визуалов с запоминанием этого материала.

На уроке иностранного языка песни чаще всего используются:

1) для фонетической зарядки на начальном этапе урока;

2) для более прочного закрепления лексического и грамматического материала, изучаемого в рамках определенного модуля;

3) как стимул для развития речевых навыков и умений;

4) как релаксация в середине урока, когда дети устали и им нужна смена деятельности, снимающая напряжение и восстанавливающая их работоспособность.

На уроках английского языка во 2 классе мы работаем по учебнику из УМК Spotlight (Быкова Н.И., Поспелова М.Д., Дули Д., Эванс В.). В учебнике представлено огромное количество песен к лексико-грамматическому содержанию каждого изучаемого модуля. Так, например, знакомство со звуками, которые обозначают буквы английского алфавита, происходит в легкой и ненавязчивой манере энергичного проговаривания: а – ant, b- bed, c-cat и т.д. Запоминание слова-приветствия Hello, названия членов семьи, комнат в доме и предметов них, глаголов, выражающих умения животных и наши умения, происходит не только в форме проговаривания текстов песен, но и сопровождается соответствующими движениями. Таким образом, мы задействуем разные виды памяти: слуховую, зрительную, кинеcтическую. Например, в модуле My house в теме изучения комнат в доме представлен не только текст самой песенки, но и предлагаются определенные движения к каждой отдельной строке.



Пропевая песенку и выполняя несложные движения, обучающиеся не только закрепляют соответствующие ЛЕ и проводят обязательную разминку (реализация здоровьесберегающих технологий), но и осваивают правила доброжелательного отношения ко всем входящим в их дом (Come and see- приглашение войти).

Стоит отметить, что в учебнике довольно много сложных для восприятия песенных текстов, сложных в том числе ввиду скромного словарного запаса второклассников, а также быстрого темпа и высокой скорости проговаривания текстов носителями языка. В связи с этим для лучшего усвоения обучающимися лексического и грамматического материала на уроках используем музыкальные отрывки из дополнительных источников, например других УМК и интернет-ресурсов.

Так, ненавязчивая отработка фонетики, закрепление фраз приветствия и знакомства, поздравление с днём рождения происходит при помощи песен “What is your name?”,,,Happy Birthday to you” и песенок Jolly phonics (e.g. \a\ -\a\ Ants on my arm \a\ -\a\ Ants on my arm\a\ -\a\ Ants on my arm They,re causing me alarm.)

Большая часть музыкальных отрывков приходится на проведение динамических пауз в течение урока. Так знакомую многим Head and shoulders,knees and toes мы не только поем, но и выполняем соответствующие движения вслед за любимым персонажем из детского мультфильма о забавном домовенке Бубе.

При изучении темы “Colours” можно предложить песенку «I like butterflies» с демонстрацией на экране различных цветов или же показом цветных картинок, изображающих бабочек разных цветов. Песенку можно спеть под музыку знакомой всем детям с детства песенки «В траве сидел кузнечик»: Brown and green and blue and white, Blue and white, Blue and white, Brown and green and blue and white, Red and black and yellow.

Учитывая быструю утомляемость младших школьников им надо предлагать несложные, веселые песенки и чанты, сопровождаемые различными действиями или элементарными танцевальными движениями. Дети с удовольствием подпевают "Clap your hands",особенно когда мы меняем ритм песенки от спокойного проговаривания до интенсивного воспроизведения уже хорошо знакомых фраз.

В работе мы используем песенки и в случае запоминания правил грамматики. Например, для закрепления глагола” to be предлагаем песенку на мотив «В лесу родилась Ёлочка»: I am, you are, he is, she is, it is, we are, you are, they are, you are, she is, it is, he is, we are, I am. При изучении времени “Past Simple” для глагола “to be”предлагается эта же песенка в следующем виде: I was,you were, he was, she was, it was, we were, you were, they were, you were, she was, it was, he was, we were, I was. Эту же песенку можно использовать, чтобы закрепить глагол «to have».

Таким образом, можно сделать вывод, что использование песен на уроках английского языка не только способствует развитию лингвистической компетенции и творческих способностей, но и несет в себе элемент тренировки долговременной памяти и помогает погружению учащихся в иноязычную культуру.

Источники:

1. Английский язык. 2 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций/ А64 [Н. И. Быкова, Д. Дули, М. Д. Поспелова, В. Эванс]. — М.: Express Publishing: Просвещение, 2017.

2. Т.М.Веселова, Т.Е.Вильберг, Т.Е.Мишина, Е.И.Летавина, Н.Ю.Скокова English songs, sing and study. Пой и изучай английскую грамматику! Изд-во КАРО, Санкт-Петербург, 2006.

3. Заболотнева И.Ю. Использование песенного материала на уроках английского языка //Психолого-педагогические исследования качества образования в условиях инновационной деятельности образовательной организации: материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции / ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет». Славянск-на-Кубани, 2015. С. 152-155.

4. Клементьева Т.Б. Счастливый английский. 5 -6 классы. – Дрофа – 1996.